Евгения Храмцова
Эссе «Моя педагогическая философия»
▼ Скачать + Заказать документы
Эссе на тему : «Моя педагогическая философия»
«Все дети для меня любимы!
И все талантливы, и все неповторимы!
Я их хочу прекрасному учить,
Мир музыки волшебной
С любовью подарить.
Ведь творчество - большой сюрприз!
Вот моё кредо, мой девиз!» (Храмцова Е. С.)
Публикация «Эссе „Моя педагогическая философия“» размещена в разделах
- Эссе воспитателей и педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2019
Размышляя о величии музыки, которая когда-то проникла своими чарующими звуками в мой детский мир и звучит по сегодняшний день, создавая то атмосферу добра и света, то нежности и грусти, пришла к выводу, что именно я, музыкальный руководитель, должна открыть детям двери в огромный удивительный мир, наполненный особой эмоциональной глубиной, особыми эмоциональными красками. И через этот мир, через призму музыкального искусства, должна найти путь к развитию личности ребенка, и помочь ему сформировать ценностное отношение к окружающему миру. Подобно живописи, театру, поэзии, музыка является художественно-образным отражением жизни. И значит, я должна научить детей понимать музыку, любить, а самое главное творить!
В ФГОС дошкольного образования подчеркивается, что «художественно-эстетическое развитие дошкольников предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей…».
Шагая в ногу со временем, каждый родитель стремится, как можно раньше, начать обучение ребенка грамоте, письму, арифметике, а при этом музыкальные занятия как бы отходят на второй план. К старшему возрасту, дети умеют считать, читать, овладевают компьютером…Считай! Читай! Пиши! Запоминай! Думай! А чувствуй! Где пища для чувств! Не вскормленные чувства либо умирают, либо бунтуют! Тогда дети уходят от нас в никуда. Но учить ум легче, чем воспитывать чувства, поэтому лозунг гуманитаризации обучения пока остается лозунгом. Учебные программы еще больше перегружены предметами, взывающими к разуму, а «разумных» детей, по данным медиков и психологов, все меньше и меньше. Так пусть же умным будет сердце, и оно поможет слабому уму окрепнуть, а крепкому не обмануться.
Искусство – вот что, взывает к чувствам. Но как учить чувствам? Только чувствуя другого. Ребенок - единый орган чувств, как говорят вальдорфские педагоги. Его нельзя уговорить остаться с человеком, который ему не нравится, и невозможно убедить, что его друг ему не пара. «Он хороший», - сквозь слезы будет шептать ребенок. Чтобы научить ребенка, надо его чувствовать. Не обрушивать на него поток своих чувств, а пытаться услышать отголоски его души. Он не объект обучения, на который направлены наши мысли и чувства. Он субъект, который способен вернуть столько, сколько взял. И процесс обучения это процесс общения, в котором каждая из сторон получает столько, сколько отдает. Поэтому следующая моя, не менее главная задача, - «достучаться» до родителей моих воспитанников: помочь им почувствовать, услышать и увидеть радостные, волнующие переживания детей, полученные в ходе художественно-эстетической деятельности; научить родителей не мешать божественным играм ребенка, а уметь быть рядом с ним, всегда быть рядом сердцем.
Вокруг бушует мир, мои воспитанники самозабвенно поют песню «Зореньки краше и солнца милей та, что зовется мамой моей»; пластически интонируют с осенними листочками под музыку на заданный текст; радостно импровизируют на шумовых инструментах. Это мы называем мир безумным, а они живут в нем, называя его своим миром, потому что принимают его. А мы … Мы можем принимать их. Примем ли?
Отрадно, что в детском саду, где я работаю, создан замечательный сплоченный коллектив, любящий и чувствующий каждого ребенка. Организованы практически все условия для развития творческих способностей детей. И я, думаю, что нашла свое место, где могу реализоваться и состояться как педагог – музыкант. Нет, я не думаю, я уверена в этом. Здесь я играю свою игру. Да, вся наша жизнь игра. А игра – это праздник. Здесь каждый как вроде бы сам по себе, но все мы вместе – и у каждого свой стиль, свои пристрастия. И каждый пытается найти свое место, чтобы игра состоялась. И тогда она дает ощущение раскованности, в ней есть свобода выбора и свобода созидания, особая атмосфера «мажор» и постоянно меняющаяся система отношений. Я играю в свою игру. Я играю от всей души. У меня, может быть, не все сразу получалось, не все клеилось. Но я играю в те игры, которые мне нравятся, в которые я хочу играть. И на своих музыкальных занятиях и праздниках я с удовольствием позволяю ребятам играть, предоставляя им возможность выразить себя. Откровенно говоря, часто тщательно спланированное по всем канонам методики занятие вдруг превращается в маленький импровизированный спектакль. Те уроки игры, через которые ребенок начал познавать себя, радость общения, помогут ему обрести уверенность в том, что он все сможет.
Для меня профессия «музыкальный руководитель» – призвание!
Призвание, которое даёт возможность окунуться в волшебный мир детского творчества, загадочную среду праздников и развлечений.
Дети - основная ценность в моей жизни. Все наши воспитанники талантливы и неповторимы. Главная моя профессиональная задача – помочь каждому ребенку поверить в свои силы, направить его творческий потенциал на создание культурных ценностей, раскрыть себя как индивидуальность, как личность, сформировать ценностное отношение к себе и другим.
Я верю в великую магическую силу музыкального искусства и неисчерпаемые возможности моих воспитанников!