Светлана Попкова
«Призвание — музыкальный руководитель». Эссе «Портрет современного педагога»
▼ Скачать + Заказать документы
«Портрет современного педагога»
МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №55»
г. Воронеж
Попкова Светлана Викторовна
Название: «Призвание – музыкальный руководитель».
Темочки:
Я часто задаю себе вопрос – «Что такое - современный педагог, педагог в современном обществе?» А так как я - музыкальный руководитель в ДОУ – «Что такое современный музыкальный руководитель в современном детском саду?» И не могу, честно говоря, дать однозначного ответа.
Ну, конечно, этот человек должен обладать профессиональными навыками-обязательно!
Он должен хорошо владеть инструментом - да!
Должен ориентироваться в современных технологиях. Да, должен!
А что еще?
И я поняла. Чтобы ответить на это, нужно поставить перед собой вопрос, а именно – «Что и как должен сделать современный музыкальный руководитель, чтобы маленький человек, испытавший радость творчества даже в самой минимальной степени, углубил свой жизненный опыт и стал иным по психическому складу, чем человек, только подражающий действиям других».
И вот он - мой ответ - рассуждение.
Несомненно, система современного дошкольного музыкально-эстетического образования очень важна и актуальна. Именно в дошкольном возрасте у ребенка закладываются все основные особенности личности, и определяется качество дальнейшего его психического и физического развития. Педагог должен понимать - если проигнорировать особенности развития ребенка в этом возрасте, то это может неблагополучно сказаться на его дальнейшей жизни. Но, как часто происходит: в дошкольных учреждениях это ставится во главу угла, а в современных семьях на это не обращают никакого внимания.
К сожалению, в современном мире все больше и больше происходит захват умов человеческих компьютерными технологиями. Считается, что это способствует взращиванию будущих инженеров, программистов, экономистов, маркетологов, которым не будет требоваться такая вещь, как музыкальное образование и музыкальное образование стало терять свою ценность и значимость. Оно не способно в настоящее время конкурировать ни с компьютерами, ни с изучением иностранных языков и т. д. В нынешней семье считается лишней тратой свободного времени на музыкальное развитие ребенка, на прослушивание и беседы с ним о музыке классической и современной. Это время лучше применить и использовать в других направлениях. Но это происходит от заблуждения и незнания колоссальных возможностей музыкального развития. Современному музыкальному руководителю предстоит противостоять этому стереотипу и объяснить, доказать родителям, что они заблуждаются, что музыкальное образование несет в себе огромный потенциал в формировании гармонично-развитой личности.
Отсюда следует: необходимо приобщать родителей к сотрудничеству с ДОУ, участвовать в мероприятиях, проводимых в детском саду, тогда ребенок будет чувствовать поддержку мамы и папы и их заинтересованность в его успехе.
Также, музыкальный руководитель новой формации должен не забывать о еще одной задаче музыкального воспитания, влияющей на психическое развитие дошкольника - это его эмоциональная сфера. Одно из центральных ролей в создании этой сферы принадлежит музыкальному искусству как явлению эмоционально-образному по самой своей природе. В. В. Медушевский говорил: «Музыка - модель человеческих эмоций».
Именно на занятиях в детском саду современный музыкальный руководитель может заложить в ребенка основы музыкальной и общей культуры. Именно здесь он может сформировать у детей систему музыкальных способностей, зачатки музыкального вкуса, создать условия для умения ориентироваться в музыкальном пространстве и накопить музыкальные впечатления.
Детство - прекрасная пора, мы знаем, является периодом, наиболее благоприятным, сенситивным в отношении становления музыкальности и входящих в нее музыкальных способностей. В этот период дети наиболее восприимчивы и гибки в своем развитии. Не следует музыкальному руководителю упускать такую возможность, упущенное в дошкольном возрасте невосполнимо.
Работая с детьми, современный педагог не должен забывать и об основополагающей роли, принадлежащей дошкольному детству, роли в развитии духовности ребенка, формировании гражданской позиции, усвоении социокультурных норм и национальных культурных традиций.
Патриотическое воспитание, упущенное в 90-е годы, в последнее время стало возрождаться и приобретать вполне конкретные черты. Музыкальный руководитель один из универсальных "проводников" современности, доносящий до дошкольника основную идею патриотического воспитания.
Решить все эти задачи может только педагог, владеющий высокопрофессиональными знаниями в своей области, способный разбираться в различных областях культуры, искусства и даже религии. Умеющий объединить все виды искусства (изобразительное, художественная литература, театр) и использовать в своей работе. Он должен обладать профессиональной мобильностью, инициативностью, иметь незаурядные организаторские способности. Владеть теоретическими знаниями в области музыкальной психологии и педагогики и практическими методами музыкального и общего развития ребенка. Современный музыкальный руководитель должен понимать, осознавать и использовать в своей работе концепцию, высказанную еще Б. В. Асафьевым: «Процесс музыкального обучения способствует не только развитию духовного совершенства эстетического сознания и художественно-творческого воспитания ребенка, но и способствует развитию социально-значимых качеств и свойств личности (трудолюбие, инициативность, усидчивость, доброжелательность, терпи-мость)». Занятия современного педагога должны строиться так, чтобы происходило не только музыкальное, но и общее развитие каждого ребенка, чтобы во всех видах музыкальной деятельности присутствовало музыкальное творчество, развивались творческие способности детей.
И самое главное - современный педагог должен видеть в маленьком человеке личность, уважать ее и не ломать. Все действия педагога должны быть направлены во благо малыша, а не во вред.