Зрелякова Елена
Эссе «Половое воспитание детей в семье»
▼ Скачать + Заказать документы
1. Вступление
2. Значение полового воспитания для ребенка
3. Правила при обсуждении пола с детьми
4. Беседы с ребенком о СПИДе
5. Заключение
6. Список
Вступление
Половое воспитание имеет огромное значение для дальнейшего развития человека. Именно от тех установок, которые он получит, будет зависеть его будущее семейное положение, отношение к браку, к противоположному полу и его поведение в сексуальных отношениях.
Темочки:
Значение полового воспитания для ребенка
Большинство людей считают, что половые инстинкты просыпаются и при том внезапно только в подростковом возрасте, однако здесь много заблуждений, так как ребенок начинает чувствовать половые инстинкты с очень раннего возраста, начиная с первого или второго года жизни, в зависимости от внешних раздражителей, которым он подвергается. В подростковом же возрасте заметнее всего происходят ярко выраженные физиологические изменения. Поэтому нужно давать ребенку половое воспитание с самого его рождения, выбирая подходящие моменты и способы, прежде чем он начнет прибегать к анормальным действиям, которым он в основном учится в неподходящих местах, и вредящих его психическому и физическому здоровью. Для полового воспитания важное значение имеет определённая реакция взрослых на те или иные проявления сексуального развития ребёнка, на особенности его отношения к детям другого пола. Для этого необходимо твёрдо знать, что в этих отношениях правильно, а что - отклонение от нормы. Важно, чтобы взрослые не были безразличны к этим проявлениям, знали их природу, оценивали правильно и соответствующим образом реагировали.
Важное воспитательное значение имеют также примеры нравственного отношения взрослых к представителям другого пола, основанного на уважении к человеку вообще, а также на знании и уважении специфических особенностей представителей другого пола.
Родителям не следует доводить до сведения детей свои конфликты, выяснять при них сои отношения, проявлять взаимный негативизм. Родители должны обращать внимание ребёнка на положительное отношение детей разного пола друг к другу, на проявлении любви, внимания и заботы друг о друге взрослых мужчин и женщин, обязательно сопровождая их соответствующими комментариями. Кроме того, и сама мать может давать дочери положительный пример - уроки материнства.
Характер семейных отношений непосредственно сказывается на воспитании. Важное воспитательное значение имеет информация, которую ребенок получает от родителей,- как в ответ на его вопросы, так и по собственной их инициативе (предварительное осведомление). Сюда же относится и контроль за тем, что он читает.
Правила при обсуждении пола с детьми
Вот простые правила, которыми следует руководствоваться, обсуждая вопросы пола с детьми.
1. Постараться вести беседу в самой естественной манере, как при обсуждении любой другой темы.
2. Избегать длинных поучительных лекций по половым вопросам. Может потребоваться четверть часа, чтобы изложить все, что считаешь нужным. Однако ребенок не может оставаться внимательным так долго — ему хочется задавать вопросы и получать конкретные короткие ответы.
3. Надо, чтобы рассказ не ограничивался одними биологическими фактами — ребенку захочется узнать о вашем к ним отношении, переживаниях и решениях.
4. Не надо бояться сказать ребенку о сексе «слишком много». Из его памяти почти наверняка выветрится все, что он не понял.
5. Если ребенок употребляет непристойные слова, надо спокойно объяснить ему их значение, а потом сказать, почему вы не хотите, чтобы он делал это. Можно, например, сказать: «Другим людям будет очень неприятно услышать такие слова» или «Не думаю, что это лучший способ рассказать о том, что ты чувствуешь». Надо помнить, что злость или шутки по поводу употребления ребенком непристойных слов чаще всего побуждают его повторять их.
6. Даже дети дошкольного возраста должны знать, как защитить себя от сексуального насилия. Это значит, что нужно научить ребенка говорить «нет» взрослым. Вот пример беседы на эту тему с четырех- или пятилетним ребенком: «Ты знаешь, что взрослым людям бывает иногда трудно найти себе друзей. Поэтому они знакомятся с детьми. В этом нет ничего плохого. Но если они просят делать такие вещи, о которых взрослые не должны просить детей (например, залезть руками в брюки, ты должен (на) ответить „нет“ и тотчас прибежать и обо всем рассказать мне (Sanford, 1982).
7. Беседы о приближающемся половом созревании следует начинать прежде, чем ребенок достигнет подросткового возраста. Физические изменения (в том числе развитие молочных желез, менструации и поллюции) могут появиться и раньше десяти лет.
8. Мальчикам надо рассказать о менструациях, а девочки должны понимать, что означает эрекция. Не нужно пренебрегать обсуждением таких вопросов, как гомосексуальность и проституция, Большинство детей узнают об этих явлениях из телевизионных передач или читают о них, что пробуждает вполне естественное любопытство.
9. Надо рассказать, ничего не скрывая, о СПИДе и других болезнях, передаваемых половым путем. Но сделать это с учетом реакции ребенка. В конце концов, нет никакой необходимости запугивать пяти или шестилетнего ребенка, рассказывая ему о фатальном исходе СПИДа. С другой стороны, если отложить этот разговор до тех пор, пока ребенок достигнет подросткового возраста, это вряд ли принесет ему пользу. Даже школьники младших классов должны знать, что такое СПИД и как он передается.
10. Нужно стараться, чтобы ребенок не испытывал смущения, задавая вопросы на половые темы. Не говорить: „Ты еще слишком мал, чтобы понять это“. Если ребенок задает конкретный вопрос, он должен получить четкий ответ в доступной для него форме.
11. Если не можете ответить на вопрос ребенка, не бойтесь признаться в этом. Обратитесь к более знающему человеку, например к психологу ; он поможет найти нужные сведения.
12. Ответив на вопрос ребенка, нужно убедиться, что он понял слова. Проверить также, насколько ответ соответствует тому, что действительно хотел узнать ребенок. Очень хорошо, если после разговора у него появятся новые вопросы.
Беседа с ребенком о СПИДе.
Многих родителей пугает разговор о СПИДе, так как они не знают, что следует говорить ребенку и как построить беседу с учетом его возраста.
Беседа с детьми 3-4 лет. В этом возрасте дети приобретают знания о своем теле и основных жизненных фактах. Они начинают спрашивать, откуда берутся дети, и способны понять простые ответы, но не разбираются в отвлеченных понятиях или сексуальных проблемах взрослых. Они уже справляются с выполнением элементарных правил гигиены, т. е. умываются, чистят зубы, самостоятельно едят и засыпают. Они начинают понимать необходимость уединения. Лучшее, что могут сделать родители, имеющие детей этого возраста, — создать атмосферу, в которой ребенок, не стесняясь, задает вопросы о разных частях тела, здоровье и сексуальности. При этом ребенок привыкает к мысли, что секс — это то, о чем можно свободно говорить дома.
Беседа с детьми 5-7 лет Дети этого возраста понимают более сложные стороны таких явлений, как здоровье, болезнь и сексуальность. Они интересуются такими вещами, как рождение, брак или смерть. Возможно, они что-то уже слышали о СПИДе от сверстников, взрослых или из телевизионных программ. Поэтому они могут испытывать страх перед этой болезнью. Им необходима уверенность в том, что ни с ними, ни с их родителями ничего такого не случится. Дети понимают ответы на свои вопросы, если они иллюстрируются конкретными примерами из повседневной жизни. Если, скажем, ваш ребенок до крови порезал палец, самое время объяснить ему, что микробы, вызывающие болезнь, могут попадать в организм через ранку. Ребенок в этом возрасте должен понимать, что нельзя принимать лекарства без разрешения родителей. Если среди его одноклассников есть ВИЧ-инфицированный, ваши сын или дочь должны знать, что сидя рядом, играя или разговаривая с ним, они не могут заболеть СПИДом.
Беседа с детьми 9-12 лет. В организме детей этого возраста уже происходят изменения, присущие пубертатному периоду. Подростков чрезвычайно интересует собственное тело, внешний вид, что следует считать нормой. Для некоторых из них — это время начала менструаций, первых сексуальных контактов и употребления наркотиков. В этом возрасте ребенок начинает ощущать сильное давление социальных факторов. Поэтому не нужно откладывать беседу о СПИДе, Необходимо сделать все возможное, чтобы ребенок знал, как уберечься от СПИДа. В период полового созревания дети проявляют повышенный интерес ко всему, что связано с сексуальной жизнью человека и им необходимо предоставить полную и точную информацию. Они должны знать, что такое половое сношение, гомосексуализм, оральный и анальный секс. Им следует объяснить, что результатом сексуального контакта может быть беременность или заражение ВИЧ. Необходимо объяснить также, почему половое сношение между детьми может повредить здоровью и что лучше отложить начало половой жизни на более позднее время. Дети должны также знать, как передается ВИЧ, в каких случаях передача невозможна, и как вообще избежать инфицирования (включая использование презервативов). На первый взгляд, кажется, что объяснить все это ребенку — очень трудная задача, однако выполнить ее — родительский долг, а полученные знания помогут у сыну или дочери в дальнейшей жизни. Ребенку необходимо внушить уверенность в том, что именно от родителей он может получить ответ на любой интересующий его вопрос о СПИДе или сексе.
Заключение
Можно быть уверенным, что дети так или иначе все равно смогут получить всю интересующую их информацию. Семья – это первая среда, откуда ребенок черпает свои первые познания о мире, однако она не единственная, так как после нее источником информации обо всем окружающем вообще и о половых отношениях в частности для детей станут школа, друзья и общество в целом.
Список литературы:
1. Исаев Д. Н., Каган В. Е. Половое воспитание детей. - Л., 1988.
2. Колесов Д. В. Педагогика - родителям. Беседы о половом воспитании. - М., 1986.
3. Кон И. С. Введение в сексологию. - М., 1993.
4. Орлов Ю. М. Половое развитие и воспитание. - М., 1993.
5. Наркомания: что необходимо знать каждому. Памятка/Разработка учебно-методического отдела РЦПНН при Кабинете Министров РТ. - Казань, 2001.