Галина Иванцова
Консультация «Половое воспитание детей»
▼ Скачать + Заказать документы
По-видимому, никого не нужно убеждать в том, что половое образование детей должно осуществляться в семье.
Естественность поведения взрослых и в первую очередь родителей, атмосфера готовности исчерпывающе ответить на все без исключения вопросы ребенка, умение объяснить тяжелые темы без стыда и страха - непременное педагогическое условие правильного полового воспитания. Наши дети - хорошие психологи, и им непременно передается аффектация поведения матери или отца, их неуверенность в себе.
Публикация «Консультация „Половое воспитание детей“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Темочки
Объяснения родителей должны быть доступными для осмысления детьми, отвечать уровню их психических и интеллектуальных возможностей. Понятная для ребенка информация не вызывает, как правило, дополнительных вопросов. Известный психиатр В. Леви подчеркивает, что родителям не стоит входить в детали вопроса, забегая в объяснении на три года вперед, или без надобности углублять информацию, превращать короткий ответ в доклад или лекцию. Из практики работы психотерапевтом, он описывает такой случай. Мать, в ответ на обычный в семилетнем возрасте вопрос сына: "Откуда берутся дети?" прочитала ему целую лекцию. При этом выключила свет, зажгла свечи и в патетическом тоне начала повесть о важной миссии мужчины и женщины. Не удивительно, что такое изложение информации вызвало у мальчика шок, и возникла необходимость в помощи психиатра.
Специалисты подчеркивают, что информация по вопросам пола должна быть адресной, то есть соответствовать определенному возрасту. С ребенком следует выяснять только те вопросы, которые интересуют его в данный момент, говоря только о том, о чем он спрашивает. При этом ответы должны быть лаконичными, сжатыми и однозначными. Как метко высказалась одна мама, стоит руководствоваться принципом американской рекламы - говорить правду, и только правду, но не всю.
Если в младшем и среднем дошкольном возрасте ребенок способен воспринимать в первую очередь внешние отличия мужчины и женщины - в строении половых органов, в одежде, характере игр, то после 4-5 лет появляется стойкое представление "Я - мальчик", или "Я - девочка",
В 7-8 лет при нормальном воспитании ребенка у него должна появиться собственная линия полового поведения, которое соответствует моральным, физическим и эстетическим нормам и требованиям. Она проявляется в выборе игр для мальчиков или девочек, манерах поведения ребенка, характере общения между полами. Отклонение в овладении половой ролью обуславливается в этот период жизни ребенка социальными.
Рассматривая вопрос рождения, дети-дошкольники проявляют незаурядные философские способности. Ученые классифицируют вопросы детей таким образом :
• До 2-3 лет интересует собственное тело, в том числе половые органы. При этом выясняются признаки отличия мальчиков и девочек, мужчин и женщин.
• До 3-4 лет - интересуют вопросы, откуда берутся дети? Кто их приносит? Почему у женщин бывают такие большие животы?
• До 5-6 лет - как попадают дети в живот к матери, каким образом оттуда выходят? Как они растут там и развиваются?
• В 6-8 лет, - какая роль отца в появлении в семье детей? Почему дети бывают похожими на своих родителей? Могут ли рождаться дети у детей?
Родители должны учитывать, что малыши, особенно те, которые воспитываются в однодетной семье, всегда проявляют интерес к строению половых органов противоположного пола.
Свое отличие от лиц противоположного пола мальчики и девочки узнают нередко путем взаимоизучения умышленно, например, играют во врача и исследуют строение половых органов, подсматривают друг за другом в туалетах и тому подобное.
Как должны реагировать родители, воспитатели на проявления любопытства к половым органам? Во-первых, понять мотивы поведения детей. Ими движет любознательность и никоим образом не испорченность или нездоровое влеченье. В этой ситуации негодование взрослых едва ли уместно. Удовлетворение интереса наступает быстро, и подобные игры сами собой сходят на нет. Если же детей за этот "разврат" стыдить и наказывать, то в результате можно получить тот самый нездоровый акцент, который пугает взрослых. Гнев родителей может лишь подогреть интерес, уже почти удовлетворенный и исчерпанный. Поэтому преследовать такие игры не стоит, в привычку они наверняка не войдут. Взрослым надо лишь занять детей чем-то не менее интересным. И уж, разумеется, недопустимы акценты на сексуальной стороне ситуации. Кстати характерно, что если в семье есть дети разного пола, не сильно различающиеся по возрасту, и они имеют возможность увидеть друг друга обнаженными в будничной бытовой обстановке, то их подобные игры вообще ничуть не увлекают.
Во-вторых, нужно терпеливо объяснять малышу, что так вести себя подсматривать, обнажать половые органы, трогать их - некрасиво и недостойно. Как справедливо отмечает В. Леви, с раннего детства мальчики и девочки должны усвоить понятие "неприлично". Ни в коем случае не следует обвинять ребенка в распутности или наказывать. Строгость в оценке родителями подобных проявлений полового бесстыдства не должна переходить такой границы, когда ребенок начинает чувствовать себя преступником.
Что касается детского онанизма, то о сексуальной окраске этого явления речь можно вести лишь начиная с подросткового возраста, то есть по мере приближения к половой зрелости. Онанизм встречается и в более раннем возрасте, но в этих случаях имеет характер навязчивой привычки, наподобие сосания пальца или грызения ногтей. Эта привычка может иметь невротическую природу, тем более, если строго преследуется взрослыми. Но о "порочных наклонностях" вовсе не свидетельствует.
Обобщая сказанное, можно с уверенностью утверждать, что если так называемая детская сексуальность не будет подстегнута неосмотрительным поведением родителей, то данная проблема сама по себе не возникнет, ибо не имеет в детском возрасте абсолютно никаких внутренних природных источников.