наталья татаренко
Эссе «Через информационные технологии к музыкальным успехам»
«Через информационные технологии к музыкальным успехам»
Каждый педагог должен быть открыт
новым способам работы.
Дети стремятся к познанию, а это - труд, а труд от слова "трудно". Как обеспечить успех, ощущение радости на пути продвижения от незнания к знанию, от неумения к умению? Ребенок, если его усилия не увенчаются успехом, начинает терять веру в себя. Постоянные неудачи отбивают охоту. Бороться за успех - значит направлять детей к познанию, воспитывать организованность, самостоятельность, ответственность, дисциплину труда.
Публикация «Эссе „Через информационные технологии к музыкальным успехам“» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Работа музыкального руководителя
- Эссе воспитателей и педагогов
- Темочки
Поэтому очень важно организовать процесс творчества так, чтобы ребёнок активно, с увлечением и интересом занимался на музыкальном занятии. Помочь музыкальному руководителю в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных. Используя различные методики для раскрытия тем (рассказы, беседы, просмотр иллюстраций, использование ИКТ, я выявила, что самым эффективным методом оказалось использование ИКТ в форме презентаций, фильма, слайд-шоу, аудиозаписи, видеозаписи (DVD, в особенности ПО SMART Board.
По сравнению с традиционными формами обучения мультимедия обладает рядом преимуществ:
• предъявление информации на экране в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
• несет в себе образный тип информации;
• движения, звук, мультипликация и иллюстрации надолго привлекают внимание ребенка.
Основная идея заключается в гармоничном соединении современных технологий с традиционными средствами развития ребенка.
Где же ИКТ могут помочь современному педагогу в его работе?
Подбор иллюстративного материала к занятиям, информационного материала для оформления стендов, папок-передвижек, буклетов.
Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий.
Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов
Оформление документации, диагностики развития детей, мониторинг выполнения программы, отчетов. Компьютер позволит не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения.
Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми.
Использование цифровой фотоаппаратуры и программ редактирования фотографий, которые позволяют управлять снимками так же просто, как фотографировать, легко находить нужные, редактировать и демонстрировать их;
Использование видеокамеры и соответствующих программ (можно быстро создать незамысловатые фильмы, добавив к видео титры, переходы между фотографиями, фоновую музыку или наложение голоса);
Оформление буклетов, визитных карточек, материалов по различным направлениям деятельности.
Создание медиатек, которые представляют интерес не только для педагогов, но и для родителей.
Создание электронной почты, ведение личного сайта.
Функции демонстрационного материала на детских утренниках, досугах, а также во время проведения повседневных музыкальных занятий, выполняют презентации, созданные в приложении Microsoft Office PowerPoint. Они заменяют множество картинок, плакатов и аудиозаписей. Так мною использованы на праздниках «Наши защитники», «До свиданья детский сад», «Донщина мой край родной» задания, созданные мною в ПО SMART BOARD.
Всё чаще использую аудиозаписи или видеозаписи (DVD, это облегчает мне работу, так как, я не сижу за фортепиано, а могу показать танцевальное движение или кого-то поправить.
В рамках опыта работы было создано более 10 видео презентаций и 20 заданий в программе SMART BOARD, на все виды детской музыкальной деятельности (восприятие музыки, вокальные навыки, музыкально-ритмические движения, музыкально-сенсорное развитие, игра на детских музыкальных инструментах, для всех возрастных групп детского сада. Разработаны конспекты занятий, где есть описание видео занятий, состоящее из программных задач, хода игры с пошаговым выполнением.
С программой SMART BOARD занимаюсь с 2011г. Результаты мониторинга подтвердили, что внедрение в работу представленного опыта позволяет совершенствовать мою работу.
Проанализировав работу по данному направлению, я сделала следующие выводы:
для формирования и развития у детей устойчивого познавательного интереса к музыкальным занятиям перед музыкальным руководителем стоит вопрос:
как сделать занятие интересным, насыщенным и занимательным, т. е. материал должен содержать в себе элементы удивительного, неожиданного, вызывать интерес у дошкольников к творческому процессу и способствовать созданию положительной эмоциональной обстановки к развитию музыкальных и творческих способностей. Ведь именно процесс удивления ведёт за собой желание действовать, изучать, понимать. Поэтому использование современного оборудования ИКТ помогает успешно решить данную проблему.
Сочетание традиционных форм занятий и ИКТ позволяет детям получать информацию через разные каналы восприятия (т. е., они слышат, видят и двигаются). Благодаря такому многоканальному восприятию, эффективность усвоения знаний значительно повышается.
В музыкальной деятельности дошкольников ИКТ я использую в следующих формах работы:
1) музыкальное занятие (развитие музыкальных способностей);
2) тематические праздники (фоновые заставки);
3) досуги (подача новой и необычной информации, использование анимации);
Использование ИКТ в музыкальном воспитании детей дает следующие преимущества:
- улучшается запоминание пройденного материала;
- усиливается познавательный интерес воспитанников;
- развивается интерес ребенка к самостоятельному выполнению заданий.
По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников использование ИКТ обладает рядом преимуществ:
• предъявление информации на экране в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
• несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;
• движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;
• предоставляет возможность индивидуализации обучения;
• в процессе своей деятельности дошкольник приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может;
• компьютер очень "терпелив", никогда не ругает ребенка за ошибки, а ждет, пока он сам исправит их.
На данный момент в нашем детском саду применяются различные технические средства ИКТ :
компьютер, ноутбук, ЖКХ телевизоры, а так же принтер, сканер, музыкальный центр, фотоаппарат, видеокамера.
Очень важно соблюдать требования СанПиНа. Так продолжительность использования ИКТ в НОД
* для детей 3-4 лет – не более 3-5 минут;
* для детей 4-5 лет – не более 5-7 минут;
* для детей 5-6 лет – не более 10 минут;
* для детей 6-7 лет – не более 15 минут.
Мультимедийный экран должен быть расположен не ближе 2-3 м и не дальше 5-5,5 м от детей.
После просмотра обязательно - гимнастика для глаз.
В рамках опыта мной было создано более 30 видеопроектов по всем видам музыкальной деятельности дошкольников, методическое пособие с описанием методики применения этих материалов, конспектов занятий с использованием по всем возрастным группам, авторские музыкально-дидактические игры, танцы, сценарии праздников, развлечений, музыкальных гостиных с участием воспитанников. Электронные видео материалы понятны детям, истоки этого глубоко лежат в природе каждого ребенка, потому что связаны с игрой. Показать или объяснить детям некоторые моменты достаточно сложно простым словесным методом. Например, как играют на инструментах в оркестре, какие бывают танцы и так далее. Мной обычно использовались плоскостные картинки, которых уже недостаточно современным детям. Фрагменты занятий, на которых используются информационно-коммуникационные технологии, несомненно, гораздо больше привлекают внимание ребят. Наблюдая за происходящим на экране, стараясь подражать тому, что видел, и что его заинтересовало, ребенок получает огромное эмоциональное наслаждение. Из всего выше сказанного вытекает основная идея опыта, которая заключается в гармоничном соединении информационно-коммуникационных технологий с традиционными средствами музыкального развития ребенка.
Мультимедийные пособия разработаны и эффективно используются в моей практической деятельности в соответствии с комплексно-тематическим планированием по освоению детьми дошкольного возраста образовательной области «художественно-эстетическое развитие» основной общеобразовательной программы. Видеоматериалы являются дополнением к традиционным наглядным методам и средствам обучения.
При составлении музыкального сопровождения к видеоряду наряду с музыкой композиторов - классиков использую мелодии народных песен, музыку современных детских композиторов. Известно, что детям понятны и близки образы игрушек, домашних животных, сказочных героев, вот почему, создавая свои видеоматериалы, одним из главных критериев я определила доступность музыкально-игрового образа. Главные персонажи видеопроектов: куклы, матрешки, музыкальные палочки, птички, зайчики, медвежата и т. п.
В своих видеопроектах я использую лучшие образцы классической и современной детской музыки, отечественной и зарубежной мультипликации, великолепные озвучки и анимации персонажей, использую видеоряд животных и птиц. Вместе с героями и персонажами сказок, мультфильмов мои воспитанники отправляются в музыкальные путешествия, им предстоит решить нелегкую задачу: узнать по звуку шагов, кто из трех медведей возвращается в избушку. Ребята помогают Скрипочке найти три волшебных ключа, побывают в гостях страны Вокалии. Узнают, как выглядят и звучат самые разные инструменты, какие существуют песенные жанры, что такое ритм, такт, размер и еще много всего интересного. Услышат, увидят и узнают о самом великом музыкальном инструменте орган.
Начальный этап обучения музыкально-ритмическим движениям характеризуется созданием предварительного представления о движении.
Сочетание образного слова с визуальным просмотром многократно усиливает эмоциональное воздействие на детей, приступая к разучиванию движения галоп, детям легче и лучше удается передать в движениях образ всадника. Или, например, при выполнении плавного хороводного шага, я раньше в образном слове сравнивала этот шаг с лебедем, «как лебедушка» плывет, то теперь дети могут увидеть и лебедушку, плавно плывущую по озеру, и «лебединую» походку девушек из ансамбля «Березка», и посмотреть на исполнение этого шага участниками детского хореографического коллектива.
Видео проекты для игры на музыкальных инструментах предполагают самое первое знакомство детей с натуральным звучанием музыкальных инструментов. Например, вряд ли в «живую» дети могут услышать звучание органа, да и всем знакомые музыкальные инструменты скрипку, рожок и свирель и т. д. А вот увидеть и услышать эти инструменты, побывать в концертном зале, можно с помощью средств мультимедиа. Безусловно, видеоролик не научит детей играть на каком-нибудь музыкальном инструменте, но зато сможет пробудить в них интерес к музыке.
Проведя сравнительный анализ результатов диагностики развития музыкальных способностей детей нашего детского сада, я выявила значительный рост в развитии музыкальности детей, обучение которых осуществлялось с использованием информационно-коммуникационных технологий :
• повысилась мотивация к обучению;
• легче усваивается новый материал;
• развивается ассоциативная память;
• повысился познавательный интерес;
• развиваются музыкальные способности;
• обогащаются слуховые впечатления и представления детей;
• активизируется и развивается эмоциональное восприятие музыки.
Подтверждением сформированности музыкальных способностей моих воспитанников являются результаты их участия в праздниках и досугах детского сада, где дети самостоятельно выполняют предложенные задания.
Использование ИКТ происходит не только в работе с детьми. Консультации, семинары и педсоветы для воспитателей тоже можно проводить с использованием презентаций, слайд-шоу.
Перспективы развития опыта работы: дальнейшее распространение опыта работы на районном, муниципальном уровне, представление опыта работы для участия в фестивалях, конкурсах различных уровней. Пополнение банка видео проектов новыми материалами.
Многое предстоит переосмыслить и сделать, чтобы использование ИКТ, в особенности использование ПО SMART Board, в музыкальном воспитании заняло своё достойное место. При этом, конечно же, не стоит забывать: в деле музыкального воспитания важнейшей остаётся роль музыкального руководителя, которого не сможет заменить ни один компьютер. И какими бы положительным, огромным потенциалом не обладали информационно-коммуникационные технологии, но заменить живого общения педагога с ребенком они не могут и не должны.