Татьяна Ледяева
Эссе «Моя педагогическая философия»
▼ Скачать + Заказать документы
Эссе «Моя педагогическая философия»
Ледяевой Татьяны Анатольевны, воспитателя СП ГБОУ СОШ №1 "ОЦ" села Большая Глушица - детского сада № 3 «Красная Шапочка» муниципального района Большеглушицкий Самарской области
«За детскую улыбку все отдам:
Свое тепло, внимание, заботу.
Я, правда, благодарна небесам,
Что подсказали мне эту работу»
Раннее утро. Сквозь тишину проглядывают первые лучи солнца. На пустых улицах появляются первые прохожие.
В это утро я тороплюсь на работу в свой любимый детский сад «Красная Шапочка».
Публикация «Эссе „Моя педагогическая философия“» размещена в разделах
- Эссе воспитателей и педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2013
Захожу в группу. Здесь все уже готово к встрече с моими детьми. И вот на пороге появляются они. Такие похожие и одновременно такие разные! Добрые и отзывчивые, с удивительными глазами, ловящими каждое твое движение. Я встречаю их с радостью и забываю обо всем.
Рабочий день пролетает незаметно, как какой-то миг в жизни человека.
И только в детстве за несколько часов можно много успеть, понять, узнать, чему – то научиться. Этим бесценно детство. И я счастлива, что к этому причастна.
Многие представляют труд воспитателя лишь как игру с детьми, веселое времяпрепровождение. Это не так! Работа воспитателя – кропотливый, каждодневный труд. Он первым открывает дверь в этот огромный, бесконечный мир, полный интересных открытий, загадок и радостей познания. Передо мной стоит непростая задача – научить ребенка понимать и ценить все прекрасное в мире: природу, музыку, поэзию, красоту человеческих чувств.
Я делаю все для того, чтобы помочь ребенку познать себя, самоопределиться и по возможности самореализоваться. Взаимодействуя с детьми, стараюсь быть помощником и наставником для них. Не предоставляя им готовые знания, а помогаю им добывать их. Свою работу строю так, чтобы у детей возникал живой интерес к окружающему миру, желание самостоятельно мыслить, экспериментировать.
Занятия. Время познаний, трудностей и переживаний.
Сегодня мы отправимся в увлекательное путешествие по селу Большая Глушица и нарисуем самые красивые уголки села. Детская любознательность. Их многочисленные «почему?» - вот сигнал к тому, что ребенок открыт для общения, он доверяет тебе, задавая свои вопросы и рассказывая о своих самых сокровенных желаниях. Эту попытку открыться следует вовремя поддержать, помочь ребенку поверить в себя. Тогда дети раскрывают свои возможности каждый день, на каждом занятии.
Главный метод в обучении, развитии и воспитании детей дошкольного возраста – это игра. Ведь дети живут в игре, на собственном опыте убеждаясь, как неприятно, когда обижают слабого, и как радостно получить помощь, когда ты в ней нуждаешься. Они учатся уважать себя и других, «вытаскивая репку» или «спасаясь от волка».Есть такая детская игра, которая сможет гармонизировать картину мира, поставить заслон на пути жестокости, даст ощущение разнообразия природы, избавить от внутренних конфликтов и страхов, раскроет понятия добра и зла- это песочная игротерапия.
Главное достоинство песочницы в том, что она позволяет ребенку или целой группе детей реально создавать картину мира в живом трехмерном пространстве, дает возможность строить свой личный мир, модель своего микрокосмоса, ощущая себя его творцом.
Детям предстоит жить в постоянно изменяющемся мире, поэтому формирую у них способность быстро анализировать новые ситуации, ставить и решать никогда не встречавшиеся не типовые вопросы, обучаю добывать информацию и работать с ней. Стараюсь жить согласно заповеди, сформированной. Ш. А. Амонашвили: «Если хочешь воспитать в детях радость сотворчества, то создай такие условия, чтобы искорки мыслей образовывали царство мыслей, дай им возможность почувствовать себя в нем властелином».
Прогулка. Настало то время, когда можно вдоволь порезвиться и поиграть, понаблюдать за изменениями, происходящими в природе, просто насладиться чистым, свежим воздухом. Я убеждена, что правильное физическое воспитание – основа здоровья, а свежий воздух полезен всем.
Прогулка пролетает незаметно, мы снова в группе. Аппетитный запах обеда приглашает нас к столу. Прошла только половина дня, а сколько радостей, открытий, мудрых наставлений получили мои воспитанники. И я рада этому.
Мои дети уже в кроватках. Ваня любит, чтобы ему делали уютную норку из одеяла. Машенька не засыпает, пока ее не погладишь по ручке. Лиза засыпает только со своим любимым мишкой. Я смотрю на них и понимаю: «Мне очень нравится моя нелегкая, но интересная профессия, потому что самое главное в моей работе – любовь к детям, желание вместе с ними расти и развиваться». До сих пор я в душе остаюсь ребенком, и это помогает мне видеть мир так, как видят его мои дети.
Вместе с детьми я учусь преодолевать трудности, мастерить, конструировать, читать стихи, показывать кукольные спектакли, общаться друг с другом, находить друзей. Нам нравиться узнавать новое, искать причины, думать, высказываться и отстаивать свою точку зрения. И мне не стыдно, когда я говорю: «Я этого не знаю», и тогда мы вместе начинаем узнавать неизвестное и непонятное. Авторитетом в глазах детей можно стать, лишь разделяя взгляды ребенка, его интересы, ориентируясь в детской субкультуре.
Воспитатель не мыслим без любви к детям. Еще М. Горький говорил, что «Детей должны воспитывать люди, которые по природе своей тяготеют к этому делу, требующему великой любви к ребятишкам и великого терпения».
А Ш. А. Амонашвили когда-то сказал; «Если человек прошагал свое детство без общения с добрым, ласковым, мудрым, горячо любящим его человеком, это значит он потерял тысячу прелестных сказок, увлекательных прогулок, радостей, он тысячу раз споткнулся о камни».И с этим трудно не согласиться.
Любовь и доброта – лучшее качество воспитателя в общении с детьми. У каждого ребенка есть потребность не только в общении, но и эмоциональном контакте.
Положительные эмоции нужны каждому. Врачи, педагоги ставят с знак равенства между лучистой улыбкой и здоровьем человека. Получая положительный эмоциональный заряд, наш организм открывается добру и красоте. Считается, что ребенок с раннего детства, погруженный в атмосферу радости, будет более устойчивым ко многим неожиданным ситуациям, и будет менее подвержен стрессам и разочарованиям.
Несомненно в последнее время в детских садах выросло число детей с проблемами в развитии и в общении, и воспитатели вынуждены усиливать меры воздействия, увеличивать зону контроля. Поэтому стараюсь понять каждого ребенка, мотивы их поступков, быть внимательной и чуткой, создаю в группе такую обстановку, чтобы дети чувствовали себя как дома.
Дети есть дети. Они могут иногда покапризничать и пошалить. Главные мои помощники в этом – терпение, выдержка, самообладание, умение с юмором оценивать и контролировать ситуацию.
Мне нравиться наблюдать за поведением детей, за тем, как они взрослеют, мудруют у тебя на глазах, как они становятся самостоятельными, самодостаточными личностями. И сердце переполняется гордостью за свою работу.
Педагогика не стоит на месте, она развивается. Появляются новые программы и технологии. Успех в работе педагога зависит от его профессионализма, знания достижений отечественной и зарубежной педагогики, творческой активности и инициативы. Воспитатель тоже не должен стоять на месте, поэтому я не мыслю себя без постоянного совершенствования. Настоящий воспитатель изучает, ищет, думает, действует, творит, сотрудничает, адаптируется.
Идут годы, меняются дети, меняются родители, меняется само общество, отношения между людьми, но я рискну предложить, что неизменным остается немеркнущий свет мысли, доброты и надежды, который идет от сердца воспитателя.
Я воспитатель детского сада. Для меня воспитатель – не профессия, не общественное положение, не хобби, не работа. Для меня - это жизнь! Я считаю то, что в ребенке заложено в детстве, остается на всю жизнь.
Мне так хочется, чтобы «звездочки», которые мы зажигаем в душах детей, никогда не гасли!
«За детскую улыбку все отдам:
Награды, похвалу и уваженье.
В молитве славу Господу воздам
За то, что дарит это наслажденье!»
___\Т. А. Ледяева