Наталья Рыбакова
Эссе «Мой путь педагога»
▼ Скачать + Заказать документы
Мой путь педагога
«Прекрасная сама по себе детская речь имеет, кроме того, научную ценность, так как, исследуя ее, мы тем самым открываем причудливые закономерности детского мышления». К. И. Чуковский.
Знаменитый врач-психиатр Зигмунд Фрейд считал: ничего в нашей жизни не бывает случайного, всё имеет свою первопричину. Сегодня, когда я стала задумываться, почему я выбрала профессию учителя-логопеда, я все больше понимаю, что детским мечтам суждено сбываться.
Публикация «Эссе „Мой путь педагога“» размещена в разделах
Мой путь к профессии начался с детства, мне нравилось, как дикторы ведут программы, как актеры играют в театре свои роли. Я садилась перед зеркалом и проговаривала различные тексты. В результате эти увлечения вылились в мою профессию. Анализируя все это, можно лишний раз убедиться в том, насколько важны наши детские увлечения, как остро они влияют на мечты будущей профессии.
Прошло время, окончила педагогический колледж, затем институт.
И вот, у меня самая интересная работа на земле – работа педагога. Однако путь педагога тернист и непредсказуем. И вот этот путь привел меня педагога с одинадцатилетним стажем, в профессию «учитель-логопед». Уже более года я нахожусь в атмосфере звуков, дыхания, артикуляции, просодики, лексики, грамматики…
«Логопед. А есть ли повод для гордости?» – могут спросить меня некоторые. Но ведь именно логопед – это учитель, который одним из первых начинает формировать интерес к русскому языку и тем самым вносит вклад в сохранение нашей культуры. Он помогает каждому ребенку поверить в себя и справиться с трудностями усвоения родного языка. Развивая речь, мы развиваем личность. Не зря Л. С. Выготский писал, что «развитие речи перестраивает мышление, переводит его в новые формы».
Логопед – это кропотливый труд. Свою миссию я вижу не только в том, чтобы исправить речевой дефект ребенка, но и помочь ему осознать его возможности. Для меня важно, чтобы родители воспринимали своих детей со всеми их особенностями. И самое главное, хочется, чтобы каждый ребенок, почувствовал веру в собственные силы, чтобы у него было счастливое детство с чудесами, тайнами и открытиями.
Передо мною мальчик, умеющий только подражать звукам и жестикулировать. Я прошу родителей принести на занятие семейный альбом. Листаем его вместе с ребенком, который пытается назвать родных людей, но у него это не получается. Прошу мальчика потянуть песенку а-а-а и руками соединяю его губы, а он снова открывает рот, чтобы сказать а, и вдруг произносит: ба-ба-ба. Хлопает в ладоши и показывает свою любимую бабушку на фотографии. Помогаю малышу удержать кончик языка за верхними зубами, нажимая на них. Слышится ля-ля-ля, теперь можно и на балалайке поиграть, и сестренку младшую позвать. Так от слова к слову постигаем язык и его законы. Главное, чтобы ребенок не чувствовал фальши и равнодушия и поверил учителю.
А вот малыш, который совсем не намерен общаться с незнакомыми людьми. Как установить с ним контакт? Путей много, и взаимодействие обязательно наступит, но только тогда, когда ребенок сам этого захочет. Главное не пропустить этот важный момент. Очень часто ребенок приходит на занятие со своей любимой игрушкой, которая может стать посредником в налаживании диалога. Для этого я должна знать и чувствовать интересы ребенка, общаться с ним на одной волне, завоевать у него авторитет, показать, что мне очень дорог контакт с ним. Вот тогда ребенок будет стараться выполнять все упражнения, чтобы не разочаровать меня. Без таких взаимоотношений трудно заставить ребенка играть по моим правилам.
Всякий раз, когда дети на моих логопедических занятиях смотрят мне в глаза, верят в мое содействие, дружбу и сотворчество, я вспоминаю слова древней японской притчи:
«Молодой самурай стоял с луком и стрелами в руках, взглядом измеряя расстояние до мишени. Проходивший мимо монах сказал ему:
- Ты не научишься метко стрелять, если будешь надеяться на исправление промахов. В бою такой случай, вряд ли представится. Учись поражать цель с первого раза, всегда помни, что у тебя только одна стрела. И в жизни всякое дело делай сразу, не надейся, что потом можно будет что-то исправить!»
И я понимаю, что именно мне принадлежат все мои победы и успехи, все мои поражения и ошибки, поэтому я, как молодой самурай в притче, стараюсь «поражать цель с первого раза». Ибо велика цена моих поражений, «заполучив» ребенка нельзя обмануть его ожиданий, он этого не простит, а мудрое Слово помогает мне донести до него мысль как можно понятнее и глубже.
Мы порой даже не замечаем, какова роль Слова в нашей жизни. Слово – это составляющая нашей речи. Слова складываются в предложения, в тексты, с помощью которых, в свою очередь происходит общение и познание мира. А ведь его и представить невозможно без звуков речи, она была бы такой тусклой! Смех детей, их веселый лепет наполняет нас радостью. Слова и песни о любви дают силы жить. Стихи и проза возвышают и воспитывают. Так пусть эти слова звучат правильно и четко!
Речь – царица всех наук, так считал мудрец Еврипид. Человек способен словом влиять на других, убеждать, спорить производить впечатление, достигать успеха, управлять, получать удовольствие от спектакля или фильма, понимать юмор и шутить, создавать стихотворения, поэмы, песни и даже спасти Словом. Это ли не чудо!
Это ли не чудо – осознавать то, что дети пришли к тебе с множественными речевыми дефектами, а ушли с чистой речью, что они полюбили родной русский язык, что знания, умения, навыки, полученные у тебя, помогут в обучении в школе или вообще в жизни.
И логопед – это волшебник, создающий то самое чудо!