Лавринчук Мария Юрьевна
Эссе «Мои успехи и трудности в организации детского экспериментирования посредством поисково-исследовательской деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Детство – это радостная пора открытий. В процессе ознакомления с природой и окружающей действительностью ребенок учится говорить, мыслить, общаться. Познание мира живой и неживой природы, установление причинно- следственных связей происходит успешнее в процессе опытнической деятельности и экспериментирования. Для проведения опытно – экспериментальной деятельности педагогу необходимо учитывать ведущие принципы развития дошкольников: возрастные особенности, психологическая комфортность, природосообразность, дифференцированный подход, активная деятельность, творчество. И в первую очередь для реализации поставленных задач необходимо создать условия в предметно- развивающей среде группы.
Публикация «Эссе „Мои успехи и трудности в организации детского экспериментирования посредством поисково-исследовательской деятельности“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Эссе воспитателей и педагогов
- Темочки
Для этого я организовала в группе центр песка и воды. Почему же центр песка и воды? Для детей раннего возраста 2-3 года характерно познание в непосредственном манипулировании с песком, водой. Родители принесли самоклеющуюся бумагу,которой я обклеила тумбу с вырезанным отверстием под таз. Самые отзывчивые родители принесли бутылочки, ложечки, формочки, губки, ситечко. Сухой и мокрый песок, лейки, лопатки, воронки были в группе. В дальнейшей опытно- экспериментальной работе планирую совместно с родителями и детьми собрать коллекции камней, различных материалов, фотографий и познавательный материал.
Далее я подбирала и систематизировала примеры опытов для включения их в деятельность согласно возрастным особенностям моих детей. Чтобы избежать хаотичности в планировании тем детского экспериментирования была оформлена картотека опытов с водой и песком, также картинки-схемы для самостоятельного проведения опытов. В силу раннего возраста малыши еще не могут самостоятельно проводить опыты, даже опираясь на схемы.
Сколько восторга и удивления было в глазах детей, когда снег на ладошке пропал и осталась водичка; вечером в чашке была вода, а утром лед- который разрешают потрогать,понюхать и даже поиграть. Опытно- экспериментальная деятельность позволяет малышам узнать свойства и качества исследуемых предметов. Элементы экспериментирования стараюсь включать в ООД; как развлечение – в тазу с водой перемешивать венчиком мыло и пускать пузыри; как деятельность, направленную на развитие мелкой моторики – В МОКРЫЙ ПЕСОК прятать мелкие игрушки из киндерсюрпризов (фигурки животных,людей) для того, чтобы малыши их искали. (Дидактические игры «Найди маму малыша», «Как кто кричит» и т. д.) Прячу геометрические фигуры с целью развития у детей раннего возраста сенсорных эталонов (цвет, размер, длина) Такие игры помогают активно развивать речь детей, которая у каждого ребенка находится на разных этапах развития.
Также в своей работе я использую проектную деятельность, которая формирует навыки исследовательской деятельности, развивают познавательную активность, самостоятельность, творчество. Мною проведен краткосрочный проект «Снег – снежок», в рамках тематической недели «Зимушка –зима». Благодаря проекту ребята познакомились с признаками зимы, узнали,что снег – это замерзшая вода, а снежинки- это снег, таким образом, дети в результате данного проекта расширили знания о свойствах воды.
В данный момент центр песка и воды занял лидирующее положение в группе. Дети очень любят самостоятельно играть как с водой – переливать ее в разные емкости, мельницу; так и с песком. Узнали,что из сухого песка ничего не получится слепить, а из мокрого получаются торты,пироги, дом и т. д. С говорящими детьми играем в сюжетно- ролевые игры «Семья», «Большой дом» - строим дом из песка,проговариваем,что в комнате сделаем из песка и т. д – активно развивается воображение, речь, ИГРА-ОНА ЯВЛЯЕТСЯ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ НА ПРОТЯЖЕНИИ ВСЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Также стараюсь проводить индивидуальную работу с детьми, имеющими затруднения в развитии, в свободное время от организованной деятельности (пескотерапия). Во время таких игр включаю спокойную расслабляющую инструментальную музыку. Работа с песком, водой помогает снять мышечное напряжение, расслабляет. Стараюсь активно работать с родителями, знакомлю их с приемами и средствами экспериментирования дома. Была предложена папка- передвижка по экспериментированию и проведены беседы по запросам родителей.
Огромным затруднением при организации экспериментально- исследующей деятельности является нехватка места в группе, ОБОРУДОВАНИЯ, маленький центр песка и воды. Стол маленький- детей много, часто все хотят играть в этом центре.
Систематическая работа по развитию детского экспериментирования является необходимым условием успешного становления личности дошкольника.
В заключении хочется процитировать слова К. Е. Тимирязева: «Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел».