Ирина Черникова
Эссе «Речевое развитие детей»
▼ Скачать + Заказать документы
При правильной организации всей жизни и деятельности ребёнка речь уже в раннем возрасте становится основным средством общения. ….К основным видам деятельности дошкольника относят игру и общение, игровое общение есть тот необходимый базис, в рамках которого происходит формирование и совершенствование речевой активности ребёнка. ….Развитие ребёнка особенно успешно происходит в коллективных видах деятельности, в первую очередь в игре, которая стимулирует развитие общения между детьми, а следовательно и речи. Общение со сверстниками- это особая сфера жизнедеятельности ребёнка, совершенно отличная от общения с взрослыми. ….Первая отличительная особенность контактов со сверстниками состоит в их особенно яркой эмоциональной насыщенности. В общении дошкольников с детьми наблюдается почти в десять раз больше экспессивно-мимических проявлений и подчёркнуто ярких и выразительных интонаций, чем в общении общения ребёнка и взрослого, носящего сдержанный эмоциональный характер. …Вторая особенность состоит в нестандартности детский высказываний в отсутствии жёстких норм и правил. Общаясь со взрослым, даже самый малый ребёнок придерживается определённых норм высказывании, общепринятых фраз и речевых оборотов. …Разговаривая друг с другом, дети используют самые неожиданные, непредсказуемые слова, сочетаний слов и звуков, фразы. Если взрослый даёт ребёнку нормы общения, учит говорит как надо, как все, то сверстник создаёт условия для самостоятельного речевого творчества. …Третья особенность- преобладание инициативных высказываний над ответными. В контактах с другими детьми ребёнку значительно важнее высказаться самому, чем выслушать другого. Поэтому как таковой беседы между сверстниками практически не получается: дети перебивают друг друга, каждый говорит о своём, не слушая партнёра. Общаясь же со взрослым, дошкольник предпочитает больше слушать, чем говорить сам. …Четвёртое отличие состоит в том. Что общение со сверстниками значительно богаче по своему назначению и функциям. Действия ребёнка направленные на сверстника, более многообразны чем если бы партнёром был взрослый. От взрослого ребёнок ждёт либо оценки своих действий, либо новой информации, ведь именно взрослый много знает, и при этом знает, что хорошо, а что плохо, как надо и как нельзя делать. То есть в общении со взрослыми ребёнок постоянно управляется и направляется им. В общении же со сверстниками дети самостоятельно могут управлять действиями партнёра, осуществлять контроль его действий, навязывать собственные образы, сравнивать партнёра с собой. Общаясь с детьми, ребёнок может фантазировать. Выражать обиду, притворяться, а такое разнообразие отношений порождает разнообразие контактов и требует умения выразить словами свои желания, настроения, требования. Общаясь со сверстниками дошкольники более плотно и активно используют различные речевые средства, так как ребёнок становится менее понятливым и гибким партнёром. Именно непонятливость сверстника, как ни странно, играет положительную роль в развитии речи детей. Поскольку детям очень хочется общаться, они стараются более связно и чётко свои намерения. Мысли и желания. Именно потребность быть понятым, услышанным сверстниками, получить ответ, делает речь дошкольника связной, полной. понятной. …Дошкольники, не имеющие контактов со сверстниками, испытывают значительные трудности и в общении со взрослыми, несмотря на активное желание поговорить с ними. Таким образом, для полноценного развития речи необходимо ка общение со взрослыми, так и со сверстниками. …Возрастные нормативы речевого развития детей. Развитие словаря.
Публикация «Эссе „Речевое развитие детей“» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Эссе воспитателей и педагогов
- Темочки
К трём-четырём годам различают и называют части предметов, их качества (величину, цвет, форму, материал) некоторые сходные по назначению предметы (туфли-ботинки, понимают обобщающие слова: игрушки, посуда, мебель и другие. …К четырём-пяти годам употребляют существительные, обобщающие профессии; глаголы, обозначающие трудовые действия; определяют и называют место положения предмета (слева, между); время суток; состояние настроения людей; используют существительные, обозначающие названия частей и деталей предметов; прилагательные, обозначающие свойства, наречии и предлоги. …В пять –шесть лет употребляют существительные обозначающие названия профессий; прилагательные, обозначающие признаки предметов; наречия характеризующие отношения людей к труду; глаголы характеризующие трудовую деятельность людей; слова обобщающим значением. Прилагательные. глаголы, наречия, предлоги употребляют правильно и точно по смыслу. …В шесть-семь лет расширяется запас слов, обозначающих названия предметов, действий, признаков. Используют в речи синонимы, антонимы, существительные с обобщающим значением. Употребляют разные части речи точно и по смыслу. …Анализируя связную речь детей трёх-четырё х лет можно отметить: …В три–четыре года дети односложно отвечают на вопросы взрослого при рассматривании предметов. Картин, иллюстраций, повторяют за взрослым рассказ из трёх-четырёх предложений, составленный по игрушке или по содержанию картины. Участвуют в драматизации из знакомых сказок.
В четыре-пять лет пересказывают небольшие рассказы и сказки. Знакомые и вновь прочитанные, составляют не большие рассказы о предмете по содержанию сюжетной картины, совершенствуется диалогическая речь. Поддерживают беседу правильно по форме и содержанию, задают вопросы, отвечают на поставленные вопросы. …В пять-шесть лет совершенствуется диалогическая и монологическая речь. Поддерживает непринуждённую беседу, задаёт вопросы, правильно отвечает на них. Развивает умение связно, последовательно пересказывать небольшие произведения без помощи взрослого, самостоятельно составлять небольшие рассказы о предмете по картинке, по набору картинок, по плану, образцу, из личного и коллективного опыта, передавая хорошо знакомые события, небольшие рассказы, творческого характера. …К шести-семи годам совершенствуется диалогическая и монологическая речь. Закрепляется умение отвечать на вопросы и задавать их, формируется культура речевого общения. Ребёнок самостоятельно выразительно без повторов передаёт содержание литературных текстов, используя различные средства выразительности. Дальнейшее развитие получает умение составлять рассказы о предмете9 по плану составленного коллективно и предложенному взрослым, по картине, по серии сюжетных картинок. Умение составлять небольшие рассказы из личного опыта, рассказы творческого характера и небольшие сказки.