Москвина
Эссе «Моя педагогическая философия»
▼ Скачать + Заказать документы
«Любовь – могучая воспитательница.
Она делает человека чище, честнее,
искреннее, требовательнее и строже.»
В. А. Сухомлинский
. Чем больше мы познаём неизменные законы природы, тем всё более невероятными становятся для нас чудеса. И одним из некоторых чудес природы является ребёнок. Человек рождается, растёт, развивается, зреет, стареет для того, чтобы видеть вокруг себя прекрасное, мыслить, открывать неизведанное, и изумляться естественному.
Я - воспитатель! Педагог! И тот, кто влюблён в свою профессию, тот может о ней говорить бесконечно!
Публикация «Эссе „Моя педагогическая философия“» размещена в разделах
- Эссе воспитателей и педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2020
«Здравствуйте, дети!» - приветствую я доброй улыбкой своих воспитанников. И они, перебивая друг друга, делятся со мной всем тем, что «сидит» в их умненьких головках: «А у нас кошка сродила котят». «А мы вчера бегали на улице врасцепную». «Мы с Катей раздружились, она не напоила мою куклу молоком».
Сколько нового и необычного за одно мгновение общения я узнаю от своих воспитанников, нежных, ранимых, наполненных искренностью детей.
Где найти ответы на все детские вопросы? Как научить ребёнка видеть невидимое, слышать неслышимое? Как непонятное сделать понятным, а скрытое – явным?
Оказывается, надо просто любить детей. Я очень люблю фильм «Ключ без права передачи», и часто вспоминаю кадры из этого фильма, где новый директор спрашивает у молоденькой учительницы совета, что ему прочитать, прежде чем войти в класс. И она достаёт с полки тонюсенькую брошюру «Как любить ребёнка», «Сначала это, а всё остальное потом».
Я никогда не думала, что смогу любить, по – настоящему любить, чужих детей. Всё изменила встреча с замечательным педагогом, моей первой учительницей – Попковой Ниной Давыдовной. Она была педагогом с большой буквы. С первой встречи я была очарована её добрым и ласковым взглядом, который охватывал всё и всех вокруг, а тихий, но в тоже время твёрдый голос мог сразу успокоить ревущий поток неугомонных сорванцов.
И я влюбилась! Влюбилась в профессию, профессию педагога!
«Детство – это цветущий луг, залитый солнцем, по которому бежишь без оглядки к далёкому горизонту. И как важно, чтобы рядом с тобой был любящий и опытный поводырь» писал А. И. Баркин.
В процессе реализации ФГОС ДО современный педагог должен создать условия развития ребёнка, открывающие возможности для его позитивной социализации, личностного роста, развития инициативы и творческих способностей, на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками, во всех видах деятельности.
Исходя из новой парадигмы образования, я должна вооружить детей не столько знаниями, сколько способами овладения ими. Мне кажется, что образовательный процесс носит деятельностный характер обучения, с ориентацией на развитие самостоятельности и ответственности ребёнка. Я стараюсь разбудить в детях пытливый ум, любознательность, заложенные в них природой, научить думать, искать, анализировать, доводить начатое до конца. Мы с ними экспериментируем, исследуем, не боясь ошибиться, ведь ошибка это тоже опыт.
«Современному ребёнку – современного воспитателя!» - вот лозунг сегодняшнего дня. Профессиональный стандарт педагога объявляет новые требования к современному воспитателю, когда компетентность, профессионализм, творчество, инициативность, готовность брать ответственность на себя являются главными качествами педагога. Воспитателю дошкольного образования отводится особая роль, поскольку личность взрослого «мощный фактор развития личности ребёнка». (В. А. Петровский)
Освоение ребёнком нравственных норм и правил осуществляется через воспитателя, его личность, его культуру и его нравственную позицию. Личностно- профессиональная позиция воспитателя – не врождённое качество. Она формируется под влиянием образовательной окружающей среды. В процессе модернизации образования в России приоритетной становится диалоговая модель воспитания, основанная на ценностно – смысловом равенстве педагога и ребёнка. Поднимаются вопросы интеграции личностной и профессиональной составляющих гуманистической позиции воспитателя. Считаю, что воспитатель и ребёнок являются друзьями и партнёрами, уважающими друг друга.
Двадцать первый век отличается от других столетий своей информативностью и множеством способов передачи и получения информации. Поэтому я должна уметь общаться, обмениваться информацией на современном уровне, чтобы отвечать требованиям действующих нормативно – правовых документов, получать полное представление о профессиональных составляющих современного педагога.
Воспитатель – это творческий человек, владеющий современными информационными технологиями и внедряющий их в образовательно – воспитательный процесс, ищущий новые методы и формы работы с дошкольниками в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Поэтому я постоянно повышаю свой профессиональный уровень. Самообразование – очень важный и неотъемлемый процесс в работе воспитателя. Многие педагоги и мыслители высказывались о том, что настоящий педагог должен постоянно учиться. «Уча других, мы учимся сами»- так говорил древнеримский мыслитель Сенеки, а немецкий педагог А. Дистервег советовал «никогда не останавливаться в собственном образовании, так как образование постоянно развивается».
В силу своей профессии я часто смотрю в детские глаза. Глаза ребёнка, как много в них можно прочесть. Это бездна чистоты, открытости, доверия, всего того, что со временем нельзя увидеть в глазах взрослых. В тот момент, когда мои глаза находятся на одном уровне с детскими глазами, и ребёнок открывает мне свои чувства, говорит о своих обидах, радостях (пусть не значительных для взрослых, но таких важных для него, сразу все мои «серьёзные» взрослые проблемы отодвигаются на задний план. Остаётся лишь желание защитить ребёнка, вселить в него уверенность, помочь ему не потеряться в такой сложной, порой очень жестокой жизни.
Я считаю своим долгом научить детей оставаться благородными и добрыми в любых жизненных ситуациях. А учатся дети, как известно, на примере взрослых, поэтому каждый день я должна быть примером для подражания, осознавать своё предназначение, свою миссию – сотворение человека в человеке.
Роль ребёнка, как пассивного объекта обучения осталась в прошлом. В наше время воспитатель не может быть только источником знаний, а должен выступать как организатор и координатор психолого – педагогического процесса, учить детей добывать знания, объективно оценивать себя и свои возможности, учить работать самостоятельно.
Я думаю, что моя профессия настолько «живая», деятельная, что это не позволяет стоять на месте, а требует постоянно быть в курсе всех событий, начиная от глобальных мировых и заканчивая изменениями в молодёжном стиле, моде, музыке и так далее. Бывали моменты, когда очередной педагогический успех или успех детей давал силы и за спиной как будто вырастали крылья, хотелось творить еще, поделиться всем, что знаешь, подарить частичку себя. Бывали минуты, когда опускались руки, и казалось, что всё, все мои возможности исчерпаны, но придя в детский сад и увидев родных мне уже детей, понимаешь, что ты нужна им, что ты для них целая вселенная, что именно ты закладываешь ростки будущих характеров, поддерживаешь их своей любовью.
Девизом моей работы служат слова П. А. Вяземского: «Родной язык нам должен быть главною основою и общей нашей образованности, и образования каждого из нас». Именно родной язык даёт нам возможность не только обмениваться информацией, но и переосмысливать её, создавать собственное отношение к ней, поскольку человек может говорить на многих языках, но думает он только на родном языке.
Работа воспитателем даёт мне возможность поделиться своими знаниями с детьми, используя свой творческий потенциал превращать пребывание детей в детском саду в сказку, праздник, прививать вкус и любовь к родному языку с самых ранних лет жизни. «Что может быть честнее и благороднее, как научить других тому, что сам наилучшим образом знаешь.», говорил М. Квинтишак. И это правда, ведь результаты, которые показывают дети радуют, и наступает момент, когда понимаешь, что всё не зря, что твои знания оказались полезными кому-то.
Тем не менее, в своей работе ставлю цель воспитать детей, не только хорошо владеющих речью, но прежде всего здоровых, как психически, так и физически. В осуществлении этой цели помогают родители, привлечение которых в образовательный процесс даёт ребёнку возможно развиваться непрерывно, не только в детском саду, но и дома. Я стараюсь быть помощником родителям в воспитании их детей, стараюсь расширить их знания, чтобы дать возможность выбрать правильное решение и подход к ребёнку.
Мои коллеги верная поддержка всех начинаний, интересных идей. Ведь все мы путь единый держим, с любовью мы растим детей.
Счастливый человек – это тот, кто с радостью утром идёт на работу, а вечером с радостью возвращается домой.
Размышляя о своём жизненном пути, я прекрасно понимаю, что не могу провести грань, где заканчивается моя работа и на начинается личная жизнь. Наверное, это и есть моя дорога, зовущая и ведущая к бесконечной жизни в душах моих ребят. Моя работа в детском саду является второй «половиной» моей жизни, дополнением к первой – моей семье. Именно благодаря своей работе, я состоялась как педагог и как мама. Отрадно то, что обе мои дочери пошли по моим стопам и выбрали для себя профессию педагога. Горжусь тем, что моя старшая дочь уже работает со мной в одном коллективе, постигая эту древнюю науку – педагогику. Я охотно делюсь с ней (как впрочем со всеми коллегами) своим опытом, наработками, а она, в свою очередь вдохновляет меня идеями, инновациями, современными технологиями. Средняя дочь заканчивает в этом учебном году педагогический колледж и также собирается пополнить нашу профессию. Еще есть и младшая дочь, которая пока ещё учится в школе, но уже задумывается о профессии педагога. Разве это не счастье видеть продолжение себя, своей профессии в детях?
Подводя итог своим размышлениям считаю, что моя любимая работа – это часть меня, моего сердца, моих мыслей, эмоций и чувств – это моя жизнь