Ольга Грушина
Эссе музыкального руководителя «Я, музыка и дети»
▼ Скачать
Эссе
Детство – Игра – Обучение» - триада, где вес каждой составляющей постоянно перемеривается в поиске баланса. Уже никто не оспаривает, что игра и детство взаимосвязаны. Обогащают друг друга. Игра любит детство, потому что в отношении к ней присутствует только чистый и радостный смысл. Игра необходима детям, потому что они играют с миром, познавая его! Вот поэтому на занятиях мы «играем» с музыкой, со звуками, с движениями, со словом…
Публикация «Эссе музыкального руководителя „Я, музыка и дети“» размещена в разделах
Со временем пришло и иное понимание значения музыки – расширение её границ до любования звуками окружающего мира, наполнения методики «музыкой», ритма, «музыкой» слов и фонем, «музыкой» жеста и движения, «музыкой» немузыкальных объектов (явления природы, предметы). Иным стал взгляд на музыкальную методику. В настоящее время всё большее распространение получают интегрированные занятия, привычной становиться ситуация, когда формы, бытующие в одних предметах, занимают достойное место в других. И наоборот, «музыкальными» становятся те занятия, где музыка была редкой гостьей.
Музыкальные занятия с детьми дошкольного возраста можно назвать «настройкой» и «вступлением» в мир музыки. Обе линии грандиозны по объёму и важности для будущего понимания и восприятия ребёнком красоты, гармонии, музыки, мира и себя. А не попробовать ли нам для большей убедительности (да и любопытства ради) обратиться к толкованию смысла слов «настройка» и «вступление»? Итак, мнение словаря и взгляд на оба слова с позиции нашего разговора.
Настраивая, педагог:
1. «натягивает струны на определённую высоту» - развивает музыкальность (чувства ритма, интонацию, звуковысотный слух, музыкальную память).
2. «приспосабливает для приёма каких-либо радиоволн» - выбирая музыкальный материал, формирует способность ребёнка воспринимать разностилевую музыку, прививает вкус, развивает певческий диапазон, знакомит с азами теории музыки.
3. «налаживает» - учит слушать и слышать музыку.
4. «приводит в нужное техническое соответствие» - формирует способность передачи музыки через движения, пластику, развивает двигательную свободу, координацию, коммуникативность, чувство ансамбля и партнёрства.
5. «приводит в какое – то соответствие настроение» - развивает эмоциональность, сопереживание, способность созерцать.
6. «внушает мысли – чувства по отношению к кому - то» - увлекает детей фольклором и творчеством композиторов, воспитывает чувство уверенности.
Педагог, помогая ребё нку:
1. «вступить, войти куда - то» заботится о естественности этого события и выстилает дорогу ярким «ковром» своей методики «Смело иди, малыш, я с тобой!».
2. «стать членом чего-либо» - развивает коммуникативные, социальные, эстетические качества личности средствами музыкальной педагогики и психологии.
3. «начать делать что-то» - предлагает богатый выбор образцов, приёмов исполнения, а ребёнок, подражая педагогу, развивает и совершенствует себя.
Предоставляя возможность прикоснуться к прекрасному, настраивает на
стремление познавать, экспериментировать, открывать.
Кто же такой музыкальный руководитель в детском саду?
Не только затейник (кстати, умению радовать тоже нужно учиться, но оригинальный и универсальный мастер, с достоинством заявивший о важнейшей позиции своего любимого дела – о развитии детей! Подчас сценарист и режиссёр праздников, в программу которых включаются самые разнообразные упражнения, содержащие обучающий аспект. Праздник умений, умное веселье! Браво смелым и впереди идущим!
Каждый из нас обязан помнить простую, но великую истину: чтобы быть хорошим педагогом, надо, прежде всего любить то, чему учишь, и любить тех, кого учишь.
«Люби, пойми и помоги» - это мой профессиональный девиз.