Людмила Кухарчик (Тимченко)
Эссе «Мой профессиональный почерк»
▼ Скачать + Заказать документы
Эссе «Мой профессиональный почерк»
Свой путь в профессию я бы не назвала однозначно легким и успешным. Заболев музыкой с детства и успешно занимаясь в музыкальной школе, я видела себя в роли профессиональной пианистки, к чему и готовили меня педагоги музыкальной школы. Честно скажу, работа в детском саду уж точно не входила в мои жизненные планы. Но в связи со срочным переездом и сменой места жительства я очутилась в стенах педагогического училища города Хабаровска. И вот 1983 год- год первого вхождения в профессию музыкального руководителя. Моя неуверенность, как педагога, страх перед малышами, отсутствие доброго наставника, - все это сделало выбор не в пользу профессии. И я сбежала, трусливо и позорно. Но, как говорят, от себя не сбежишь. С музыкой я не расставалась не на миг, всегда был рядом любимый инструмент и желание играть, играть и играть.
Публикация «Эссе „Мой профессиональный почерк“» размещена в разделах
Второе вхождение в профессию музыкального руководителя началось с переездом в город Саянск в 1994 году. Многочисленные раздумья о своем месте в жизни, размышления, сны, в которых я была окружена музыкой и ребятишками, помогли мне сделать верный шаг. И вот произошло превращения гадкого утенка. Уверенно, с пониманием, с творческой изюминкой и заинтересованностью я начала РАБОТУ. А точнее, я начала новую жизнь, полную энергии, поиска, творческого подхода. Ведь дети-дошколята не терпят скуки, серости, обычности и равнодушия. Их глаза загорятся только в ответ на любовь, искренность и увлеченность педагога. Такой я и стала. Только сейчас, с высоты своего возраста и опыта, я поняла, что это и было мое предназначение-музыка и дети. И высшим для меня достижением являются не только победы и успехи моих воспитанников (каких скопилось уже немало и на уровне города, и на уровне России, но те ответные чувства и желания, с которыми меня встречают ежедневно и малыши 2 лет, и старшие 6-7 лет.
И я стала учиться вместе с детьми понимать музыку по-новому, глазами и сердцем ребенка. Дети многому меня учат и по сей день. Ведь, к сожалению, не дано взрослому человеку верить, любить и понимать так искренне, как ребенку. Ребенок – это чистый лист. А я, как музыкальный руководитель, непосредственно отвечаю за «строительство» души маленького человечка, его маленького внутреннего мира.
Огромное счастье для меня видеть счастливые лица детей, их искреннюю, неподдельную радость, когда они делают для себя открытие. Именно это является главным принципом моей работы. Я стараюсь подвести мысли ребенка к открытию, чтобы он сам смог прийти к нужному ответу. Такой принцип, я считаю, помогает развивать у детей, фантазию, воображение, внимательность к деталям, а самое главное, уверенность в себе. Ведь сделав открытие сам, ребенок очень гордится собой, своим достижением. Таким образом, по моему мнению, развивается уверенная в себе личность. «Я – сам!» - это шаг к полноценно развитому человеку как физически, так и морально.
«Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность» Б. Шоу
Я уделяю большое внимание построению образовательного пространства на основе личностно-ориентированного, системно-деятельностного и компетентностного подхода. Я считаю важным развитие у детей самодеятельности и самостоятельности. Все, что окружает ребенка - помогает ему развиваться. С этой целью я создала Модель художественно-эстетической среды нашего учреждения. Модель представлена такими компонентами, как музыкальный зал, театральный салон, Центры музыкального творчества (группы, «Открытая сцена», интерактивное пространство.
Каждому моему воспитаннику я создаю условия для возможности побывать и в роли артиста, и в роли зрителя, и в роли драматического актера, а так же исследователя.
Большое подспорье в этом виде деятельности выступает метод Проектов. Наши совместные проекты (дети, родители и я) разнообразны по тематике: «Сказка в музыке П. И. Чайковского», «Сибирское наследие», «Загадки старого Рояля», «Родимая сторонушка», «Сказки дедушки Байкала», и т. д. И мне принципиально важно то, что мой воспитанник получит не готовое знание, а добудет его сам в процессе собственной деятельности (с помощью родителей, через посещение библиотеки, используя интернет, через опыты и сравнения.)
Конфуций говорил: «Хочешь накормить человека один раз – дай ему рыбу. Хочешь накормить его на всю жизнь – научи его рыбачить».
Научив ребенка самостоятельно добывать знания, я помогаю ему быть успешным в школе, повышаю его компетентность. А компетентность – это знание в действии. Этому способствует и разработанная при моем участии Программа преемственности «Детский сад-школа». Совместные праздники, концертные выступления, взаимопосещения занятий, уроков делают будущего школьника уверенным в своих силах, с активной жизненной позицией. Выпустив дошколят в школьную жизнь, я стараюсь быть в курсе их новых достижений и успехов, а они в свою очередь регулярно посещают меня в детском саду, делясь и радостями, и проблемами.
Применение информационно-коммуникативных технологий в музыкальном развитии дошкольников помогает мне сделать образовательный процесс увлекательным, запоминающимся, насыщенным и познавательным. Я разработала и реализую такие интерактивные проекты, как «Музыкальный альманах» (по творчеству композиторов-классиков, Виртуальные странички «Музыка-это интересно!», цикл виртуальных экскурсий «Мировые музеи музыкальных инструментов». Активизация детского интереса к музыкальной деятельности способствует продолжению музыкального образования моих воспитанников уже за стенами детского учреждения. Уже в течение 3 лет активно функционирует и доказывает свою эффективность, разработанная при моем участии Программа взаимодействия с музыкальной школой №2 «Филармония дошкольника». Отрадно видеть в числе учащихся музыкальных школ города, в кружках при Детском доме творчества, Дворце культуры не менее 30% моих выпускников.
Одна из проблем, без которой сложно вырастить ребёнка счастливым, - это проблема психического и физического здоровья. Не секрет, что в наш активно развивающийся век это проблема наиболее острая. Я решаю ей с помощью использования технологии музыкального движения «Ритмическая мозаика» А. И. Бурениной. Ведь музыкально – ритмические упражнения формируют красивую осанку, укрепляют мускулатуру, развивают мелкую моторику, воспитывают выносливость.
Занятия ритмикой, танцами у детей развивается способность к ориентировке в пространстве, умение понимать схему танца и следовать ей. Это очень сложные навыки, формируются они постепенно и закладывают те способности, которые будут востребованы в будущем, например, при обучении вождению автомобилем.
Современный ритм жизни требует от меня постоянного профессионального роста, творческого отношения к работе, самоотдачи. Профессиональный опыт музыкального руководителя обеспечивает мне квалификационную профессиональную деятельность в различных коллективах, социальных группах.
С 2012 года я являюсь тьютором БОП ОГАОУ ДПО ИРО «Проведение стажировок, для руководящих и педагогических работников дошкольного образования в рамках реализации ФЦПРО по направлению «Модернизация муниципальных систем дошкольного образования». В рамках БОП я регулярно представляю свой опыт работы на различные темы: «Здоровьесберегающие технологии в музыкальном воспитании. Ритмопластика», «Интегративные подходы в решении задач музыкального воспитания», «Интерактивные игры и упражнения как инновационные методы развития певческих навыков дошкольников». Пробовала свои силы в Областном Форуме «Образование Приангарья», в 2013 году показывала мастер-класс ««Нетрадиционные подходы в организации продуктивного взаимодействия с родителями». И сейчас, с целью своего профессионального роста, повышения своей самооценки я представила свои материалы на конкурс «Воспитатели России».
Конечно, не все так гладко складывается в работе. К сожалению, случается, что взрослые (коллеги, родители) бывают более закрепощены, менее эмоциональны, чем дети, что в целом хотелось бы большей подготовленности и артистичности от взрослых при организации совместных праздников, досугов, мероприятий. Ведь удачно выполненная роль взрослого делает праздник более красочным, зрелищным, намного поднимает эмоциональный тонус детей. Но я стараюсь найти такие подходы в работе, чтобы мои партнеры были не менее заинтересованы в результате, что и я. Мною успешно опробована такая современная форма, как ФЛЕШМОБЫ. Я разработала и подготовила танцевальный флешмоб «Дети – звездочки наши», песенный флешмоб «Подарок ветеранам ВОВ». Думаю, что в дальнейшем мои партнеры (коллеги и родители) будут получать от совместных выступлений настоящее удовольствие.
Заканчивая, хочется помечтать! Об идеале…Ведь дети будут всегда, значит, всегда будут люди, работающие с ними. Значит, всегда будет тот дом, та организация, где дети и взрослые проживут свой день вместе. Идеальный детский сад - это яркие, нарядные краски во всем: пища, одежда, предметы окружающего мира. Это аромат и симфония легких мелодий музыкального фона. Это богатая развивающая среда, в которой есть все: добротные, настоящие (а не самодельные из подручных материалов) музыкальные инструменты со всего мира в неограниченных количествах. Это огромнейшая костюмерная, в которой разбегаются глаза от изобилия и трепещет душа от желания все это использовать, нарядиться и актерствовать вместе с детьми. Это белый Рояль с изумительным звучанием в настоящем дошкольном Концертном зале, где всегда есть возможность соприкоснуться с живым звуком и детям, и взрослым. Это дом, в котором нет злобы, зависти, крика и плача. Где нет запретов и табу, но есть Красота, Доброта и Вежливость. В нем царит мир и счастье!
И вот подводя итог, задумалась. Не беда, что я не стала знаменитой пианисткой. Зато я стала отличным педагогом! Моя профессия - постоянное общение с детьми, которые не устают удивлять, поражать своим восприятием мира ежедневно и ежечасно. Моя работа-это радость достижения совместного результата. Моя жизнь - это вечная молодость, с детьми даже некогда состариться. Это профессия, где никогда не остаешься один и уж точно не соскучишься.