Наталья Кочурова
Эссе на тему «Особенности трудового воспитания дошкольников»
Труд - основной источник материального и духовного богатства общества, главный критерий социального престижа человека, его священный долг, фундамент личностного развития. Правильно осуществляемое трудовое воспитание, непосредственное участие дошкольников в общественно-полезном, производительном труде является действенным фактором гражданского взросления, морального и интеллектуального формирования личности, её физического развития. Как бы не сложилась дальнейшая судьба ребёнка, трудовые умения и навыки потребуются им в любой сфере деятельности. Вот почему трудовой элемент в дошкольном воспитании с давних времён выступает как весьма существенная педагогическая тенденция.
Публикация «Эссе на тему „Особенности трудового воспитания дошкольников“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Эссе воспитателей и педагогов
- Темочки
По мнению многих педагогов-психологов, труд является одним из ведущих факторов всестороннего развития личности детей. Это положение они аргументируют тем, что ребёнок уже в конце младшего дошкольного возраста начинает стремиться к самостоятельности. Многие в своих работах утверждали, что два фактора побуждают ребёнка дошкольного возраста к трудовой деятельности : стремление к самостоятельности и интерес ко всему, что касается жизни и труда взрослых. Однако эти стремления дошкольники могут реализовать не только в трудовой, но и в других видах деятельности. Поэтому необходима педагогическая целесообразная организация привлечения ребёнка к труду.
По сравнению с трудовой деятельностью взрослых труд детей дошкольного возраста имеет следующие особенности.
1. Труд детей не имеет общественно-значимого результата, не создаёт материальных и культурных ценностей и носит условный характер. Но для ребёнка он является результативным, результатом становится не только материальное воплощение (выращенное растение, изготовленные игрушки, но и то, что ребёнок чувствует значимость затраченных усилий.
2. Постепенная выработка способности мотивировать трудовую деятельность. В младшем возрасте детей привлекает процесс участия в совместной со взрослым деятельности так же, как и совместная игра. В старшем возрасте у детей появляются мотивы на трудовую деятельность : нравится трудиться, желание помочь взрослому, получить похвалу, проверить свои силы, самоутвердиться, принести пользу другим людям.
3. Динамичное развитие компонентов трудовой деятельности детей дошкольного возраста. Включаясь в трудовую деятельность, ребенок постепенно начинает осознавать, что любой труд должен преследовать конкретную цель, завершаться определенным результатом. К старшему возрасту ребёнок осознаёт цель своих действий, связь между целью и результатом, пытается проектировать свой трудовой процесс. Учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста, взрослые должны помочь научиться планировать свой процесс.
4. Воспитательная значимость как высшая ценность детского труда. Участвуя в работе постоянно, ребенок вырабатывает в себе самостоятельность, ответственность, привычку к трудовым усилиям, стремление помочь товарищу, инициативность и другие личностные качества. Однако участие ребенка в трудовом процессе без создания педагогом соответствующих условий не только не обеспечивает воспитательного воздействия, но и порождает противоположный эффект. Часто негативное отношение детей к труду является следствием неправильного привлечения к нему (труд как наказание, трудовые поручения при отсутствии необходимых для них навыков, недостаточное внимание воспитателя к результату, неправильная оценка усилий).
5. Труд дошкольников тесно связан с игрой. Между игрой и трудом нет большой разницы, поскольку высшая форма труда (творческая работа) является подобной к игре, включает в себя элемент удовольствия от процесса деятельности. На основе игр, творческого труда формируется привычка к работе, обременительность и монотонность которой облегчаются увлечением ребенка своей деятельностью. И игра, и труд приносят ребенку удовольствие, являются средствами ее самореализации.
Сначала ребенок готовится к работе в процессе игры, почти в каждой разновидности которой имеется определенный трудовой элемент. Игра позволяет выявлять в игровой форме различные трудовые навыки, поскольку одной из основных тем детских игр является труд. Потребность самостоятельно что-то сделать, создать впервые возникает в игре и обусловлена именно ее требованиями (изготовить, например, необходимый игровой атрибут). В то же время у ребенка формируются целеустремленность, волевые качества, самостоятельность, инициативность.
6. Одним из компонентов готовности ребенка к трудовой деятельности является привлекательность труда. Этот своеобразный психологический механизм формируется при осознании ребенком того, что в процессе труда он открывает новое в себе, вокруг себя, пробует свои возможности на совершенно другом уровне требований, способна достичь конкретного результата, который приносит радость ей и тем, кто болеет за ее успехи.
Таким образом спецификой трудовой деятельности детей дошкольного возраста является : воспитывающий характер трудовой деятельности детей дошкольного возраста; близость детского труда и игры ребенка; специфика трудовых умений и навыков; участие и помощь взрослого.