Светлана Куфтина
Эссе «В чём заключается развивающий характер предметно-пространственной среды ДОО»
▼ Скачать + Заказать документы
Выдающийся философ и педагог Жан Жак Руссо одним из первых предложил рассмотреть развивающую среду как условие оптимального саморазвития личности.
Селестен Френе считал, что благодаря среде ребёнок сам может развивать свои индивидуальные способности и возможности. Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребёнка.
Публикация «Эссе „В чём заключается развивающий характер предметно-пространственной среды ДОО“» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Эссе воспитателей и педагогов
- Темочки
Как известно, среда, в которой живет и воспитывается ребёнок, может быть разной: поддерживающей, развивающей, насыщенной, комфортной или даже враждебной. В современном мире, когда такое разнообразие игр и игрушек, порой бывает сложно грамотно организовать развивающее пространство в группе. Всегда нужно помнить, что любой предмет, с которым взаимодействует ребенок в группе детского сада, должен нести именно развивающий характер, иметь педагогическую нагрузку.
Проблема организации развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ является не новой. Еще в 1989 году в «Концепции дошкольного воспитания», разработанной Р. Б. Стеркиной, В. А. Петровским и др, указывалось, что необходимым условием для сохранения физического и психического здоровья детей является организация предметной среды в детском саду. С. Л. Новоселова также подчеркнула значение единства стилевого решения всех помещений с учетом их функционального взаимодействия и наполнения.
В каждом дошкольном учреждение при организации развивающей предметно-пространственной среды следует, обращаются к Федеральному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО) и к Образовательной программе самого дошкольного учреждения. Согласно требованиям ФГОС ДО организация развивающей предметно- пространственной среды, является одним из ключевых условий успешной реализации образовательной программы дошкольного образования. Проектирование и обогащение развивающей предметно-пространственной среды, является ключевой задачей дошкольного учреждения.
В соответствии с ФГОС ДО развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста. Таким образом, создавая предметно - развивающую среду любой возрастной группы в ДОО, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.
Помимо, традиционного игрового оборудования в условиях современного образования, следует использовать в развивающей предметно-пространственной среде группового помещения электронные образовательные ресурсы, что позволяет разнообразить формы взаимодействия с детьми.