Лучший педагог года

Эссе на тему «Особенности трудового воспитания дошкольников»

Наталья Кочурова
Эссе на тему «Особенности трудового воспитания дошкольников»

Труд - основной источник материального и духовного богатства общества, главный критерий социального престижа человека, его священный долг, фундамент личностного развития. Правильно осуществляемое трудовое воспитание, непосредственное участие дошкольников в общественно-полезном, производительном труде является действенным фактором гражданского взросления, морального и интеллектуального формирования личности, её физического развития. Как бы не сложилась дальнейшая судьба ребёнка, трудовые умения и навыки потребуются им в любой сфере деятельности. Вот почему трудовой элемент в дошкольном воспитании с давних времён выступает как весьма существенная педагогическая тенденция.

Публикация «Эссе на тему „Особенности трудового воспитания дошкольников“» размещена в разделах

По мнению многих педагогов-психологов, труд является одним из ведущих факторов всестороннего развития личности детей. Это положение они аргументируют тем, что ребёнок уже в конце младшего дошкольного возраста начинает стремиться к самостоятельности. Многие в своих работах утверждали, что два фактора побуждают ребёнка дошкольного возраста к трудовой деятельности : стремление к самостоятельности и интерес ко всему, что касается жизни и труда взрослых. Однако эти стремления дошкольники могут реализовать не только в трудовой, но и в других видах деятельности. Поэтому необходима педагогическая целесообразная организация привлечения ребёнка к труду.

По сравнению с трудовой деятельностью взрослых труд детей дошкольного возраста имеет следующие особенности.

1. Труд детей не имеет общественно-значимого результата, не создаёт материальных и культурных ценностей и носит условный характер. Но для ребёнка он является результативным, результатом становится не только материальное воплощение (выращенное растение, изготовленные игрушки, но и то, что ребёнок чувствует значимость затраченных усилий.

2. Постепенная выработка способности мотивировать трудовую деятельность. В младшем возрасте детей привлекает процесс участия в совместной со взрослым деятельности так же, как и совместная игра. В старшем возрасте у детей появляются мотивы на трудовую деятельность : нравится трудиться, желание помочь взрослому, получить похвалу, проверить свои силы, самоутвердиться, принести пользу другим людям.

3. Динамичное развитие компонентов трудовой деятельности детей дошкольного возраста. Включаясь в трудовую деятельность, ребенок постепенно начинает осознавать, что любой труд должен преследовать конкретную цель, завершаться определенным результатом. К старшему возрасту ребёнок осознаёт цель своих действий, связь между целью и результатом, пытается проектировать свой трудовой процесс. Учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста, взрослые должны помочь научиться планировать свой процесс.

4. Воспитательная значимость как высшая ценность детского труда. Участвуя в работе постоянно, ребенок вырабатывает в себе самостоятельность, ответственность, привычку к трудовым усилиям, стремление помочь товарищу, инициативность и другие личностные качества. Однако участие ребенка в трудовом процессе без создания педагогом соответствующих условий не только не обеспечивает воспитательного воздействия, но и порождает противоположный эффект. Часто негативное отношение детей к труду является следствием неправильного привлечения к нему (труд как наказание, трудовые поручения при отсутствии необходимых для них навыков, недостаточное внимание воспитателя к результату, неправильная оценка усилий).

5. Труд дошкольников тесно связан с игрой. Между игрой и трудом нет большой разницы, поскольку высшая форма труда (творческая работа) является подобной к игре, включает в себя элемент удовольствия от процесса деятельности. На основе игр, творческого труда формируется привычка к работе, обременительность и монотонность которой облегчаются увлечением ребенка своей деятельностью. И игра, и труд приносят ребенку удовольствие, являются средствами ее самореализации.

Сначала ребенок готовится к работе в процессе игры, почти в каждой разновидности которой имеется определенный трудовой элемент. Игра позволяет выявлять в игровой форме различные трудовые навыки, поскольку одной из основных тем детских игр является труд. Потребность самостоятельно что-то сделать, создать впервые возникает в игре и обусловлена именно ее требованиями (изготовить, например, необходимый игровой атрибут). В то же время у ребенка формируются целеустремленность, волевые качества, самостоятельность, инициативность.

6. Одним из компонентов готовности ребенка к трудовой деятельности является привлекательность труда. Этот своеобразный психологический механизм формируется при осознании ребенком того, что в процессе труда он открывает новое в себе, вокруг себя, пробует свои возможности на совершенно другом уровне требований, способна достичь конкретного результата, который приносит радость ей и тем, кто болеет за ее успехи.

Таким образом спецификой трудовой деятельности детей дошкольного возраста является : воспитывающий характер трудовой деятельности детей дошкольного возраста; близость детского труда и игры ребенка; специфика трудовых умений и навыков; участие и помощь взрослого.

Публикации по теме:

Особенности нравственно-патриотического воспитания дошкольников разных возрастных групп в условиях реализации ФГОС до .

Фотоотчёт о роли трудового воспитания дошкольниковФотоотчёт о роли трудового воспитания дошкольников Попова Валентина Основной вид деятельности ребёнка - игра, играя дети познают мир, узнают много нового и интересного. В соответствии с.

Фоторепортаж о моих достижениях в огородничестве «Мои любимцы №2» и роли трудового воспитания дошкольниковФоторепортаж о моих достижениях в огородничестве «Мои любимцы №2» и роли трудового воспитания дошкольников Попова Валентина Могу сказать про себя, что я не покупаю всё это на рынке и в магазине, а выращиваю сама. Вот и сегодня, с утра пораньше.

Фотоотчёт о неделе трудового воспитанияФотоотчёт о неделе трудового воспитания Уважаемые коллеги, вот и закончилась в нашей школе Неделя трудового воспитания. Забегая вперёд, хочу высказать общее удовлетворение проделанной.

Консультация для педагогов «Необходимость трудового воспитания»Консультация для педагогов «Необходимость трудового воспитания» Консультация для педагогов "Необходимость трудового воспитания" Ничто не истощает и не разрушает человека, как продолжительное физическое.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Эссе на тему «Особенности трудового воспитания дошкольников»
Опубликовано: 18 августа 2024 в 21:47
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Эссе на тему «Особенности трудового воспитания дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Кочурова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

4 ноября. День народного единства. Передвижка

День народного единства – один из самых юных государственных праздников. Сегодня вспоминаем о тех далёких событиях и о том, что единство и дружба народов – единственно верный путь.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД