Елена Григорьева
Эссе «Моя педагогическая философия»
▼ Скачать + Заказать документы
В чем смысл моей педагогической деятельности?
Ответ на этот вопрос следует искать, наверное, в детстве.
Я росла скромным и послушным ребенком. Любила и уважала свою маму и бабушку и старалась им помогать по дому. С детства я научилась понимать, что такое труд, терпение, ответственность. В нашем дворе было много детей разного возраста. Взрослые доверяли мне погулять с их малышами, а с ровесниками и старшими детьми я устраивала разные концерты для детей и их родителей. Сделав самодельный занавес, мы пели песни, читали стихи, показывали сценки.
Публикация «Эссе „Моя педагогическая философия“» размещена в разделах
- Эссе воспитателей и педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2013
С нежностью вспоминаю свою первую учительницу. Сколько душевной силы и доброты вложила она в нас. Мы были для нее родными детьми. Как она радовалась нашей победе в соревнованиях, будто бы сама получила медаль. Как она угощала нас конфетами в свой день рождения. Как она делилась с нами своими переживаниями о сыне, который служил в армии. Делилась как с равными себе. Она дала мне столько доброты, причем доброты умной, целенаправленной. Умная доброта – самая ценная в человеке, самая к нему располагающая и самая, в конечном счете, верная по пути личного счастья. В школе я стала вожатой, старалась быть интересной детям, переживала за них, как наша учительница. Наверное, эта замечательная, любящая детей женщина повлияла на меня – будущего педагога. В старших классах, летом, я работала в детском саду помощником воспитателя - узнала изнутри нелегкий труд педагогов.
Детство прошло, и наступила пора выбирать профессию. Для меня вопроса «кем быть?» не существовало – только воспитатель детского сада. Помню огромное чувство радости, охватившее меня в тот момент, когда я узнала, что поступила в Куйбышевское педагогическое училище. Пед. училище – хорошая путёвка в жизнь, если человек этого сам желает. Именно обучение в пед. училище мне помогло стать воспитателем, и окончательно утвердиться в выборе профессии. После окончания училища, с дипломом, свидетельствующим о получении образования, началось увлекательное путешествие во взрослую жизнь и мир детства одновременно.
Вспоминаю свои первые рабочие дни. Неожиданно обрушивается поток информации, дел. Первые переживания, сомнения: «Так ли всё делаю как учили?» Поддержка администрации и коллег, горящие глаза детей, благодарные родители. Тогда понимаешь: «Всё так». А что же дальше? Ежедневные будни и праздники, первый выпуск детей в школу, горькие слёзы расставания и умиления при виде новых неуклюжих малышей. Работая воспитателем, я поняла, что надо быть таким же ребёнком и вместе с ним выполнять все задания. Все дети с очень разными характерами, поэтому без индивидуального подхода здесь не обойтись, кого-то надо пожалеть, кого-то подбодрить, ведь воспитатель - это вторая мама, а у неё должен быть ключик к каждому ребёнку.
Я очень рада встречам со своими бывшими воспитанниками, но ещё больше удовольствия вызывает у меня неподдельная радость на лицах повзрослевших ребят, их желание поделиться со мной своими успехам.
Профессия воспитателя ответственная, серьезная и, в то же время очень светлая, приносящая радость от общения с детьми. Я достаточно требовательна к себе, так как воспитание и развитие ребенка должно начинаться в первую очередь с развития личности педагога. Стремлюсь к созданию оптимальных условий для развития дошкольников, постоянно ищу что-то новое, интересное, чтобы они получали радость от общения со мной, от общения друг с другом. Я тщательно отбираю методы и приемы, технологии и методики для своей работы, учитывая возрастные, индивидуальные особенности детей. Главное – не навредить ребенку! Каждое утро приходя на работу я вижу глаза своих детей. В одних – настороженность, в других – интерес, в третьих – надежда, в чьих-то - пока равнодушие. Какие они разные! У каждого своя идея, свой особый мир, который нельзя разрушить, которому надо помочь раскрыться.
Сохранение и укрепление здоровья детей - самое главное в работе. Ежедневные зарядки, побудки, закаливающие процедуры, физминутки, гимнастика для глаз, соблюдение осанки, гигиенических процедур делают детей здоровыми, и значит, счастливыми. Я уверена, что детей надо любить такими, какие они есть. Воспитывать в них чувства собственного достоинства и ответственности за себя и свои поступки. Хвалить, поощрять, одобрять, создавать положительную атмосферу вокруг него. Всегда нужно верить в возможности каждого ребёнка, в то доброе, что в нём заложено. Я учу детей доброте, заботе о ближнем, уважению к другим людям. Моя работа направлена на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений через решение следующих задач: развитие игровой деятельности детей, приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным, формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.
С раннего детства формирую такие черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества. Воспитываю любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу, чувства гордости за достижения страны, гордость за мужество воинов. Развиваю у детей интерес к доступным для их возраста явлениям общественной жизни.
Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. Утверждены Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. В Федеральных требованиях определено, что образовательная деятельность, осуществляется в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтение художественной литературы, а также в ходе режимных моментов, в самостоятельной деятельности детей и во взаимодействии с семьями воспитанников ДОУ. Я стараюсь использовать все многообразие форм работы с детьми для решения педагогических задач, но в каждом режимном моменте продумывать конкретные организационные ситуации. Задачи по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются в ходе освоения всех образовательных областей интегрировано. Качественный результат образовательной деятельности зависит не только от программы, а прежде всего от личности взрослого, который создает предметно-развивающую среду для освоения ребенком той или иной области знаний (режимные моменты, самостоятельная детская деятельность). В Федеральных государственных требованиях зафиксированы конкретные требования к предметно-развивающей среде группы, которые включают: педагогическую целесообразность, полифункциональность, трансформируемость, возможность организации совместной деятельности как взрослого с детьми, так и самостоятельной деятельности детей. В непосредственно-образовательной деятельности я стараюсь использовать разнообразные дидактические игры, материалы, применяю инновационные технологии, особенно мне нравится ТРИЗ – технология. Она помогает детям лучше усваивать пройденный и новый материал, развивает мышление и воображение, разнообразные и необычные задания помогают долго удерживать внимание. Если детям не интересно, то ребята перестают воспринимать материал и начинают отвлекаться. Образовательный процесс должен строиться на адекватных возрасту формах работы с детьми, при этом основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.
Еще Выгодский говорил о том, что для ребенка игра, это трудная работа над самим собой.
Для детей игра - радость (положительный эмоциональный фон, увлечённость (положительная мотивация, ощущение лёгкости задания (даёт всем без исключения возможность преодолеть стеснительность, активизирует речевое общение и действие. Дети дошкольного возраста подражают взрослым, копируют их деятельность. Исследования в области гендерных взаимоотношений, формирующихся в процессе игры, рассматривается как один из важных факторов в формировании половых стереотипов. Именно в игровой деятельности особенно заметны различия девочек и мальчиков. Девочкам достаточно маленького «уголка», так как они раскладывают свои «богатства» перед собой, играют в ограниченном пространстве. Мальчикам наоборот - необходимо большое пространство, как правило, неограниченное и незамкнутое, они бегают, бросают предметы в цель; разбирают, собирают игрушки. Организую игры, в процессе которых дети могут действовать сообща, но в соответствии с гендерными особенностями. В игровых ситуациях формирую умение описывать свой внешний вид (кто я, какой я); побуждаю рассказывать о своих предпочтениях (что мне нравится и не нравится); развиваю способности распознавать эмоциональные состояния свои и окружающих ( на примере основных эмоций: радости, страха, грусти, злости). Ориентирую ребенка на определение внешних признаков различия и сходства себя со сверстниками. Это способствует снятию психического напряжения, усталости детей, обеспечивает формирование устойчивого интереса к самому себе. В играх реализуются желания детей, ребёнок познаёт радость близости и сотрудничества.
Ребята очень любят заниматься продуктивной деятельностью. В совместной деятельности с детьми по конструированию из бумаги я взяла складывание путем оригами, что очень помогло мне научить детей доводить начатое дело до конца, развить мелкую моторику рук, быть более усидчивыми. Мною было замечено, что девочки стараются выполнить поделку как можно точнее, аккуратнее, а мальчики, обогащают её необычными деталями.
Я очень люблю литературу и стараюсь своим детям привить любовь к живому слову. Познакомить их и с произведениями прекрасных детских писателей И. Токмаковой, Н. Носовым, В. Бианки, Е. Чарушиным и т. д., а также с произведениями нашими великих писателей С. Есенина, Л. Н. Толстого, А. С. Пушкина.
Для того чтобы дети росли любознательными, в группе создан уголок природы, в котором есть место и для экспериментирования. Ребята высаживали в специальные баночки лук, и каждый ребенок следил за своей луковицей. Весной дети принимают активное участие в выращивание цветочной рассады, работе на клумбе.
Для лучшей организации учебного процесса я использую не только программу, по которой работает детский сад, но и журналы: «Ребенок в детском саду», «Дошкольная педагогика», «Дошкольное воспитание», «Современное дошкольное воспитание», а также методические пособия и программы: О. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию», Н. В. Алешина «Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной действительностью», И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду», Н. А. Рыжова «Экологическое воспитание дошкольников», что позволяет мне делать процесс обучения детей насыщенней и интересней.
Я стараюсь воспитывать творчески одаренных людей, в чем мне оказывает не малую поддержку музыкальный руководитель нашего детского сада.
Наши дети часто участвуют в соревнованиях, конкурсах песен, танцев, чтецов и юных художников. Я горжусь достижениями своих мальчишек и девчонок, потому что просто уверена, что они самые лучшие.
Я активно участвую в жизни детского сада: показываю открытые мероприятия, играю разных героев на утренниках, выступаю на педсоветах, посещаю семинары, работаю в творческой группе по разработке планов-конспектов непосредственно-образовательной деятельности. Повышаю свою квалификацию: обучаюсь на семинарах, мастер-классах, ваучерных курсах, предлагаемых ресурсным центром нашего города, применяю новые технологии в работе.
И очень приятно, когда твою работу положительно оценивают не только дети, но и их родители.
Быть воспитателем в современных условиях сложно и ответственно, так как нужны не только всесторонние знания, опыт, но и огромное терпение, постоянно находиться в творческом поиске, вносить в работу что-то новое. Наша профессия нужна и даёт обществу детей, подготовленных к дальнейшей жизни, уверенных в себе, желающих учиться дальше.
Терпение, внимание и понимание каждого! Вот мои принципы. Я зеркало, в которое смотрятся дети. Поэтому, стремлюсь быть человеком в полном смысле этого слова: добрым и искренним, креативным и с чувством юмора. Что я и стараюсь развивать в детях.
Я благодарна судьбе, что имею возможность посвятить себя воспитанию детей. Для меня очень важно дарить как можно больше доброты. В жизни всегда действует закон равновесия: чем больше ты отдаешь людям, тем больше к тебе возвращается. Если ты жил только своими мелкими заботами, то от прожитого не останется и следа, о тебе просто забудут. Если же ты подарил частичку своей души людям, то они сберегут то, чему отдавал силы. Помнить об этом и идти своей дорогой, дорогой добра, очень-очень важно!