Оксана Шестакова
Эссе воспитателя на конкурс «Воспитатель года»
▼ Скачать + Заказать документы
Опыт работы воспитателя Шестаковой О. Н на тему: «Театрализованная деятельность в ДОУ как современная образовательная технология».
Эпиграфом к своему выступлению я хочу взять слова немецкого психолога Карла Гросса: «Мы играем не потому, что мы дети, но само детство нам дано для того, чтобы мы играли».
Публикация «Эссе воспитателя на конкурс „Воспитатель года“» размещена в разделах
- Воспитатель года
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Эссе воспитателей и педагогов
- Темочки
Один из самых, пожалуй, эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя, является театрализованная деятельность.
Театрализованная деятельность - это самый распространенный вид детского творчества. Именно театрализованная деятельность позволяет ребёнку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.
Театрализованные игры развивают способности, помогают общему развитию, проявлению любознательности, стремлению к познанию нового, усвоению информации и новых способов действия, развивают мышление, формируют настойчивость. Кроме этого, эти игры развивают творческие способности и духовные потребности, раскрепощают и повышают самооценку.
Я считаю, что в нашем детском саду театрализованная деятельность поставлена на достойном уровне.
Использую в своей работе нетрадиционные формы, методы и средства для развития детей, включая театрализованную игру во все формы организации педагогического процесса.
Основной целью моей работы с детьми является:
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности.
Для достижения поставленной цели я определила ряд задач:
- воспитание интереса к различным видам творческой деятельности;
- овладение импровизационными умениями;
- развитие всех компонентов, функций и форм речевой деятельности
- совершенствование познавательных процессов.
Я считаю, что главное достоинство театрализованной деятельности заключается в том, что она позволяет формировать опыт социальных навыков поведения, потому что каждое литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеет нравственную направленность.
В нашем детском саду театрализованная деятельность поставлена на достойном уровне. В группе создана предметно-пространственная среда, которая отвечает современным требованиям:
- обеспечение развития активной театрализованной деткой деятельности.
- содержательность и насыщенность различными видами театра;
- трансформированность;
- полифункциональность;
- вариативность;
- доступность;
-безопасность.
Театрализованные игры входят составной частью в занятия по развитию речи, занятия познавательного цикла, музыкальные занятия, широко используются при чтении художественной литературы, на занятиях по конструированию, и конечно же, украсят любой праздник.
Таким образом, соблюдается одно из главных условий образовательной деятельности в ДОУ по ФГОС – интеграция всех направлений развития ребенка. Это следует учитывать при организации театрализованной деятельности детей в ДОУ.
Театр в нашем ДОУ «живет» очень давно, но в последнее время наблюдается новое направление – «христианское».
Вместе с детьми ставлю спектакли на пасхальную, рождественскую темы.
Они проходят с большим успехом.
В моей группе имеются разнообразные виды театров:
- пальчиковый театр;
- настольный театр;
- конусный театр;
- теневой театр;
- театр кружек;
- кукольный театр.
Первое приобщение дошкольников к театру проходит через знакомство с кукольным театром. Условность кукольного театра близка и доступна детям, они привыкли к ней в своих играх. Вот почему дети так быстро включаются в спектакль: отвечают на вопросы кукол, выполняют их поручения, дают советы, предупреждают об опасности и оказывают помощь героям спектакля.
Большое значение уделяю уголку ряженья. Дети - замечательные актё ры: стоит кому - то из них надеть хотя бы часть какого - то костюма, как он сразу же входит в образ.
С помощью их я пробуждаю в детях желание быть артистами.
Знаем мы и о том, что для ребёнка участие в драматизациях сказок и театрализованных играх всегда праздник. Поэтому достаточно часто используем в своей работе эти виды самостоятельной и совместной со взрослыми деятельности детей.
Несомненно, что приобщение детей театральной деятельности требует целенаправленного руководства ею со стороны воспитателя. И я начинаю работу по ознакомлению детей с театром с бесед, цель которых - сформировать на эмоциональном уровне представление о театре, как виде искусства. Эти беседы можно условно назвать: " Здравствуй, театр!" В процессе бесед, я предлагаю детям обсудить такие вопросы: " Что делают в театре зрители?", "Кто участвует в спектакле?", "Кто распределяет роли между артистами?", "Как вы узнаёте, где и когда происходит действие?", "Кто шьёт для артистов костюмы?", "Кто рисует декорации?", "Как надо вести себя в театре?". Затем предлагаю детям разыграть сценки - диалоги: "В парикмахерской", " Магазине", " Мама звонит по телефону", " Младшая сестрёнка простудилась", " Красная Шапочка и Волк". Воспитатель должен помочь юным актёрам продумать каждую реплику, выстроить линию диалога, понять суть роли.
помощь оказывают нам родители. Они участвуют в изготовлении декораций, придумывают и делают сценические костюмы или их элементы, а так же принимают участие в наших играх - драматизациях и сами, под нашим руководством, ставят сказки - спектакли. Я, как идейный вдохновитель стараюсь брать на себя роли различных сказочных персонажей. Так я могу перевоплотиться в сказочные персонажи (тоска зеленая, царь, баба яга, мама-зайчиха и т. д.)
Анализируя свою работу, я пришла к выводу, что театрализованная деятельность дает положительные результаты: у ребят активизируется и обогащается словарь, они стали свободнее, раскрепощённые в общении, а главное, они испытывают эмоциональный подъём. О чем свидетельствуют результаты мониторинга.
Несмотря на то, что театрализованная деятельность практикуется в нашем саду давно, сегодня она вышла на новый, современный уровень полностью соответствующий требованиям ФГОС.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что мы на правильном пути и на основе театрализованной деятельности можно реализовать практически все задачи воспитания, развития и обучения детей.