Нина Верещагина
Эссе «Мои методические находки»
▼ Скачать + Заказать документы
Я принимала участие в республиканском конкурсе "Лучший учитель родного языка". Одно из заданий было эссе на тему "Мои методические находки".
Эссе «Мои методические находки».
Вновь и вновь размышляю о сущности своей учительской профессии. Почему? В постоянно изменяющемся мире, где расширено информационное пространство, педагогу для этого нужно быть в центре событий, найти с детьми общие точки соприкосновения, быть современным, интересным, уметь подготовить ребят к этой жизни, где они будут востребованы, конкурентоспособны, научить идти дорогами познаний, не ждать готовых решений, а искать и находить их самим. Как сказано в одной софийской притче: знание без специальной способности к обучению – это не то же самое, что знание и способность. Вот почему задача учителя, на мой взгляд, заключается в том, чтобы не просто дать знания, а привить тягу к самопознанию.
Публикация «Эссе „Мои методические находки“» размещена в разделах
И модернизация российского образования направлена не только на изменение содержания преподаваемых предметов, но и на изменение подходов к методике преподавания.
Работая в школе в течение многих лет, я выделила главное в своей педагогической деятельности: привить любовь к родному языку, пробудить интерес к нему как учебному предмету, повысить общую языковую культуру, углубить и расширить знания обучающихся, помочь старшеклассникам сориентироваться в выборе профессии. Кому, как не учителю-словеснику, важно помочь ученику выбрать профиль, удовлетворить его познавательные интересы в гуманитарной области? Каждый раз задаю себе вопрос: как организовать работу на уроке, чтобы заинтересовать ученика, мотивировать на самостоятельное приобретение новых знаний?
Наш язык можно рассматривать как старинный город: лабиринт маленьких улочек и площадей, старых и новых домов, домов с пристройками разных эпох; и все это окружено множеством новых районов с прямыми улицами регулярной планировки и стандартными домами.
Людвиг Витгенштейн
Урок родного языка. Перед детьми открыта книга. И попадая в лабиринты тем, они знакомятся с новыми словами, открывают новые знания. Каждое новое открытие это открытие новой улицы. С каждым днем, и с каждым годом перед детьми вырастают дома, улицы и даже города. Но, как же сделать так, чтобы города стали красивыми, открытия стали интересными? В моей практике, я считаю, особенно помогают игровые технологии. Я стараюсь сделать изучение родного языка интересным и увлекательным. На уроках мы стараемся привлечь как можно больше страноведческого, культурологического материала.
Поэтому ведущей технологией моей педагогической деятельности является игровая технология. В средних классах это сюжетные, имитационные игры, в старших – деловые, ролевые игры. Среди них любимые игры: игра «Характеристика», «Заполни корзину», «Удивительный мешок», ролевая игра «Литературный суд», «По следам литературных героев» и мн. др.
Я рассматриваю игру как ситуативно-вариативное упражнение, где создается возможность для многократного повторения речевого образца в условиях, максимально приближенных к реальному речевому общению.
Игры способствуют выполнению важных методических задач :
• Созданию психологической готовности детей к речевому общению;
• Обеспечению естественной необходимости многократного повторения ими языкового материала;
• Тренировке учащихся в выборе нужного речевого варианта.
Феномен игры как метода обучения состоит в том, что являясь развлечением, она способна перерасти в обучение, в творчество, в модель человеческих отношений. В обучении языку игра выполняет разные функции:
1. Это – развлекательная функция (развлечь, пробудить интерес, воодушевить)
2. Функция социализации и межнациональной коммуникации помогают включить ребенка в систему общественных отношений, способствуют усвоению единых для всех культурных ценностей.
Интересен он и для ученика, т. к. он получает реальную возможность сотрудничать с учителем, совместно создавать урок, брать на себя ответственность за форму усвоения, а главное за конечный итог – чему он конкретно научился за данный урок или серию уроков; где и как он может применить новые знания и умения в жизни, реально используя родной язык. Ученики оказываются в ситуации, когда появляется потребность что-либо сказать, спросить, доказать, поделиться с собеседником.
Разучивая, воспроизведя, моделируя, инсценируя реальные жизненные ситуации, стихи, песни, сказки на родном языке, ученики приобщаются к культуре своего народа. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий – все это дает детям преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова, и благотворно сказываются на результатах обучения. Незаметно усваивается языковой материал, а вместе с этим возникает чувство удовлетворения – «оказывается, я могу уже говорить наравне со всеми».
«Как ни говори, а родной язык всегда останется родным. Когда хочешь говорить по душе, ни одного французского слова в голову нейдет, а ежели хочешь блеснуть, тогда другое дело»
Лев Николаевич Толстой.