Наталья Зуева
Эссе «Сопровождение инклюзивного процесса в образовательном учреждении: проблемы и возможности»
▼ Скачать + Заказать документы
На протяжении своей истории специальная, коррекционная педагогика в нашей стране разрабатывает и совершенствует систему помощи детям, которые из-за особенностей развития нуждаются в специальной помощи при воспитании и обучении, в том числе и для детей дошкольного возраста. В настоящее время в педагогическом и психологическом сообществе активно обсуждается тема целесообразности и возможности совместного пребывания в учебном и воспитательном пространстве здоровых детей и детей, имеющих те или иные отклонения в развитии. Еще Лев Семенович Выготский указывал на необходимость создания такой системы образования, в которой ребенок с ограниченными возможностями не исключался бы из общества детей с нормальным развитием, Количество детей с тем или иным видом инвалидности продолжает расти. А это значит, что тысячи семей в стране нуждаются в поддержке.
Публикация «Эссе „Сопровождение инклюзивного процесса в образовательном учреждении: проблемы и возможности“» размещена в разделах
На современном этапе одной из наиболее передовых систем обучения детей с ограниченными возможностями здоровья является инклюзивное или включающее образование, подразумевающее совместное обучение детей с особенными образовательными потребностями и нормативно развивающимися сверстниками. Детских сады начали разрабатываться и реализовываться подходы в соответствии с принципами инклюзивного образования.
Несмотря на гуманистическую направленность и своевременность этой модели, реализация на практике, на мой взгляд, может быть неоднозначной.
Итак: дети с ОВЗ имеют разные нарушения развития и каждый ребенок вне зависимости от психического и физического состояния здоровья, имеет право на получение полноценного образования.
И сразу возникают проблемы организационного и административного характера: отсутствие нормативно-правовой базы, регламентирующей особенности пребывания особенного ребенка в группе, и недостаток методического обеспечения соответствующей направленности, недостаточная мотивация и квалификация педагогического состава и т. д.
Это тактические задачи, они решаемы при государственной поддержке на соответствующих уровнях.
Наиболее серьезной проблемой считаю отсутствие у педагогического состава опыта и психологической готовности принять ребёнка с ОВЗ в обычной группе детского сада. Как говорится, кадры решают все. Нахождение особого ребенка в группе настораживает воспитателей, «не случилось бы чего». Такие дети особенно трудны для педагога, так как постоянно требуют внимания, и могут мешать другим детям. По этому, очень важно проводить соответствующую работу и по повышению квалификации педагогических кадров, и по воспитанию у взрослых непредвзятого отношения к «особенному» ребёнку.
Важно организовать атмосферу успеха для ребенка, веру в ее положительный результат, поощрение его малейших достижений. Инклюзивная модель образования предполагает выбор и построение материала исходя из индивидуальных особенностей с учетом потребностей и потенциальных возможностей. Но переполненность групп затрудняет реализацию принципа индивидуального подхода к каждому ребенку, я бы даже сказала так: «не просто индивидуальных подход, а индивидуальный подход + особое внимание». Педагоги физически не успевают, особенно в регламентируемых временными рамками режимных моментах (занятия, подготовка к прогулке).
Таким образом, инклюзивное образование должно сопровождаться специальной поддержкой педагогов. Она может оказываться как внутри учреждения : специалистами - психологом, дефектологом, логопедом, если они есть в штате ДОУ, старшим воспитателем, так и вне его (районные, городские службы, курирующие инклюзивную модель обучения).
Несмотря на проблемы, инклюзивное образование имеет ряд возможностей.
Самое главное, я думаю, способствует социальной адаптации детей с ОВЗ с самого раннего возраста. Они могут расти и развиваться вместе с другими ребятами, посещать обычные учебные заведения, заводить в них своих друзей.
В общем, жить, как живут все остальные дети. И действительно, ребятишки вместе играют, гуляют, решают свои детские дела. У абсолютно всех детей появляется возможность получения нового опыта.
Но не менее важно такое общение и нормативно здоровым детям. Быть толерантными, с уважением относиться к людям с ограниченными возможностями здоровья, желание придти на помощь – важная воспитательная задача, которая закладывается в детском возрасте.
Родители, понимающие недостатки в развитии своих детей, опасаются, что поставленный диагноз может повлиять на дальнейшую судьбу ребенка. По этому, нахождение в среде здоровых ребятишек позволят по- новому увидеть перспективы его развития, наметить вектор движения. Родители, чьи дети в силу обстоятельств «засинелись» дома, как правило, активно включаются в жизнь ДОУ.
Для педагогов работа в новом направлении тоже движение вперед: повышается профессионализм, расширяется зона компетентности и ответственности, в том числе и социальной. Ведь образование всегда было и будет одним из важных звеньев в социальной политике государства.
Администрация ДОУ также может быть заинтересована в расширении реализовываемых опций. Инклюзия меняет модель детского сада и может включать новые структурные подразделения, специалистов, развивающие методы и средства. Повышается рейтинг образовательного учреждения, увеличивается финансирование для организации предметно-развивающей среды образовательного процесса.
Для повышения качества образовательного процесса, все его участники: администрация, педагоги, специалисты, дети и родители, выходят на новый уровень отношений: регулярно работают в сотрудничестве друг с другом, оказывают помощь и получают ее, предоставляют обратную связь, дают советы, делают критические замечания и прислушиваются к ним. А также уважительно относятся друг к другу, эффективно работая в единой команде.