Юлия Красникова
Эссе «Я — воспитатель»
▼ Скачать + Заказать документы
Я - ВОСПИТАТЕЛЬ!
«Плох тот воспитатель детей, который не помнит своего детства».
М. Эбнер-Эшенбах
Свой рассказ я хотела бы начать с этих слов. Когда-то, еще в начале своего педагогического пути, в одном из журналов по дошкольному воспитанию я читала высказывания знаменитых педагогов о воспитании. Из всех высказываний мне больше всего запало в душу это высказывание М. Эбнер-Эшенбаха. Антуан де Сент-Экзюпери говорил: «Все мы родом из детства». Действительно, детство - это тот период, который мы тем больше вспоминаем, чем дольше живем. Я помню своих воспитателей. Их звали Валентина Григорьевна и Надежда Федоровна. Прошло уже 26 лет, а я их помню. И помню не потому, что они с нами много играли, чему-то нас учили. А помню просто потому, что они нас любили.
Публикация «Эссе „Я — воспитатель“» размещена в разделах
Когда мне было 5 лет, мы с родителями и младшей сестрой переехали в новый дом, и через некоторое время я пришла в новый сад. Свой первый день я помню очень четко. Меня встретила воспитательница, познакомилась со мной, взяла за руку и мы с ней пошли в групповую комнату. Мне тогда было очень страшно - незнакомые дети, незнакомые взрослые. Но что-то было в ее взгляде такое доброе, милое, что страх постепенно исчезал. Тогда конечно я не понимала, как сложно им, взрослым людям найти к нам «ключики», «открыть» наши души и сердца.
Многие знакомые, узнав, что я работаю в детском саду воспитателем, по-разному говорят, одни: «Какая это трудная работа», другие, наоборот: «Какая интересная работа», третьи: «Я с одним не могу справиться. А у вас их сколько, двадцать? Как вы с ними справляетесь?» А я им отвечаю: «С ними не надо справляться. Их надо любить».
В моей семье не было преподавателей, но уже с детства я понимала, что педагогика – это то, что мне интересно, что меня увлекает. Одной из моих любимых игр в детстве была игра «в школу» - мои подружки, знакомые и сестра садились за импровизированные парты, я делала им тетрадки, выставляла оценки. Став уже школьницей постарше, объясняла непонятные задания младшей сестре. Мне очень нравилось научить кого-то чему-то.
И вот 25 мая, последний звонок. Мы с одноклассницами идем в гости к нашей первой учительнице, так как она уже была на пенсии. Мы пили чай, говорили о предстоящих экзаменах и в конце наших бесед разговор вышел на линию наших будущих профессий. Кто-то хотел стать экономистом, (тогда это было престижно, кто-то врачом, кто-то юристом. Ну вот дошла очередь и до меня. Раиса Егоровна (так звали мою первую учительницу) спросила: «Юля, а кем ты хочешь стать?» Я ответила: «Как вы, педагогом». Она посмотрела на меня, немного помолчала и сказала: «Давай, у тебя получится».
После окончания школы я решила, что стану только учителем. Поступила в университет и на третьем курсе пришла работать в детский сад. С первых же дней эта работа мне очень понравилась. Видеть детские лица, рассказывать им что-то новое, вкладывать в них свою душу, видеть плоды своего труда. Обще5ние с детьми. Мне это доставляло огромную радость. Ни дня за свой педагогический путь я не пожалела о своем выборе. И я даже не подозревала тогда, что профессия воспитателя станет для меня единственной и самой главной. Как всякий путь имеет остановки, так и мой педагогический путь останавливался. Это было связано с рождением собственных детей. Но их рождение помогало и помогает мне во взаимодействии с детьми. Каждый воспитатель помнит адаптационный период, каким он бывает сложным. Некоторые дети никак не могут привыкнуть к детскому садику. Но в такие моменты я всегда вспоминаю адаптационный период своих собственных детей. Как им было страшно. Тогда я еще больше любви и нежности вкладываю в общение с такими детьми и эти «вклады» приносят свою «прибыль» - любовь и привязанность тех детей.
И вот уже 13 лет я работаю в детском саду, где передаю детям свои знания, дарю свою любовь, внимание и заботу. Моя работа мне очень нравится, она очень интересная и увлекательная. И. Гюго сказал: «Наша жизнь - путешествие, а идея - путеводитель. Нет путеводителя, и жизнь останавливается». Я позволю себе немного перефразировать это высказывание: «Наша жизнь - путешествие, а дети - путеводители. Я благодарю своих «путеводителей» за возможность придумывать что-то новое для работы с ними. Стараюсь, чтобы им было интересно.
В своей работе я стремлюсь избегать монотонности, стараюсь разумно чередовать труд и обучение, отдых и игры, чтобы детям некогда было скучать. Воспитателю приходится выступать в разных ролях: он для детей и учитель, который всё знает, всему учит, и товарищ по игре, и вторая мама, которая всё поймет и поможет в трудную минуту.
Я стараюсь быть для детей другом, к каждому найти свой подход, понять индивидуальность каждого, чтобы не только дать им новые знания о жизни, но и воспитать положительное отношение к окружающему их миру, к самому себе. И надеюсь, что мои воспитанники вырастут грамотными, образованными и достойными людьми. Ведь начало в жизнь детям дают родители, но сделать второй шаг помогает им воспитатель.
Дошкольное детство – это особый период в развитие ребенка, когда у ребенка развиваются общие способности, которые необходимы человеку в любом виде деятельности.
Я стараюсь научить детей общаться, радоваться, огорчаться – это и еще многое другое несет в себе дошкольное детство. Ведь я должна формировать у детей духовно-нравственные ценности, патриотические, эстетические.
Целью своей профессии считаю: помочь ребенку приспособиться к окружающему миру и уметь взаимодействовать с ним. Адаптируясь в этой жизни, мои дети учатся чувствовать себя комфортно в этих условиях. Проявлять свою самостоятельность и независимость.
Одним из важных направлений моей профессиональной деятельности является использование в практике работы театрализованных игр. Подобные игры всегда радуют детей, часто – смешат, но всегда пользуются у них неизменной любовью. Благодаря им, ребята постигают окружающий мир через образы, краски, звуки. Занимаясь с детьми, я использую в своей работе самые разнообразные направления и формы. В последнее время большое внимание мы уделяем проектной деятельности. Но как сделать так, чтобы каждый мог внести свой вклад в этот проект, ведь каждый хочет быть нужный и значимым! Здесь я хочу сказать большое спасибо родителям моих детей. Они всегда откликаются на призывы о помощи и сотрудничают с нами.
Я не случайно сказала «мои дети». Еще в юности мне хотелось иметь троих детей. Но судьба подарила мне возможность быть «многодетной мамой». Мои воспитанники - это мои дети. Они называют меня мамой. Нет, я не хочу заменить им маму. Но для меня это слово из уст детей означает то, что они мне доверяют и любят меня. Ведь мама - это самое дорогое для ребенка!
Дети - цветы жизни! И как приятно, что они окружают меня и на работе, и дома. Ведь нет большего счастья, чем ощущать себя нужной детям.
Жизнь требует от меня огромного труда и совершенствования, идти «в ногу» со временем, воспринимать все новое, быть мобильной, способной вести за собой, заряжать своими творческими идеями, энтузиазмом. В этом я вижу необходимые условия успешного развития личности. Работая с дошкольниками, я не перестаю удивляться, на сколько они разные, непредсказуемые, интересные, забавные, удивительно сообразительные. Каждый ребенок уникален. В нем живет талантливый художник и пытливый наблюдатель, и неутомимый экспериментатор. Он открыт для теплоты и добра, чутко реагирует на ложь и несправедливость.
Теперь я знаю что:
Хороший воспитатель - это врач, для которого главный закон: «Не навреди!». Без приборов и инструментов мы наблюдаем за душевным, нравственным здоровьем наших детей. Без таблеток и уколов лечим словом, советом, улыбкой, вниманием.
Хороший воспитатель – это человек, сочетающий в себе черты психолога, артиста, художника, друга, наставника и т. д. Он должен уметь шить, мастерить, играть, петь и всегда оставаться интересным для своих детей.
Современный воспитатель – это грамотный специалист, разбирающийся в многообразии программ и методических разработок; это чуткий, всегда готовый к сотрудничеству и взаимопомощи коллега, умеющий работать в коллективе единомышленников.
Детство – чудесная страна и каждый человек должен не забывать об этой удивительной стране, оберегать её, и иногда возвращаться в своё чудесное время, чтобы душа немного оттаяла, стала чище и добрее.
За время работы в детском саду у меня было три выпуска. Сейчас, когда я их встречаю, они не прячут взгляд, не делают вид, что не знают меня. Они бросаются мне на шею, кричат с другой стороны улицы, делятся со мной своими успехами в школе, на секциях. Для меня это самая высокая оценка моего труда. Значит, я не только дала им необходимые знания, но и научила быть их добрыми, отзывчивыми, воспитала желание – сегодня стать лучше, чем вчера. Я всё больше убеждаюсь, что выбрала правильный профессиональный путь.
Да, у меня может и нет карьерного роста, многочисленных педагогических званий. Мне это не важно. Мне важно, что люди доверили мне самое дорогое, что у них есть – своих детей, которые вырастут и непременно внесут свой посильный вклад во благо нашей Родины, а кто-то из них может быть станет знаменитым и даже совершит подвиг. А я буду знать, что в этом есть и моя заслуга, так как я наполнила сосуд души каждого воспитанника своим трудом, любовью, частичкой души и сердца Свое эссе хотела бы закончить этим стихотворением
Я с утра всегда на работе – будь жара или холод, иль дождь.
Мои дети объяты заботой, и несчастья обходят их прочь.
Профессий много важных и хороших
И каждая заслуживает строк.
Но мне, признаться, среди них дороже
Профессия – дошкольный педагог!