Елена Николаевна Лебедева
Эссе воспитателя «Воспитание красотой — моё кредо»
▼ Скачать + Заказать документы
«Дети удивительно остро воспринимают яркие, трепещущие игрой красок, оттенков и звуков
образы и глубоко хранят их в памяти».
В. Сухомлинский в книге «Сердце отдаю детям»
35 лет отдав детскому саду, я часто размышляю о своём жизненном пути. Но ни разу не поймала себя на мысли, что мой выбор – ошибка. Я прекрасно понимаю, что не могу провести грань, где заканчивается моя работа и начинается личная жизнь. А может это и есть моя дорога, которая зовёт и ведёт к счастью педагогического труда.
Публикация «Эссе воспитателя „Воспитание красотой — моё кредо“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Эссе воспитателей и педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2016
Воспитание красотой – моё кредо! Да, это действительно так. Я сама люблю все красивое, могу найти в любом, даже в самом простом и незаметном окружающем мире, необычность, универсальность, гармоничность. И стараюсь передать это своим воспитанникам – видеть красоту вокруг себя.
Детство – чуть ли не единственный отрезок человеческой жизни, где творчество становится универсальным и единственным способом существования человека. Задача любого педагога воспитать у ребёнка чувство красоты, окружить его красотой.
Девиз моей работы “Жить в красоте, замечать красоту, создавать красоту вокруг себя. Он же является и эпиграфом моего проекта «Красата+дети», который я реализую уже много лет и участниками, которого являются дети всех возрастов. В этот проект окунулись дошкольники и родители всех моих выпусков, а их было не мало.
Цель проекта: разработать и апробировать структуру эстетической развивающей среды в группе и на участке детского сада.
Актуальность проекта: формирование творческой личности – одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе. Человек будущего должен быть созидателем, с развитым чувством красоты и активным творческим потенциалом. Детство – чуть ли не единственный отрезок человеческой жизни, где творчество становится универсальным и единственным способом существования человека. Развивающая среда в детском саду должна быть создана по законам Красоты. В чем же Красота? Как она влияет на ребенка? Где ее искать и как нести детям? Часто я задаюсь этими вопросом. Красота многолика, многопланова, многомерна. Мы пишем слово Красота с большой буквы, значит, имеем в виду нечто прекрасное, доброе, гармоничное, совершенное, что вызывает радость, удовлетворение, восторг или утешение - в общем, положительно влияет на нас. Природа, искусство, красота Человека. Это Красота наших чувств, мыслей, переживаний, порой постижимых не умом, но сердцем. Ясно одно: в чем и как бы ни была выражена Красота, она положительно влияет на человека, делая его добрее, чище, возвышенней, уверенней. Красота может успока-ивать, может придавать силы и даже лечить. Недаром существует арттерапия - терапия Красотой!
Конечно, начинать всегда трудно, тем более, когда ты делаешь это впервые. Но я знала в какую «гавань» мне плыть, поэтому «ветер» был для меня попутным. И ЗАДАЧИ, которые я поставила нельзя назвать невыполнимыми.
- создание развивающей предметно-пространственной среды с учетом требований современного дизайна, соответствующей ФГОС ДО; - повышение уровня художественно-эстетического развития детей, развитие эстетического восприятия и чувства красоты. - вовлечение родителей в создание открытого образовательного пространства
Одним из важнейших факторов формирования и развития личности ребенка является
окружающая эстетически развивающая среда в образовательном учреждении - это среда, в которой ребенок живет, занимается, отдыхает.
Среда в образовательном учреждении, организованная по законам красоты, воспитывает и развивает детей. Она вызывает у детей чувство радости, создает эмоционально положительное отношение к детскому учреждению, желание посещать его. Это именно тот «ключик», который раскрывает в детях творческий потенциал, даёт реальную возможность адоптироваться им в социальной среде.
Требования к предметно-пространственной среде:
• сменяемая, вариативная, динамичная, должна включать разнообразные компоненты, способствующие формированию различных видов деятельности;
• взаимосвязана со всеми ее частями и окружающей средой, целостна, что позволит детям свободно заниматься разными видами деятельности, взаимодействовать друг с другом;
• не должна быть завершенной, застывшей, ее следует периодически преобразовывать, с учетом специфики детского восприятия, стимулировать физическую, творческую, интеллектуальную активность детей;
• в создание среды активно включать детей, т. к. это способствует формированию осознанного отношения ребенка к среде, понимания взаимозависимости всех ее компонентов, необходимой комфортности для всех детей и взрослых группы детского учреждения, стремления и умения согласовывать свои желания и интересы с другими;
• должна быть организована так, чтобы материалы и оборудование, необходимые детям для осуществления любой деятельности, были в поле зрения ребенка, доступны, чтобы он мог их взять, не обращаясь за помощью к взрослому. Так же важно приучать детей все материалы убирать на место т. к. :
- порядок во всем обеспечивает уют и красоту, радует глаз, создает хорошее настроение, материалы могут понадобиться для занятий другим детям или этому же ребенку;
• должна соответствовать возрастным, половым психофизиологическим особенностям детей.
Кроме того, при организации эстетической развивающей среды, я учитываю четыре аспекта, составляющих окружающую среду: предметный, природный мир, архитектурно-пространственная среда, социальный аспект.
Организацию развивающей среды в группе строю таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности, обогащаю её элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей. Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам (центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование.
Развивающую предметно-пространственную образовательную среду организую в стиле «радужной» группы, её отличает обилие детских работ, для каждой из которых характерна яркая индивидуальность замысла и средств его реализации. Оформлены «Полочки красоты» на которых размещены работы детей.
Проект «Красота + дети» направлен на эстетическое оформления не только группы детского сада, но так же дает возможность поиска новых форм оформительского мастерства участков ДОУ.
За годы своей работы его я открыла для себя несколько истин. Во-первых, неталантливых детей не существует. Во-вторых, тот, кто приобщается к красоте, творчеству, просто не способен вершить зло. Я думаю, мне предстоит открыть ёщё много истин. Просто я остановилась, чтобы оглянуться назад.
Мне приятно видеть, что мои дети участвуют во многих творческих конкурсах, радуют своими незабываемыми выступлениями воспитанников. Но самое приятное, что и родители увлечены тем же, чем их ребёнок. Вместе с ним трудятся, радуются и переживают! И педагоги школы, всегда готовые поддержать нас, помочь нам. Ведь в единении сила! Я счастлива, что наш союз - Дети + Педагоги + Родители – прекрасен!