Татьяна Банникова
Эссе «Я — воспитатель!»
▼ Скачать + Заказать документы
Начиная свою работу в должности воспитателя, вспоминаю, как страшно было от неизвестности, от неумение того, что многого не понимала. Я работаю детьми младшей группы. А этот возраст не простой, в этом возрасте детям всё интересно, всё ново. И то,что и как мы преподнесём заложится именно сейчас. А это очень интересно, когда на тебя смотрят горящие детские глаза и ждут от тебя чего то неземного, хочется вложить всю свою душу. Я предвкушаю радость и волнение той минуты, когда мои маленькие воспитанники в первые жизни начнут проникать в глубь своих чувств и переживаний в своё «я».Ведь быть воспитателем - это значит хотеть и уметь снова и снова проживать детство с каждым ребенком. Видеть мир его глазами, удивляться и познавать вместе с ним,быть незаметным, когда малыш занят своим делом, и незаметным,когда ему нужна, помощь и поддержка, быть интересным для него постоянно и принимать его таким, какой он есть. Видеть неповторимость каждого ребёнка, осознавать, что в моих руках его жизнь и его душа, беречь их и стараться сделать всё, чтобы его детство было содержательным и радостным, потому что от того, как пройдет детство человека, зависит вся его дальнейшая жизнь. Наблюдать, затем как растет малыш, как с каждым годом он всё больше может понять и сделать, ощущать его привязанность и доверие и отдавать ему бескорыстно свою любовь.
Публикация «Эссе „Я — воспитатель!“» размещена в разделах
Начав работать, я вскоре убедилась, что знаний,полученных в учебных заведениях, мало. Нужно самой, много читать, наблюдать, сопоставлять, всматриваться, анализировать свои ошибки. Да и наши поступки - это результат наших взглядов, вследствие широты кругозора, показатель интеллекта. Интеллект я считаю непременным условием авторитета воспитателя, ибо убедилась,что только тогда, когда собеседник поймёт,что имеет дело с педагогом-мастером, эрудированным и всё понимающим, умеющим общаться на равных с людьми любой социальной категории,он доверится воспитателю и проявит максимум уважения к нему. Я пытаюсь понять, когда же установилось глубокое взаимопонимание с родителями, и не могу определить это время-оно шло вместе со становлением моей личности как воспитателя, с осознанием моей роли в жизни ребёнка, с приобретением авторитета среди родителей и сотрудников.
Есть такое выражение : «Дети-не только наше будущее,но и наше прошлое». Мне думается, что дети-это наше и прошлое,и будущее, и настоящее. Прошлое,потому что весь опыт человечества в целом и личный опыт воспитания мы апробируем на детях. Вся мудрость прошедших веков, заложена в фольклоре, народной педагогики, литературе, наше личное ощущение семейных педагогических традиций, опыт известных педагогов-всё это сокровище можно отнести к приобретениям прошлого. Но эти приобретения перенимаются детьми и становятся их личным достоянием. Они являются носителями этого огромного багажа, дабы передать новым поколениям.
Настоящее,на мой взгляд, самый ответственный этап. Многие родители и педагоги видят будущий образ ребё нка: «Вот когда он пройдёт в школу, то поумнеет и перестанет капризничать и баловаться; а когда поступит в институт.». Тем самым отрицается самоценность настоящего периода, данного возрастного этапа. Настоящее настолько неуловимо и быстротечно,что ему часто не придают значение, а важен каждый шаг,каждая минута,ведь именно эта минута совершает переход из прошлого в будущее, именно она показывает, что мы взяли из сокровищницы прошлого:добро, любовь,внимание, заботу, или же в эту минуту отмахнулись от ребёнка,оправдываясь отсутствием времени и большой занятностью. И этой минутой мы «воспитатели» невнимание, нетерпение, замкнутость.
Важно, чтобы каждый миг общения с ребёнком был пронизан любовью и желанием пропитать его всем самым дельным, добрым, прекрасным, что накопило человечество.
Кто из нас в жизни не прикасался к «ремеслу» воспитателя? Пока мы находимся в колыбели, то выступаем в роли воспитываемого, на нас обрушивается весь поток педагогических средств, весь культурно-исторический запас. Но, как только в руки нам попадает кукла или плюшевый мишка, мы уже на них начинаем упражнять свои воспитательные способности. Далее педагогические изыскания продолжаются на братьях и сестрах,друзьях,женах и мужьях, в крайнем случае, на кошках и собаках. Каждый обязательно найдёт возможность апробировать свои таланты в деле воспитания и дать «полезный» совет друзьям и близким.
Выражение «ни дня без строчки» - это тоже о нас, так как без познания изучения и осмысления педагогической и художественной литературы педагог не в состоянии творить и похож на художника, имеющего в руках только уголь.
Литература для педагога-источник, помогающий произвести отбор наиболее эффективных средств-взаимодействия с ребёнком, ответить на все его вопросы.
Познание мира дается через общение позволяет проникнуть в тайны детского мировосприятия, открыть новое, незнакомое. Любое общение с ребёнком подчиняется желанию познать мир, повлиять на него с целью (как нам кажется) его улучшения, обогащения, развития.
То, что профессия педагога необычна, подтверждает высказывание древнего философа (Т. Назнанзина) : «Образовывать человека, существо самое непостоянное и самое сложное из всех, есть искусство из искусств», т. е воспитание- это не просто искусство,а высочайшая ответственность педагога за то,что он делает и как. Это искусство учить и бесконечно учиться самому.
Искусство быть педагогом так же многогранно и сложно,как всякое искусство. В зависимости от обстоятельств воспитателю приходится выступать в разных ролях:он для детей и учитель, который всё знает,всему учит,и товарищ по игре, и близкий человек,который всё поймёт и поможет в любую минуту.
Воспитатель должен любить детей, жить для детей-без этого его работа не имеет смысла. Доброта и милосердие должны быть присущи любому человеку, а тем более воспитателю. Без этих качеств работать с детьми невозможно. Доброта педагога, я считаю, заключается в том, чтобы с готовностью, помогать ребёнку, осваивать мир.
Я осознаю, что педагогическая деятельность - это сложная, значимая и творческая профессия, к ее овладению необходимо подходить с интересом, желанием и скрупулёзно, чтобы достичь положительных результатов. Шаг за шагом осваивать педагогическую деятельность, овладевать необходимыми профессиональными знаниями, умениями, навыками, качествами. Сделав один шаг, необходимо твердо встать на ноги - и только потом делать следующий. И могу сказать с полной уверенностью: «Да, это то,чем я хотела бы заниматься!»