Юлия Свешникова
Эссе-размышление «Я — воспитатель!»
▼ Скачать + Заказать документы
А начну я свое эссе-размышление с высказывания А. С. Макаренко: «Умение воспитывать - это все-таки искусство, как хорошо играть на скрипке или рояле, хорошо писать картины….» Анализируя прошедшие годы, размышляя о том, каким должен быть воспитатель, я,естественно, вспоминаю своих коллег, наставников, подчиненных, воспитанников и их родителей, то есть всех тех, с кем мне пришлось встретиться на своем педагогическом пути.
Публикация «Эссе-размышление „Я — воспитатель!“» размещена в разделах
А началось это 20 лет назад. Свою жизнь я посвятила детскому саду, но работала я не только воспитателем. Вспоминаю, как страшно было от неизвестности, от неумения, от того, что многого не понимала. Однако главное, что было осознанно, - это требование порядочности, трудолюбия, доброжелательности и терпения.
Так каким должен быть воспитатель? Воспитатель для меня – это не просто профессия, это призвание, состояние души!
Человек, воспитывающий детей, должен очень любить их, тогда он и они будут счастливы. С. В. Образцов в рассказе «Клибка» очень верно определил, что «любовь - это умение и желание жалеть, сопереживать, болеть, когда больно другому, что есть удивительное по своему значению русское слово- сострадание, что жалость – высшая форма сочувствия, безжалостность –это атрофия этого чувства». Так в моей работе каждому ребенку необходима любовь, понимание его индивидуальности. Ведь только в любви открывается неповторимость каждого ребенка, раскрывается его образ. Каждый день, встречаясь со своей ребятней, я вижу в их глазах доверие и уважение, чувствую их доверчивую ответную любовь. А для этого я просто живу детством: играю, мечтаю и фантазирую. Для меня в жизни нет большего счастья, чем постоянно ощущать себя нужной детям! Дети - моё главное богатство, в окружении которых я нахожусь и на работе, и дома…
Я очень их жалею…Но жалость моя не сладковато-приторная, которая содержит вседозволенность, необузданность и безответственность со скидкой на то, что «он ребенок». Моя жалость другая. Если нужно вступить в бой за судьбу или судьбы с равнодушными людьми, которым волею случая приходится отвечать за жизнь детей, если нужно помочь родителям в борьбе за нормальные условия воспитания ребенка, я всеми силами стараюсь помочь. Однако, я никогда не позволю садиться за стол, хватать все, что захочется, топать ногами, требовательно разговаривать со взрослыми.
Когда речь идет о детях, воспитателю надо самым добросовестным образом относиться к делу. Праздность в работе не мыслима. Все до единой минуты должно быть посвящено детям, пониманию их интересов. Значит, требуют рациональной организации обучение и отдых, познание мира, игры, прогулки, труда.
Хороший воспитатель должен заботиться не только об условиях жизни ребенка, но и о душевном комфорте его родителей. Я пытаюсь вспомнить, когда же установилось глубокое взаимопонимание с родителями, и не могу определить это время – оно шло вместе со становлением моей личности как воспитателя, с осознанием моей роли в жизни ребенка, с приобретением авторитета среди родителей и сотрудников.
Обычно болезненно устанавливался контакт родителей с воспитателем, которых угнетала зависимость от многих обстоятельств, от многих людей. Лично мне как воспитателю приходилось иногда иметь дело с родителями, излишне требовательными, капризными в силу того, что они считали, что всюду имеют право на привилегии. Среди родителей встречались и люди, морально опустошенные. Я и не предполагала, что слова, поступки в отношении тех и других потребуют от меня определенного уровня знаний и культуры поведения.
Начав работать, я вскоре убедилась, что знаний полученных в пединституте, мало, нужно самой много читать, наблюдать, сопоставлять, всматриваться, анализировать свои ошибки. Да и наши поступки – это результат наших взглядов, следствие широты кругозора, показатель интеллекта. Интеллект я считаю непременным условием авторитета воспитателя, ибо убедилась, что только тогда, когда собеседник поймет, что имеет дело с педагогом-мастером, эрудированным и все понимающим, он доверится воспитателю и проявит максимум уважения к нему.
Не последнюю роль в приобретении авторитета играет доброжелательность и умение расположить к себе окружающих. Доброта и милосердие должны быть присущи любому человеку, а тем более воспитателю. Без этих качеств работать с детьми невозможно. Доброта педагога, я считаю, заключается в том, чтобы с готовностью помогать ребенку осваивать мир, а семье – гармонично воспитывать его. Милосердие должно срабатывать тогда, когда возникает чувство гнева (порою справедливого). Педагог обязан понимать, что поступки детей объясняются их возрастом, особенностями воспитания, а несдержанность родителей – усталостью рабочего дня, семейными неурядицами и пр.
Авторитет воспитателя зависит и от его отношения к делу, к труду вообще. Сколькими знаниями и умениями должен обладать воспитатель! Ему приходится делать все: шить, рисовать, вязать, владеть актерским, режиссерским мастерством, петь с детьми, танцевать, выступать перед родителями, обладать художественным вкусом, четкой дикцией, знать правила хорошего тона, разбираться в событиях, происходящих в социальной, политической и культурной жизни нашей страны и во всем мире, знать в должном объеме медицину, гигиену, дошкольную, русскую, советскую, зарубежную литературу. Да можно ли предсказать все, что встретиться педагогу на его тернистом пути!
Я знаю одно: чем больше воспитатель знает и умеет, тем легче и интереснее ему работать с детьми.
Необходимы при этом жизнерадостный и веселый характер, умение сердиться недолго, избегать монотонности, скуки, серости будничных дней. Дети оптимистичны по натуре и очень ценят эти качества в своем наставнике, которому стараются подражать. Жизнь детей в детском саду должна быть праздником. Воспитателю следует разумно чередовать обучение, игры, отдых, труд, чтобы дети не скучали. Во время работы я всегда стараюсь создать хорошее настроение себе, детям, коллегам – кому советом, кому шуткой, кому примером. Но наряду с этим лучшим качеством педагога я считаю исполнительность и заинтересованность в деле.
Творчество в работе воспитателю крайне необходимо.
Еще много внимания я обращаю подготовке детей к школе. Их первые оценки – это и оценка моей работы. Кроме того, выпуск в школу – это экзамен на звание воспитателя, именно здесь выявляется его авторитет, его мастерство. Я не прекращаю связь с моими бывшими воспитанниками: на протяжении первого полугодия пребывания ребенка в школе анализирую, что упустила, чему не уделила должного внимания, и учитываю это в дальнейшей своей работе. Я стремлюсь к тому, чтобы выпускники вспоминали о днях, проведенных в детском саду, как о самой счастливой поре в их жизни.
И в заключение, своего размышления хочется сказать, что дети – это наше всё! Я считаю, что Воспитатель – это добрый и любящий детей, профессионал, который верен своему делу, тактичный, трудолюбивый и ответственный.