Бычкова Татьяна
Эссе «Развитие речевого общения у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
ЭССЕ
«РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ».
Выполнила:
Бычкова Татьяна
Анатольевна
«Есть все фактические и теоретические
основания утверждать, что не только
интеллектуальное развитие ребенка,
но и формирование его характера,
эмоций и личности в целом
находится в непосредственной
зависимости от речи».
Л. С. Выгодский
Публикация «Эссе „Развитие речевого общения у дошкольников“» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Эссе воспитателей и педагогов
- Темочки
Для детей, взрослый является примером для подражания. Это касается и речи ребенка. По этому можно смело полагать, что чем грамотней построена речь взрослого, тем лучше будет опыт в общении у ребенка, начиная с самого рождения.
Речь ребенка является приобретенной способностью, она развивается совместно с умственными и физическими возможностями. Что служит главным критерием его общего развития. Понимание речи происходит в определенной последовательности, которые имеют ряд
особенностей схожих для всех детей.
Многие ученые, которые изучают речь детей, выделяют разные этапы, в появлении речи ребенка, и называют из по разному. Они так же могут отличатся и возрастными границами.
А. Н. Гвоздев выделяет такие периоды как: период различных частей речи; период словосочетаний; период разных видов предложений.
А такой известный советский ученый как А. Н. Леонтьев выделяет четыре основных этапов в развитии речи детей. К начальному этапу относит детей до года, называет он его подготовительный. Следом выделяет преддошкольный этап, в него входят дети до трех лет. Называет этапом первоначального овладения языком. Третий этап дошкольный. В него включают детей до семи лет. И последний четвертый этап школьный.
Дошкольный этап можно считать основным в становлении речи. Ведь в начале этапа у детей наблюдаются неправильное звукопроизношение, проблемы с произношением свистящих и шипящих, сонорных звуков р и л. В течении этого периода у детей формируется фонематическое восприятие, что позволяет исправить произношение в некоторых возможных случаях. Увеличивается словарный запас слов.
Продолжает пополняться активный словарь ребенка и к 4-6 годам, он достигает 3000-4000 слов. Но так же можно наблюдать, что в этом возрасте дети не до конца понимают значения слов, или вовсе произносят из не правильно.
В месте с развитием словаря, происходит и развитие грамматического строя речи.
В середине этого периода дети начинают хорошо овладевать связной речью. После трех лет в речи детей можно наблюдать значительное усложнение строя речи ребенка. По мнению А. Н. Гвоздева к трем годам у детей уже сформированы основные грамматические группы.
На четвертом году жизни в речи детей можно встретить как простые, так и сложные предложения. На пятом году жизни дети начинают свободно овладевать структурой сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.
На этом этапе речь детей становится сложнее. Беседы с детьми становятся интереснее. В своей речи они начинают использовать более сложные слова и слово сочитания. Рассказы становятся более яркие в описании. В пять лет дети могут самостоятельно составить рассказ по серии сюжетных картин. И это может свидетельствовать о том, что дети начинают овладевать самым сложным видом речи,то есть монологической речью.
Так же можно отметить, что у детей улучшается фонематическое восприятие. Сначала ребенок начинает различать гласные и согласные звуки, затем мягкие и твердые согласные, а за тем и шипящие, свистящие и сонорные звуки. В четыре пять лет у ребенка заканчивается формирование правильного звукопроизношения. И дети начинают говорит гораздо лучше, его речь становится совсем чистая.
На протяжении всего дошкольного периода постепенно начинает появляться контекстная речь. Сначала она появляется при пересказе самых простых сказок, рассказов. Потом при рассказе по сюжетным картинам. Затем это все усложняется, ребенок начинает рассказывать истории из личного опыта. Описывая все в подробностях, рассказывая о своих переживаниях, впечатлениях об увиденном и радостных моментах.
В детском саду работа над словом является одной из главных задач в общей системы по развитию речи. В ходе работы было отмечено, что бедность словаря, мешает полноценному общению ребенка со сверстниками, и в связи с этим затормаживается общее развитие ребенка.
Над особенностями развития детского словаря много изучали в области физиологии, психолингвистики и психологии. В развитии словаря детей дошкольников можно выделить две направленности.
Одно направление это количественный рост словаря, а второй его качественное развитие.
У ребенка можно выделить наличие двух словарей: пассивный (слова которые ребенок понимает, но употребляет) и активный (это те слова который ребенок понимает, и употребляет в своей речи). В работе с дошкольниками стоит уделять много внимания на новые слова, и стараться чтобы они вошли в активный словарь ребенка.
Быстрым обогащением детского словаря можно считать период дошкольного возраста. Но все будет зависеть от условий в которых растет ребенок. В научных трудах можно встретить противоречивые данный о словаре детей одного и того же возраста, их данные могут отличаться. У кого то из детей первые осмысленные слова появляются в конце первого года жизни. А кому то понадобится значительно больше времени.
В литературе отмечается, что в конце первого года жизни это 10-12 слов. При этом отмечается, что пассивный словарь больше активного. Но со временем это меняется, после полутора лет нарастание активного словаря набирает обороты и к концу двух лет это уже порядка 300-450 слов. А к трем годам это уже порядка 1500- 1800 слов. За счет овладения способами образования слов, отмечается большой скачек в развитии словаря. В речи детей встречаются слова, обозначающие предметы ближайшего окружения, определенные их признаки и действия с ними. Рост словаря продолжается и в дальнейшем, но уже не в таких темпах. В три года отмечается более активное накопление словаря. К четырем годам количество слов доходит до 2000-2200.
Обучение является основным средством речевого развития. Это трудный процесс который включает в себя целенаправленность и систематичность со стороны воспитателя детского сада. Под их чутким руководством дети овладевают конкретными навыками и умениями. Именно Е. И. Тихеева первая из последователей К. Д. Ушинского считала, что систематический подход обучения и методическое развитие речи должны лежать в основе всей системы воспитания в детском саду.
В детском саду ведется большая работа по развитию словаря, для этого используются различные средства. К этим средствам можно отнести дидактические игры и упражнения, рассматривания картин, драматизация отрывков из художественных произведениях. В более старшем возрасте сюда включают пересказы, работы с сюжетными картинами. В настоящее время в развитии словаря появилось много средств и способов, которые можно использовать в работе. Благодаря этому дети получают не только большой объем знаний, но и учатся использовать эти знания и в повседневной жизни в общении со взрослыми и сверстниками. Дети за счет всего этого учатся владеть приобретенными знаниями, вооружаться навыками умственной работы, развивать активность и самостоятельность мышления.