Наталья Боева
Эссе «Моя педагогическая философия»
▼ Скачать + Заказать документы
Моя профессиональная педагогическая деятельность началась более
20 лет назад. Но вот сейчас, когда я пишу эти строки, нахлынули воспоминания из детства. «Кем же ты у нас вырастешь? Кем ты станешь?» -
с улыбкой на губах спрашивали меня родители. Ведь до 6 класса
я не расставалась со своими куклами. Именно с ними и начался мой педагогический опыт. Для них я была и мамой, и воспитателем, и учителем,
и другом.
Публикация «Эссе „Моя педагогическая философия“» размещена в разделах
- Эссе воспитателей и педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2013
Шли годы. Вопрос о выборе профессии я для себя не ставила, решение было естественно. И я не ошиблась. Учеба в Марийском Государственном педагогическом институте – это было самое прекрасное, самое доброе, самое чистое, самое теплое время. Я мама двоих детей, именно они пробудили во мне жажду педагогического дела и привели меня на работу в детский сад. И я ни на минуту не пожалела о своем выборе. С тех пор прошло много лет, за это время я успела получить другую специальность (настояли родители). В профессии дефектолога я нашла то, чего мне так не хватало – свободу творчества через реализацию своих идей.
Существует наука о воспитании – педагогика. Но воспитывать человека – это скорее искусство. И научить этому искусству не могут никакие учебники, даже самые лучшие, и овладеть им за короткий срок невозможно. Справедливые слова: «Учителем можно назвать того, кто сам постоянно учится». Тоже относится и к педагогам, которые работают в детских садах.
А каким же должен быть педагог, который работает в детском саду?
Я бы выделила три условия воспитания:
• Во-первых, любовь к детям.
• Во-вторых, обладать личностными качествами, чтобы успешно работать с детьми.
• В-третьих, профессиональным мастерством, чтобы сформировать всесторонне развитую личность, творческую, активную, обладающую высокими нравственными качествами.
Мне думается, что проблема воспитания во многом заключается
в проблеме общения. Общения, в котором реальной воспитывающей силой становятся такие свойства педагога как чистота собственных поступков, искренняя открытость перед детьми и спокойное уважительное к ним отношение. Если дети растут в атмосфере доброжелательности, у них возникают приятные переживания, вырабатывается чувство уверенности.
А это значит, что дети будут расти спокойными, веселыми, встречать мир открытой улыбкой уверенного человека. Как повезло детям, если они попали к такому педагогу!
Для себя я вывела правила:
• Я не всезнайка. Поэтому я не буду пытаться быть им.
• Я хочу, чтобы меня любили. Поэтому я буду любить детей, и всегда открыта им.
• Я так мало знаю о сложных лабиринтах детства. Поэтому я позволяю детям учить меня.
• Я лучше всего усваиваю знания, полученные в результате собственных усилий. Поэтому я объединяю свои усилия с усилиями ребенка.
• Я люблю, когда меня принимают такой, какая я есть. Поэтому я не буду стремиться к тому, чтобы управлять жизнью ребенка.
• Я черпаю надежду и волю к жизни внутри себя. Поэтому я буду признавать и подтверждать чувство самости у ребенка.
• Я не могу сделать так, чтобы страх, боль, разочарование и стрессы ребенка исчезли. Поэтому я буду стараться смягчить удары.
• Я чувствую страх, когда я беззащитна. Поэтому я буду прикасаться
к внутреннему миру ребенка с добротой, лаской и нежностью.
Простая истина этих правил: не относись к ребенку строже, чем
к самому себе. Ребенок, как и мы, взрослые, может и ошибаться,
и оступиться. Никто не застрахован от ошибок.
Понимаю, что достичь этого не так-то просто. Здесь многое зависит
от того, какую цель педагог ставит перед собой. «… Все воспитание, - говорил тонкий знаток человеческих душ Л. Н. Толстой, - сводится к тому, чтобы самому жить хорошо, то есть самому двигаться, воспитываться, только этим люди влияют на других, воспитывают их…» Арифметика проста – чем больше души вкладываешь в ребенка, тем больше он вернет тебе.
В заключении хочется сказать, что молодые врачи, когда получают дипломы, дают торжественно клятву, которую проносят через всю жизнь, через всю свою профессиональную деятельность. Почему же такую клятву
не дают педагоги? Разве наша профессия не ответственна, или ошибки учителя менее заметны, и дети за них не расплачиваются всю жизнь
и большой ценой. Я даю эту клятву свободно, добровольно и искренне.
Получая высокое звание педагога, и приступая к профессиональной деятельности, я торжественно клянусь: честно исполнять свой учительский долг, посвятить свои знания и умения воспитанию и образованию детей; проявлять высочайшее уважение к человеку как к личности. Быть всегда готовым оказать помощь ребенку, который испытывает трудности
в обучении. Действовать исключительно в интересах ребенка, независимо
от его пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, а также других обстоятельств. Хранить благодарность и уважение к своим учителям и наставникам, быть требовательным и справедливым к своим воспитанникам, способствовать их профессиональному росту. Доброжелательно относиться к коллегам, обращаться к ним за помощью
и советом, если этого требуют интересы образования, и самому никогда
не отказывать коллегам в помощи и совете. Постоянно совершенствовать свое профессиональное мастерство, беречь и развивать благородные традиции педагогики. Я исполню учительский долг по совести
и с достоинством.