Мария Тобокова
Эссе «Я — музыкальный руководитель»
▼ Скачать + Заказать документы
«Только величайшее искусство - музыка –
способно коснуться глубин души»
М. Горький
Моя мечта сбылась! Я музыкальный руководитель детского сада. Да, я мечтала с самого детства овладеть этой профессией. А разве могло быть иначе?
С самого рождения меня окружала разнообразная музыка.
Публикация «Эссе „Я — музыкальный руководитель“» размещена в разделах
Мои родители – геологи, романтики и мечтатели… Походы, восхождения и душевные бардовские песни у костра стали неотъемлемой частью меня. Разнообразные тембры голосов, юмористические добрые сюжеты песен открыли дверь в мою музыку. Но наступал полевой сезон,и геологи отправлялись в поле, а я отправлялась к любимым бабушкам. Прасковья Карповна, моя русская бабуля жила в степном Алтае. Она обладала неповторимым голосом и мастерством петь русские народные песни. Вечерами, по праздникам собирались у нее подружки и запросто пели на четыре голоса. Мелизмы, опевания, распевы песен очаровывали меня бесконечно. В ту пору я впервые выступила на публике. В моем репертуаре были озорные частушки, которые с удовольствием, между делом, мы с бабулей разучивали. Взрослые всегда с большим уважением относились к нашим детским выступлениям. У меня создавалось впечатление грандиозного успеха и появлялось огромное желание выучить что-то новенькое. Мы с соседскими ребятишками устраивали целые концерты для взрослых. Даже сцену импровизационную делали с занавесом из покрывал. Вторую часть полевого сезона родителей я проводила у алтайской бабушки Оли. Меня увозили к ней в горы. Дед мне подарил коня. И не одно лето превратилось в феерию свободы. Земляничные поляны, покосы, мед, молоко, горы, сладкий воздух (которым не дышат, его пьют, кружились в моей голове и наполняли счастьем. Но однажды случилось событие, которое, которое стало незабываемым – алтайский национальный праздник Эл-Ойын. Национальные танцы, игры, горловое пение, звучание народных инструментов завораживали и влюбляли меня в мою родную музыку. Дедушка, увидев мою реакцию на ворган, сразу понял, что это мой инструмент. В тот же вечер отдал мне свой ворган и началось мое обучение или вернее сказать самообучение. На воргане оказывается очень непросто играть. Процесс смены молочных зубов значительно ускорился! Ведь ворган зажимается зубами. Были трудности, слезы, но я научилась!Ворган и сейчас со мной, тот самый дедушкин.
Когда мне исполнилось 6 лет мама и папа приняли решение ехать на комсомольскую стройку. Мы быстро переехали, и я попала в детский сад «Василек» города Усть-Илимска. Было очень трудно и мне, и моим воспитателям. Социализировать и окультуривать полудикую алтайскую девочку помогал весь дружный коллектив детского сада. Музыкальный руководитель Эмилия Александровна, сразу разглядела во мне музыкальные таланты и стала вовлекать меня во все мероприятия. Она обладала бесконечным терпением, внимательностью и чуткостью. Она была моей доброй феей. Мой первый урок фортепиано прошел именно в детском саду. Тогда-то я и решила, что непременно выучусь и буду музыкальным руководителем. Буду открывать детям мир музыки, буду в нем проводником, другом и наставником.
А дальше всё как у многих музыкантов. Музыка – это, прежде всего, искусство, а искусством является наивысшая степень мастерства.
Семь лет в Усть-Илимской музыкальной школе пролетели быстро. Трудолюбие, терпение, и еще раз трудолюбие воспитывали во мне учителя. Все партитуры, ноты мы переписывали руками, ведь ксероксов еще не было. Закутавшись в шаль в морозы ходили пешком из города в микрорайон Молодежный, потому что автобусы перемерзали и не ездили. Между занятиями были «окна» по два часа, и мы всегда находили чем заняться. Репетировали, учили и даже вязали крючкомс любимым вахтером. Музыкальная школа стала вторым родным домом. Концерты, выступления, гастроли по области оттачивали дисциплину, культуру и мастерство. Овладев языком музыки, я отправилась за профессиональными знаниями в музыкально-педагогическое училище №3 г. Иркутска. В студенческие годы я переслушала, перепела и переиграла несметное количество классической музыки. Овладела контрабасом и аккордеоном. Познала азы дирижирования, вокала, усовершенствовала технику игры на фортепиано. Учителя щедро делились с нами своим опытом, посвящали во все секреты специальности. Через три года на пороге училища стоял молодой специалист с дипломом и с направлением на работу. Проработав год, я поступила на музыкальный факультет ИГПУ. Пять лет учебы в университете дали мне еще более глубокую теоретическую и практическую базу. 15 лет обучалась я своему ремеслу,и вот, моя мечта сбылась. Я, музыкальный руководитель.
Моя профессия одна из самых творческих и увлекательных. Каждое занятие, каждый праздник – это проект, задачей которого стоит увлечь детей, родителей и педагогов музыкальной деятельностью. И когда это происходит, начинается творческое волшебство, в котором маленьких открытий не бывает. Каждый найдет к музыкальным сокровищам свой путь. Просто его нужно осветить.
Современные ребятишки зачастую очень редко слышат русское песнопение, разнообразные тембры голосов. Все реже встречаются семьис музыкальными традициями. Гармошки, балалайки и другие народные инструменты уходят из быта в историю. Дети все реже устраивают с родителями домашние концерты. Детский сад для дошкольников сейчас является одним из последних островков музыкального творчества.
Я предоставляю детям возможность попробовать себя в различных музыкальных видах деятельности. Побыть певцом, танцором, музыкантом или просто слушателем. Все на занятии должно быть просто и понятно, легко, заразительно и выполнимо. Чтобы у детей не оставалось и тени сомнения в своем успехе. Главное, чтобы они увлеклись, чтобы было интересно. Вдохновлять ребятишек – это, пожалуй, самая сложная и самая замечательная часть моей работы. И если я вижу интерес в глазах воспитанника, значит победа!Значит, всё получилось!
Проработав 26 лет музыкальным руководителем, я понимаю, что в моей профессии невозможно достичь абсолютного совершенства. Меняются поколения, музыка, технологии и нужно постоянно быть в тренде. Нужно всегда знать интересы современных детей, тенденции современного общества. Нужно всегда быть в курсеновинок и вести за собой, руководить музыкально.
Мои первые воспитанники стали уже совсем взрослыми. Многие поступили в школу искусств №1 и закончили ее, продолжают свое профессиональное обучение. Кто-то стал режиссером Иркутского театра, кто-то принят в хореографический коллектив Барнаульского, Новосибирского театра. Они до сих пор советуются со мной, теперь уже как коллеги. Другие приводят ко мне своих ребятишек, моих «внучат». Это так приятно. так по-семейному!
Моя профессия – это моя жизнь! За плечами опыт, солидный возраст, но в душе я все та же девчонка, которая готова плясать полечки, краковяки, сочинять, творить и восхищать, главное, чтобы это не оставляло окружающих равнодушными, главное, чтобы музыка коснулась детской души и сделала ее счастливее, а значит и меня.