Юля Сахарова
Эссе «Компетенции в эпоху цифровой экономики»
▼ Скачать + Заказать документы
Цифровая грамотность — набор знаний и умений, которые необходимы для безопасного и эффективного использования цифровых технологий и ресурсов интернета.
Включает в себя:
• Цифровое потребление
• Цифровые компетенции
• Цифровую безопасность
Одной из компетенций современного педагога является информационная компетентность - качество действий работника, обеспечивающих эффективный поиск, структурирование информации, её адаптацию к особенностям педагогического процесса и дидактическим требованиям, квалифицированную работу с различными информационными ресурсами, готовность к ведению дистанционной образовательной деятельности, использование компьютерных и мультимедийных технологий, цифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе, ведение школьной документации на электронных носителях
Публикация «Эссе „Компетенции в эпоху цифровой экономики“» размещена в разделах
В повседневной жизни термин «компетенция» понимается довольно широко и нередко употребляется как синоним знаний, навыков и умений, необходимых в той или иной профессиональной деятельности. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС, компетенция — это социальное требование к образовательной подготовке, охватывающее личностные качества, общеобразовательные, общекультурные и профессиональные компетенции, которые характеризуют не столько профессиональные навыки людей, сколько широко понимаемую культуру цифрового общества.
Любой современный педагог должен обладать обязательными компетенциями в следующих областях:
– работа с электронными документами и корреспонденцией;
– автоматизация процессов управления;
– информационная безопасность;
– социальные сети и мессенджеры (messengers);
– программы мобильных приложений;
– большие данные.
Цифровая грамотность определяется набором знаний и
умений, которые необходимы для безопасного и эффективного использования цифровых технологий и ресурсов Интернета. В основе цифровой грамотности лежат цифровые компетенции —
- способность решать разнообразные задачи в области использования
информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) :
- использовать и создавать контент при помощи цифровых технологий,
включая поиск и обмен информацией, ответы на вопросы, взаимодействие с
другими людьми
- компьютерное программирование.
Цифровые компетентности :
1) информационная и медиакомпетентность — знания, умения, мотивация и ответственность, связанные с поиском, пониманием, организацией, архивированием цифровой информации и ее критическим осмыслением, а также с созданием информационных объектов с использованием цифровых ресурсов (текстовых, изобразительных, аудио и видео);
2) коммуникативная компетентность — знания, умения, мотивация и ответственность, необходимые для различных форм коммуникации (электронная почта, чаты, блоги, форумы, социальные сети и др.) и с различными целями;
3) техническая компетентность — знания, умения, мотивация и ответственность, позволяющие эффективно и безопасно использовать технические и программные средства для решения различных задач, в том числе использования компьютерных сетей, облачных сервисов и т. п. ;
4) потребительская компетентность — знания, умения, мотивация и ответственность, позволяющие решать с помощью цифровых устройств и интернета различные повседневные задачи, связанные с конкретными жизненными ситуациями, предполагающими удовлетворение различных потребностей.
Навыки, которыми должен обладать педагог:
Операциональные навыки - должен уверенно пользоваться технологиями, уметь решить возникшую проблему, связанную с их использованием; уметь быстро освоить, опираясь на свой опыт, новые сервисы и приложения самостоятельно или в сотрудничестве с коллегами (обучающимися).
Поисковые навыки - нужно уметь пользоваться разными поисковыми системами, чтобы рассмотреть разные ресурсы и представляемые точки зрения по нужному вопросу.
Критическая оценка - необходимо уметь самому и научить учащихся критически оценивать и отбирать адекватные, соответствующие времени и образовательной задаче, надежные и безопасные ресурсы и информацию.
Креативность - знание назначения и умение увидеть целесообразность применения тех или иных инструментов для расширения возможностей и творчества в решении конкретных дидактических задач, реализации проектов.
Коммуникационные навыки - умения использовать соответственно решаемым педагогическим задачам имеющиеся в наличии средства коммуникации (электронная почта, встроенные в приложения чаты, мессенджеры и т. д.).
Навыки безопасности - должен владеть сам и научить учеников безопасному поведению и использованию ресурсов интернета, социальных сетей, защите персональной информации, постоянно работая над формированием у учеников навыков цифрового гражданина.
Осведомленность, знание рынка технологий - умение быть в курсе новинок, отвечающим потребностям обучения.
Гибкость - технологии и сервисы постоянно совершенствуются, и обладающий цифровой грамотностью педагог должен уметь подстраиваться к новым изменениям, быть открытым для обучения.
Знание платформ для коммуникации - все более широко в образовательном процессе используются такие средства коммуникации как Skype или Google Hangouts, которые открывают большие возможности для общения учащихся с экспертами по всему миру, осуществления видеоэкскурсий, оналйн обучения у удаленных преподавателей. Потому знание таких платформ для педагога особенно ценно.
Знание платформ персональных учебных сетей - на современном этапе персональная учебная сеть имеет ключевое значение для профессионального развития педагога, т. к. позволяет быть в курсе инноваций, оперативно осваивать новое и учиться у своих коллег. Умение пользоваться такой популярной у учителей платформой, как например, Twitter, позволяет им общаться и делиться информацией как по своему предмету, так и в других областях.
Навыки сбора и обработки данных - знание технологий, обеспечивающих сбор и обработку результатов и данных о прогрессе обучающихся, позволяет педагогу дифференцировать обучение, своевременно реагировать на возникающие проблемы и оказать помощь тем, кому она нужна.
Сотрудничество - педагог, обладающий цифровой грамотностью, открыт к сотрудничеству онлайн с коллегами других учреждений, в том числе и по всему миру, для вовлечения ребят в интересные проекты, либо для собственного профессионального развития.
Какими компетенциями обладаю я :
- умение создавать графические и текстовые документы (самостоятельно оформляют групповую документацию, диагностику и т. д.);
-владею программой PowerPoint для создания мультимедийных презентаций;
-обладаю навыками разработки НООД с использованием информационных технологий;
- владею способами и методами применения компьютерных технологий в работе с детьми и родителями;
-навыки безопасной работы в интернете.
Если мы хотим идти вперед, то одна нога должна оставаться на месте, в то время как другая делает следующий шаг. Это - первый закон всякого прогресса, одинаково применимый как к целым народам, так и к отдельным людям, поэтому совершенствование имеющихся компетенций и освоение новых компетенций являются одной из задач моего самообразования, а также обязательное прохождение курсов повышения квалификации, посещение семинаров, практикумов.