Лидия Калачева
Эссе «Что было бы, если бы не было сказочной осени»
▼ Скачать + Заказать документы
Эссе «Что было бы, если бы не было сказочной осени?»
Музыкальный руководитель МКДОУ «Детский сад «Колокольчик» п. Середейский, Сухиничский район, Калужская область Калачева Л. А.
Уважаемые коллеги! У меня возникло огромное желание поделиться с Вами своей любовью к осеннему периоду годового цикла, своим творчеством, посвящённому времени, которое принято называть «Золотая осень». Впервые красота золотой осени открылась мне в лесу при сборе грибов, когда мне было уже за тридцать. С самого раннего детства я с подружками ходила в лес по ягоды и грибы, так как сосновый лес располагался рядом с нашей деревней. Но он был зелёным круглогодично, поэтому, наверное, красота золотой осени открылась мне уже в другом лесу, смешанном, где росли разные породы деревьев. И вот, попав в такой лес, мне было уже не до грибов. Моему взгляду открылась потрясающая красота, я бы даже сказала, что я попала в совершенно неведомый для меня ранее мир. Чувства, которые переполняли меня от восторга, вылились в следующие строки моего стихотворения:
Темочки:
Словно в море золотое окунулась,
Я в лесу осеннею порой.
От восторга чуть не захлебнулась,
Поражённая его красой!
Я плыла средь золота листвы,
Перемешанного с красной медью,
С изумрудным пятачком травы,
С солнечно – лазурным небом.
Я плыла, покрытая вуалью,
Сотканной тончайшей паутинкой,
Любовалась золотою далью,
Прочертившей яркий лес тропинкой.
Я плыла средь важных мухоморов,
В крапинку покрытых красных шляп,
Словно, как положено на море,
Путь мне освещал маяк.
О, лесное золотое море,
Слышу шелест я твоей волны!
И, как чайки, кружат над тобою,
Белобокие сороки – стрекуны.
Ветер ветки, словно волны дыбил,
Брызгами рассеивал листву.
Кто картины той, нигде не видел,
Посмотрите осенью в лесу!
Это стихотворение было написано мной в 1985 году. Шли годы, наступили лихие девяностые, когда были разрушены многие идеалы, на которых мы воспитывались, в которые свято верили и стремились воплощать в своей жизни. Появилось огромное разочарование и в один из осенних дней, когда я гуляла в лесу, у меня созрели следующие строки моего стихотворения:
Приближается осень,
Всё светлее простор.
В небесах облаков
Белоснежный узор.
Я бреду между сосен,
Опечален мой взор,
Жаль, мечты не сбылись,
В то, что верила – вздор.
Но пожар золотой,
Разгоревшийся вновь,
Подогреет во мне
К этой жизни любовь.
Через несколько лет я написала слова и мелодию песни «Здравствуй, осень!», которую предлагаю Вашему вниманию:
1. Птицы улетают, листья облетают,
Дождь шумит по крыше в этот час.
Мне всю ночь не спится,
Ветер в дверь стучится,
Грустно на душе моей сейчас.
Припев: Снова осень, снова осень
Двери распахнула.
Снова осень, снова осень
В гости заглянула.
Здравствуй осень, здравствуй осень,
Ты моя отрада,
Я с тобою, осень, повстречаться рада!
Я с тобою, осень, повстречаться рада!
2. Осень золотая, щедрая такая,
На свиданье к нам пришла она.
Свесили рубины спелые рябины,
Из-за туч едва видна луна.
Припев: Снова осень, снова осень
Двери распахнула.
Снова осень, снова осень
В гости заглянула.
Здравствуй осень, здравствуй осень,
Ты моя отрада!
Я с тобою, осень, повстречаться рада!
Я с тобою, осень, повстречаться рада!
В октябре 1997 года я написала песню «Берёза». Но путь к написанию этой песни был очень мучительным. Дело в том, что я очень долго не могла подступиться к написанию слов о берёзе – красавице, которая растёт напротив моего окна через дорогу. Мне казалось, что лучше Сергея Есенина это сделать уже невозможно. Моя берёза радовала меня в любое время года своей красотой, но я никак не могла выразить в стихах свою любовь к ней. Она стала частью моей жизни, даже моя дочь, увидев, как дети ломают ветки берёзы, закричала: «Мама, мама, смотри, твою берёзу ломают!» И вот, однажды, в октябре, я выглянула в окно и увидела следующую картину. На улице стояла пасмурная, мокрая, ветреная погода. Ветер со всей силы срывал листву с берёзы, которая разлеталась во все стороны. Ветки берёзы, словно косы, развевались на ветру, словно отбиваясь от напавшего на неё врага. Верхушка берёзы и часть дерева чуть ниже верха были уже голые. Мне в этот миг показалось, что моя берёза плачет, стонет, просит о помощи. В тот же день я села за письменный стол и в течение получаса написала следующие строки стихотворения, к которым чуть позже
была написана мелодия. Предлагаю Вашему вниманию то, к чему я шла несколько лет и написала в считанные минуты:
В жёлтом сарафане белая берёза
На землю роняет золотые слёзы.
Опустила ветки, голову склоня:
Осень золотая, не губи меня!
Ветерок ершистый, сарафан не тронь,
От погоды мглистой мой померк огонь,
Обнажились плечи, день уж невелик,
И от зимней встречи мой бледнеет лик.
Осень золотая, раздувай пожар,
Чтоб зима крутая не остудила жар.
Осень золотая, раздувай пожар,
Чтоб зима крутая не остудила жар.
В жёлтом сарафане белая берёза
На землю роняет золотые слёзы.
На следующий день я пришла на работу в школу, в которой работала в то время и спела свою песню ученикам, перед этим я им рассказала и показала ту берёзу, о которой идёт речь в песне. Что меня удивило на том уроке, так это то, что дети, не зная слов и мелодии песни, подпевали мне, у всех детей шевелились губы. Что это было, я не знаю, но этот момент мне запомнился на всю жизнь.
Наступила зима. Моя дочь вместе с другими детьми каталась с горки, которая находилась под моей берёзой. Я сказала детям : «Хотите услышать песню, которую я сочинила про эту берёзу?» Дети согласились. После окончания песни дети спросили: «А это точно про эту берёзу?» Я ответила: «Конечно, эта песня о ней». Дети немного постояли, потом продолжили кататься, а через некоторое время подошли ко мне и попросили спеть эту песню ещё два раза. Затем обняли берёзу за ствол и несколько минут стояли, молча прижавшись к стволу, словно желая её согреть. Меня это тронуло до слёз.
В настоящее время, я, работая с детьми дошкольного учреждения, разрабатываю проекты, посвящённые золотой осени. Мы слушаем музыку П. И. Чайковского, А. Вивальди, М. Леграна, Ф. Шопена и других композиторов. Мы рассматриваем картины великих художников, знакомимся со стихами великих поэтов, посвящённых золотой осени и, конечно, я читаю детям свои стихи и пою песни, которые написала про это время года. Хочу отметить, дети слушают и воспринимают это с большим интересом. На утреннике, посвящённому осени, дети исполняли мою песню «Арбуз».
И в завершении своего эссе я предлагаю Вашему вниманию, дорогие коллеги, слова, которые я написала на мелодию песни «Ольховая серёжка» и которая начинается словами названия моего эссе : «Что было бы, если бы не было сказочной осени?».
Что было бы, если бы не было сказочной осени?
Тогда бы, наверное, не было белой зимы.
И в светлой небесной, лазурной безоблачной просини
Не пели бы грустную песню свою журавли.
Что было бы, если бы не было сказочной осени?
На ветках не рдели роскошные гроздья рябин
И ласточки гнёзда под крышей моею не бросили,
Чтоб я в этой жизни осталась один на один.
Что было бы, если бы не было сказочной осени?
В лесу не пылал бы роскошный пожар золотой
И рядом с зелёными, стройными, тонкими соснами
Не тряс юный клён золочёной своею листвой.
Что было бы, если бы не было сказочной осени?
Наверное, не было в сердце щемящей тоски
О летнем тепле и о травах шелковых нескошенных,
Где часто любила бродить у прохладной реки.
Что было бы, если бы не было сказочной осени?
Спасибо за внимание!