Екатерина Николаевна Новикова
Эссе на тему «Дошкольник в эпоху цифровизации»
▼ Скачать + Заказать документы
Чем быстрее летит вперед неугомонный технологический прогресс, тем чаще нам хочется крикнуть ему во след – «Постой, мы не успеваем». И, если в нашей обычной, повседневной жизни дома, мы можем с этим смириться и закрыть на него глаза, то требования, которые предъявляет к нам наша профессия и внедрение образовательных стандартов, не позволяет нам расслабиться и преподавать «по старинке». Хотим мы это или нет, но нам придется соответствовать нашим детям, которые, по мнению многих, в корне отличаются от нас. Они едва ли не с пелёнок овладевают языком новейших технологий и зачастую вызывают растерянность у родителей и педагогов.
Публикация «Эссе на тему „Дошкольник в эпоху цифровизации“» размещена в разделах
Кажется, в мозг современного ребёнка уже с рождения встроена программа для освоения компьютера и прочих цифровых устройств. В два - три года современные дети легко управляются с планшетами всех видов, с телефонами и ноутбуками. В пять лет они уже помогают своим родителям осваивать новые программы и приложения на своих IPad.
С одной стороны, положительными сторонами развития современных детей являются умения быстрого поиска информации и высокий уровень мотивации к изучению информационных средств.
К негативным проявлениям развития цифровых детей можно отнести :
– подмену реальной жизни виртуальной;
– искаженные представления о творчестве и этических нормах и ценностях.
– низкий уровень информационной культуры;
– низкая читательская компетентность;
– «экранная зависимость».
Современная наука фиксирует феномен «экранной зависимости». Ребенок, который привык получать информацию с экрана, нуждается в постоянной внешней стимуляции во время обучающих действий, жаждет готовых развлечений, не стремится к живому общению со сверстниками или взрослыми.
Однако существует и другой подход к решению проблемы использования детьми-дошкольниками цифровых устройств. Согласно этому подходу, компьютер может стать обогащающим элементом развивающей предметной среды, он способствует развитию познавательной активности детей, созданию благоприятного эмоционального фона, социализации личности.
Сегодня, повышая качество дошкольного образования, мы используем в образовательном процессе целый спектр педагогических технологий, тем самым обеспечивая успешную подготовку ребенка к школе.
В профессиональном стандарте «Педагог» указано, что педагоги должны владеть ИКТ-компетенциями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.
Каковы же положительные и отрицательные стороны использования цифровых технологий?
На мой взгляд, плюсы применения цифровых технологий, несмотря ни на что, присутствуют. Компьютерные технологии расширяют возможности педагогов в преподнесении детям развивающего и дидактического материала. Очень важно отметить, что занятия с применением цифровых технологий усиливают познавательный интерес дошкольников и активизируют детское внимание. Цифровые технологии можно включить во все виды детской деятельности.
Как бы мы не относились к проблеме, но «информатизация общества ставит перед педагогами-дошкольниками задачу стать для ребенка проводником в мир новых технологий, наставником в выборе компьютерных игр и сформировать основы информационной культуры личности ребенка». Это прописано в «Законе об образовании в РФ» № 273-ФЗ.
ФГОС дошкольного образования также предъявляет высокие требования к материально-техническим условиям дошкольных учреждений и применению современных инновационных технологий.
Основным видом цифровой активности для дошкольников является игра, изучению которой исследователи уделяют пристальное внимание. Игра – основное условие использования цифровых технологий в дошкольном учреждении. Появление компьютерной игры в жизни ребенка может оказать положительное влияние на интеллектуальное развитие и подготовить его к жизни в информационном веке.
Положительное влияние компьютерных игр на развитие детей, возможно, потому, что помимо развлекательного направления, в последнее время все больше можно говорить об обучающих и развивающих играх, которые формируют и развивают у детей высшие психические функции – восприятие, память, мышление, речь.
Итак, какие же существуют цифровые устройства применимые для дошкольного образования? Помимо хорошо известных нам компьютеров, ноутбуков, планшетов, интерактивных досок, можно упомянуть и такие специально созданные для обучения дошкольников цифровые устройства, как:
• Интерактивные скалодромы
• Интерактивные песочницы
• Интерактивные детские Мультстудии
• Интерактивные полы
• Интерактивные тумбы
• Интерактивные столы для дошкольных учреждений с развивающими играми, мультиками и приложениями.
• Интерактивные комплексы.
Однако следует отметить, что любая, даже самая совершенная компьютерная программа, не может и не должна заменить высококвалифицированного специалиста.
Не стоит забывать, что при реализации ИКТ в образовательном процессе ДОО возникает ряд проблем, решение которых является предметом исследования ученых многих стран.
Остается актуальной проблема профессиональной компетенции педагогов: необходимо уметь не только пользоваться современной техникой, но и создавать собственные образовательные ресурсы, быть грамотным пользователем сети Интернет.
Все знают как опасно зацикливание ребенка на компьютерной игре. Поэтому целесообразно лишь периодическое использование ИКТ, а именно дозированное педагогом использование развивающих игр.
Таким образом, информатизация системы образования может открыть перед педагогами новые возможности для внедрения в практику новых методических разработок, направленных на реализацию инновационных идей воспитательного, образовательного и коррекционного процессов. Для педагога цифровые технологии - уже не роскошь – это необходимость.
Можно с уверенностью сказать, что информационно–коммуникативные технологии в условиях современной информационно–образовательной среды являются очень важными технологиями в перспективе XXI века. Они способствуют повышению эффективности труда педагогов и достижению качества образования.
Что же можно сказать о «цифровизации» дошкольников? Всё-таки за или против?
Ответ на этот вопрос весьма неоднозначен и, пожалуй, индивидуален. Каждый решает для себя как относиться к этому явлению. На сегодняшний день, важно обеспечить каждому ребенку внимание и заботу о его психическом и физическом здоровье и для этого совместными усилиями детского сада, семьи ребенка важно сформировать у малышей чувство эмоционального благополучия и психологического комфорта, чтоб он смог радостно и полноценно прожить самый, пожалуй, трудный и ответственный период своей жизни - детство. Именно «здесь и сейчас» закладываются основы личности Человека будущего.