Елена Елистратова
Эссе участника конкурса «Педагог года Москвы 2016»
▼ Скачать + Заказать документы
Наука - самое важное, самое прекрасное и нужное в жизни человека, она всегда была и будет высшим проявлением любви, только ею одною человек победит природу и себя.
А. П. Чехов
Что такое наука?- спросила я у детей. Чуть подумав, кто-то ответил: это когда что- то открывают.
«Открывать можно многое, например, банку или дверь» - ответила я.
«А чем?» - последовал вопрос.
И тут же появилось много примеров, какие дома есть «открывашки».
Как долго они с папой искали ключ, чтобы открыть гараж.
«А еще бывает ключ разводной, объяснить не могу, сейчас нарисую».
Публикация «Эссе участника конкурса „Педагог года Москвы 2016“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Московская область, город Москва
- Эссе воспитателей и педагогов
- Темочки
Наступает время любопытства, то есть любви к «пытанию». Время вопросов.
С самого раннего детства дети испытывают большой интерес ко всем окружающих их процессам.
Маленький разум все время терзают вопросы, которым мы, взрослые, ввиду своего большого опыта, не придаем никакого значения, например, почему светит лампочка, как летают птицы или плавают рыбы.
А ведь правда, то, что для нас взрослых кажется простым и обыденным у детей вызывает любопытство. Недаром говорят: ученые как дети.
А ведь можно сказать, что дети - это ученые. Они ежедневно открывают этот мир заново.
В группе время образовательной деятельности.
За окном идет снег. Подумаешь снег. Обычно.
Но вот начинается снегопад, снег валит огромными хлопьями.
Какая теперь математика.
Дети уже стоят у окна и делятся впечатлениями.
Для меня сейчас, самое главное не упустить момент.
Оставить все свои дела. Не только успеть ответить на все их вопросы, но и поиграть.
Чья снежинка больше, или чья на землю быстрее упала.
А заодно и сосчитать. К 8 прибавить еще одну, или : летело 7 ,одна уже упала сколько еще снежинок в воздухе.
Тут же провести исследование, почему снежинки быстрее тают, подлетая к кухне, а на дороге ложатся слоем снега.
Все мы, как говорят мои дети -«открыватели».
Любопытство - это первая ступень знаний, потребность в интеллектуальных впечатлениях, которые свойственны детям.
Благодаря своему любопытству, дети узнают первые элементарные сведения об окружающем мире.
Костя - что о лампочку можно обжечься. Ника - что об иголку можно уколоться. Алина - что, если упасть, то будет больно.
Аня - разбить бутылку и с восторгом смотреть на множество стекляшек. Ну и пусть за это влетело от старшего брата.
"Бросая в воду камешки, смотри на круги, ими образуемые; иначе такое бросание будет пустою забавою". Козьма Прутков
Не у всех детей любопытство переходит в любознательность, в стремление познавать. Их интерес к окружающему миру так и остается на уровне любопытства.
Любознательность, то есть, «любовь к знаниям». Это уже следующая ступень потребности знаний. Для ее развития важно не только наличие умственных способностей, но и мотивация, и чувства.
И вот здесь все зависит, и от родителей, и от меня - воспитателя.
Конечно, многим кажется странным или даже может раздражать любопытный ребенок.
Он задает много вопросов, всегда разбирает машинки на запчасти и складывает детали в кучу.
Но именно такие дети становятся интеллектуально развитыми.
Именно они будут двигать вперед науку.
«Любознательность создает ученых и поэтов» Анатоль Франс
Благодаря своей любознательности, человек будущего, сможет управлять реальностью, не прилагая к этому никаких усилий.
«Искусство обучения есть искусство будить в юных душах любознательность и затем удовлетворять ее.» Анатоль Франс
А самое интересное заключается в том, что будущее в какой-то степени зависит и от меня – воспитателя.
Педагогическая наука не стоит на месте.
Меняется современное общество, меняются социально-экономические отношения.
Изменения коснулись и системы дошкольного образования. Совершенствуется и методическая работа, и система повышения уровня профессиональной компетентности педагогов.
Я нахожусь в постоянном поиске оригинальных решений в продуктивной и творческой деятельности.
Любовь к детям и интерес работать с ними - вот главный локомотив моих поисков.
Меня заинтересовала проектная деятельность.
Но, сначала, испытывала трудности, как осуществить проект, чтобы решение проблемы было значимо для познавательной деятельности моих воспитанников.
Так хотелось «влиться в течение». На помощь пришли сами дети.
Их любопытство я помогаю переводить в любознательность.
И уже они заинтересовывают меня в процессах и явлениях, которые происходят вокруг, а также различными способами стимулируют интерес к познанию, вовлекают в этот процесс и своих родителей.
Закрепляем с ребятами названия времен года и месяцев. Прошу назвать первый месяц. «А в каком году?» - спрашивает меня ребенок. У меня замешательство. А для них проблема. Поэтапно двигались к решению этой проблемы.
И вот он результат. Проект, актуальный для детей, детская самодеятельность, конкретное творческое дело.
Сто лет назад люди не знали, что смогут заглянуть в самые отдаленные уголки нашей вселенной. Тридцать лет назад мы даже не думали о том, что сможем носить телефоны и компьютеры в карманах, а огромные научные труды, которые ранее занимали целые библиотеки, смогут помещаться в маленьких картах памяти.
Сегодня, никто не сможет сказать – что нового появиться в нашей жизни.
Все будет зависеть от моих «открывателей».