Галина Назарова
Эссе «Я — воспитатель»
▼ Скачать + Заказать документы
«В воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Никакие уставы и программы, никакой искусственный организм заведения, как бы хитро он ни был придуман, не может заменить личности в деле воспитания»
К. Д. Ушинский
Воспитатель! Кто он? Каков он? Что от него требует государство? Чего от него ждут родители? Каким его хотят видеть дети?
Попытаюсь разобраться.
Темочки:
Чего хотят родители? Наверное, того, чтобы их ребенок был под постоянным и пристальным вниманием воспитателя, чтобы с ним ничего не случилось, чтобы он получил развитие всех его существующих и несуществующих задатков, способностей, талантов. Да! И конечно, чтобы в школу пошел подготовленным!
Государство! Стоит прочитать требования Федерального государственного образовательного стандарта, целевые ориентиры образования в раннем возрасте, и все становится понятным!
А где же право на детство? Как не потерять ребенка во всем этом многообразии требований, желаний, удовлетворения амбиций и потребностей, его чистую душу? Как воспитать маленького человека Человеком?
Как? Только вместе с детьми, помогая им понять и оценить свое “Я”, ведя их на основе самоутверждения, самосовершенствования, равноценного партнерства и общения, игры и познания, принятию и уважению индивидуальности каждого человека и воспитывая ценностное отношение к любому живому существу. И я верю, что у меня это получается! Ведь для себя я определила, что ребенок должен проживать свое детство! А для этого мы должны сохранить в его душе черты детства:
широко раскрытые на мир глаза;
непосредственность ребенка;
горячую на все отзывчивость, доверчивость, мечту;
мироощущение поэта: жизнь это сказка;
восхищение первооткрывателя;
мира восторг беспредельный;
доброту ребячью.
Чтобы реализовать все свои задумки, в своей работе я выстраиваю разнообразные по содержанию отношения с ребенком, придерживаюсь принципа партнерских отношений:
поддерживаю любые, даже самые маленькие успехи ребенка;
хвалю за конкретное дело, поступок, действие;
хвалю публично, а критикую без посторонних лиц. Публичная похвала повышает авторитет в глазах сверстников;
всегда помню: отрицательная оценка – враг интереса и творчества;
поддерживаю веру ребенка в свои силы, высказывая предвосхищающую успех оценку, например: “я знаю, у тебя все получится“, “если ты захочешь, то легко с этим справишься”, “ты все правильно делаешь”;
подбираю разнообразные виды деятельности, в которых каждый ребенок мог бы реализовать свое притязание на признание;
проявляю действительный интерес к любой активности ребенка, стараюсь увидеть за нескладным выражением идей активную работу мысли;
очень часто обнимаю детей. Доказано: для хорошего самочувствия ребенку необходимо, чтобы за день его обнимали минимум двенадцать раз (взрослому человеку достаточно восьми).
Подобные партнерские взаимоотношения позволяют мне достичь гармоничных отношений с детьми и высокого уровня их социально-личностного развития.
И вот здесь личность воспитателя играет важную роль! Ребята видят и чувствуют, что я занимаюсь любимым делом, что мое сердце открыто для каждого, что я стараюсь окутать их атмосферой спокойствия и взаимопонимания. Но вот в чем парадокс! Я сама постоянно развиваюсь и расту рядом с ними, проживаю ещё и ещё раз самые счастливые годы детства, постоянно открываю для себя что-то новое, каждый день общаясь с ними. Ведь дети не только берут, они отдают намного больше.
И когда вижу счастливые глаза моих «питомцев», которых я стараюсь «питать» - «воспитать» чуткими и разумными людьми, когда наблюдаю их игры, в которых они стараются копировать меня, слышу слова благодарности родителей, то я понимаю, что я иду в правильном направлении. Я верю в то, что дети вырастут и, непременно, станут добрыми, счастливыми, честными, одним словом, настоящими! А я буду знать, что в этом есть и моя заслуга.