Получи документы

Энциклопедия письменности для детей старшего дошкольного возраста (1 фото)

Алла С
Энциклопедия письменности для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Энциклопедия письменности для детей старшего дошкольного возраста

ПИСЬМЕННОСТЬ

Профессор Кругосветов, как всегда, был занят делом. Его очки сползи на кончик носа, и грозили свалиться прямо на книгу, лежащую на столе перед профессором.

Вовка рядом с дедом пил чай, когда раздался звонок в дверь.

Мальчик открыл дверь. На пороге стояла Алиса и держала в руках цветные мелки.

— Привет! — поздоровалась Алиса с Вовкой. — Пойдём рисовать на асфальте?

— Пойдём! Только деда предупредить надо.

Дети прошли на кухню. Пластинка тут же кинулась к их ногам, чтобы её погладили.

Публикация «Энциклопедия письменности для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

— Здравствуйте, Иван Иванович! — поздоровалась Алиса. — Можно мы пойдём, порисуем на асфальте?

— Конечно. Только подождите, пожалуйста, меня. Я возьму книгу и буду читать во дворе.

— А о чем Ваша книга? — спросила Алиса.

— Об истории письменности, друзья мои.

— Вы нам расскажете об этом?

— С удовольствием, — ответил профессор, и друзья пошли во двор.

Тетрадь

Я торопился на урок,

Искал свою тетрадь.

Куда она без рук, без ног

Сумела убежать?

ДРЕВНЕЕ ПИСЬМО

Во дворе было уютно и зелено. Иван Иванович расположился на скамейке под тенью акации, а дети рядом с цветочной клумбой стали рисовать и слушать профессора.

Иван Иванович поправил очки.

— Вот вы знаете, что такое письмо? — обратился он к детям.

— Письмо моя мама бабушке в телефоне пишет, — ответила Алиса.

Профессор засмеялся.

— Ну, положим, в древние времена телефонов не было. И древние люди писали письма друг другу знаками. Письменность — очень важный этап в истории всего человечества. Для её появления было много причин. Люди хотели общаться, передавать друг другу важную информацию, записывать и запоминать важные моменты своей жизни.

Важная причина

Хотели люди посылать

Друг другу сообщения,

Чтоб друг о друге вспоминать

И звать на день рождения.

РИСУНКИ — ПИКТОГРАММЫ

Птички пели. Дети рисовали. А Иван Иванович продолжал свой рассказ.

— Один из древнейших способов письма — рисунчатый. Называется он пиктография.

— А на чём же писали древние люди? — спросил Вовка.

— Скорее они рисовали, а не писали. Вот как вы сейчас. Древние люди жили в пещерах и рисовали пиктограммы на её стенах.

На рисунках люди изображали сцены из повседневной жизни, и такое письмо называлось наскальной живописью. Такие послания можно встретить в разных уголках земного шара.

Там, где сохранились следы пребывания древнего человека, обязательно можно найти изображения животных и птиц, сцен охоты и сцен из повседневной жизни.

Письма-рисунки

Об охоте и отваге

На папирусной бумаге

Писали люди вместо букв

Костёр, змею, орлиный клюв.

УЗЕЛКИ

У Алисы кончился мелок и она спросила:

— А когда людям нечем было писать? Ну вдруг у них не было мела или карандаша?

— А когда не было ни мела, ни карандаша древние люди отправляли друг другу послания, завязывая узелки на верёвке.

— Как боцман на канате? — сказал Вовка, и дети засмеялись.

— Думаю, верёвочка поменьше была. Такая письменность называлась узелковой и считалась сигнальной. Между прочим, сигнальная система оповещения сохранилась до сих пор. Вот, как вы думаете, что люди делают, когда потеряются в лесу?

— Зовут на помощь?

— А, если помощь далеко?

— Не знаем!

Сигнал SOS

Матрос сигналит слово SOS.

Флажком сигналит SOS матрос.

Спасать корабль спешат друзья

И поднимают якоря.

СИГНАЛЫ. ФАЛЬШФАЕР И МОРЗЯНКА

Иван Иванович поднялся со скамейки и посмотрел на море.

— А, если помощь далеко, люди жгут костры.

— Точно! — сказал Вовка. — На кораблях тоже передают сигналы о бедствии! Только с помощью азбуки Морзе, флажков или фонаря. А рыбаки в непогоду используют ракетницы или фальшфаеры.

— Ничего себе. Откуда ты всё знаешь? И что такое фальшфаер? — спросила друга Алиса.

— Фальшфаер — это такой огонь, который горит даже в воде. Попали, например рыбаки в беду, зажгли фальшфаер, увидели их на большом судне и спасли.

— А почему он так называется?

— Фальшфаер переводится, как фальшивый огонь! — гордо ответил мальчик. — А знаю я это, потому что мне папа рассказывал, когда мы с ним макет парусника собирали.

Алиса посмотрела на друга с уважением.

— А что это за азбука М… Море. ?

— Не море, а Морзе! Эту азбуку придумал американский художник и изобретатель Самуэль Морзе. Это азбука, где буквы закодированы, то есть записаны, как точки и тире. Во время бедствия радист по радиостанции морзянкой подаёт сигнал SOS, и все спешат на помощь. SOS — это сигнал бедствия.

Рыбаки и шторм

Где волна размером с дом,

Рыбаки попали в шторм.

И зажечь спешат они

Все сигнальные огни.

ИЕРОГЛИФЫ

Профессор с любопытством рассматривал рисунки на асфальте.

— Долго люди рисовали друг другу письма? — обратилась к нему Алиса.

— До тех пор, пока не придумали иероглифы. Иероглифы обозначали, как отдельные звуки и слоги, так и целые слова и словосочетания.

— Я видел иероглифы!

— И я, и я видела!

— Где ж вам удалось увидеть древние иероглифы, друзья мои?

— В Египте! — хором ответили дети.

— Верно! Египетское древнее письмо сохранилось на храмах, и гробницах. А еще системой иероглифов пользовались в Китае. Китайские иероглифы записывались не рисунками, а символами.

В китайском письме один иероглиф означает одно слово.

Постепенно люди стали пользоваться более простой системой письма и придумали буквы.

Древнее письмо

Пиктограмма и иероглиф —

Странные словечки.

В пещерах люди рисовали

Зверей и человечков.

ПАПИРУС ИЛИ БУМАЖНЫЙ ТРОСТНИК

Алиса закончила картину, положила мел в коробочку и спросила:

— А люди так и писали письма на скалах и камнях?

— Нет, — ответил профессор. — Люди стали писать на дереве, коже, папирусе и глине.

— Какое слово смешное — папирус, — засмеялся Вовка.

— А вы знаете, что такое папирус?

Дети в ответ промолчали, с любопытством ожидая ответа.

— Папирус — это такое водно-болотное растение семейства осоковых. По-другому оно называется папирусная осока или бумажный тростник. Рос папирус по берегам главной египетской реки, Нила. И из него делали писчий материал — тоже папирус.

В Древние времена растение папирус было символом Египта.

Письмо сестре

Я напишу сестре письмо

Про море и песок.

И пусть письмо летит само

За тридевять дорог.

ПЕРВЫЙ АЛФАВИТ ФИНИКИЙЦЕВ

Профессор снял очки и протёр их носовым платком.

— Думаю, пора пообедать, друзья. А после обеда мы прогуляемся по набережной.

После обеда наши герои вышли на набережную и сели на скамейку, чтобы поесть мороженого. Чайки радостно кричали, приветствуя отдыхающих.

— Иван Иванович, вы так интересно рассказываете, что мне просто не терпится узнать про буквы. Не терпится!

— А тебе? — обратился профессор к внуку.

Вовка в ответ утвердительно покачал головой.

— Тогда слушайте историю про буквы. Первые буквы придумали финикийцы, жители древней страны Финикии, расположенной на берегу Средиземного моря. В современном мире эту территорию занимает государство Ливан. Но недостатком финикийского алфавита было то, что в нём были только согласные буквы, обозначающие один звук.

Дружба

Дружили буквы А и Б.

Не разольёт вода.

И Б играла на трубе,

Когда молчала А.

КАК ДРЕВНИЕ ГРЕКИ ИЗМЕНИЛИ АЛФАВИТ

Дети ели мороженое и внимательно слушали.

— Но древние греки добавили в алфавит гласные звуки и изменили направление письма.

— Как это изменили направление? — удивилась Алиса.

— Очень просто. До древних греков финикийцы и египтяне писали справа налево, что было не совсем удобно. А греки изменили направление письма и стали писать слева направо.

— А почему?

— А ты попробуй написать что-нибудь, к примеру, палочки, справа налево.

Алиса достала из кармана мелок и принялась за дело. Каждый раз, когда она выводила новую палочку, предыдущая размазывалась по асфальту ладонью.

— Да! Грязновато! Молодцы древние греки! Не придумай они писать по-другому, в тетрадках было бы, не очень чисто!

Девочка отряхнула руки и села на место.

Звуки и слова

Согласный звук и гласный звук.

Пишу слова из звуков двух.

Из звуков трёх пишу слова.

Вот слово МУ! Вот слова КВА!

ЧЕРЕЗ ТЕРНИИ К ЗВЁЗДАМ

Профессор немного помолчал, поднялся и предложил:

— Друзья мои, давайте пройдемся! Посмотрим неповторимый морской пейзаж, а я продолжу свой рассказ.

Дети послушно встали по обе стороны Кругосветова.

— Чуть позже с греческим письмом познакомились латины, и возникло латинское письмо.

— А где жили латины? — полюбопытствовал Вовка.

Профессор потрепал рукой его рыжие вихры.

— Латины, вернее сказать их племена, жили на территории современной Италии. Многие древние языки исчезли из обихода и стали мёртвыми, а латинским языком люди пользуются до сих пор.

— Ничего себе! А Вы знаете какие-нибудь слова? — Алиса ждала ответа.

Профессор остановился, скрести на груди руки и произнёс:

— Пэр а спэра ад а стра.

— Ух ты! А что это значит? — Вовка в нетерпении прыгал вокруг профессора.

— Через тернии к звёздам, друзья мои!

Латиница

Мне в аптеке написали

На латинице слова.

Ничего не понимаю.

Разболелась голова.

ЯЗЫК МЕДИЦИНЫ

Наши герои подошли к пляжу, и присели на прибрежный песок.

Солнышко покидало небосвод, плавно удаляясь к горизонту.

— А дальше что-то было? — спросила Алиса профессора.

— Безусловно. Безусловно, было. Было очень много интересного.

— Да, погодите вы про дальше, — сказал Вовка. — Мне интересно, кто и где разговаривает на таком красивом латинском языке.

Профессор улыбнулся.

— Я согласен. Латинский язык правда очень красив, несмотря на возраст.

Иван Иванович достал из нагрудного кармана рубашки бумажку и показал мальчику.

— Вот, Владимир, смотри! Тут написано на латинском языке.

Вовка недоверчиво пытался разглядеть непонятную надпись на листке.

— Что это?

— Это медицинский рецепт, написанный на понравившемся тебе языке. А все потому, что латинский язык признан международным языком медицины.

Азбука

Присела азбука на стул.

А из окошка ветер дул.

И вдруг сломалась ножка

У стула, где окошко.

СВЯТЫЕ БРАТЬЯ

Алиса снова задала свой вопрос:

— А дальше, что было дальше?

— Дальше для каждого языка стали формироваться свои алфавиты. Наши предки славяне создали славянскую письменность и алфавит. Первыми создателями старославянского алфавита стали братья Кирилл и Мефодий. Они составили его на основе византийского письма.

— Византийского?

— Византия — это древняя Римская империя, которая находилась на территории современной Италии. Так вот. За то, что Кирилл и Мефодий придумали алфавит, церковь их причислила к лику святых.

— Святых… — тихо повторила Алиса за профессором.

— За долгий срок многое в письменности изменилось, и сейчас мы пользуемся алфавитом, в котором сколько букв?

Дети молчали.

— Эх вы! — пожурил друзей профессор. Запомните! В современном алфавите 33 буквы. А теперь бегом домой! Завтра поговорим о флоре и фауне!

— О чём?

Как мы буквы учили

Мы стали буквы изучать.

Писали их в тетрадь.

Писали, чтобы никогда

Потом не забывать.

Публикации по теме:

Конспект занятия с элементами музыкотерапии «Путешествие детей в страну Музыка» для детей старшего дошкольного возраста Занятие с элементами музыкотерапии в старшей группе Цель занятия: создание условий для развития самостоятельности и творческой активности.

Аппликация «Осенний этюд» для детей старшего дошкольного возраста и для детей начальной школыАппликация «Осенний этюд» для детей старшего дошкольного возраста и для детей начальной школы Воспитатель высшей квалификационной категории Курнина Любовь Владимировна МБДОУ детский сад №54 г. Ковров Владими ской обл. Уважаемые коллеги,.

Готовим детей к школе! Задания и упражнения для развития логического мышления детей старшего дошкольного возрастаГотовим детей к школе! Задания и упражнения для развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста Цель: Использование логических заданий и упражнений - это создание условий для повышения познавательной активности и развитие логического.

Игры по ПДД для детей старшего дошкольного возрастаИгры по ПДД для детей старшего дошкольного возраста В уголке по безопасности дорожного движения можно играть с детьми в различные игры, используя макет дидактической игры, представленный в.

Лэпбук по ПДД для детей старшего дошкольного возрастаЛэпбук по ПДД для детей старшего дошкольного возраста Добрый вечер уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию лэпбук, который я изготовила в рамках проекта «Дети и дорога» Цель: 1. Формирование.

Нейроигры для детей старшего дошкольного возрастаНейроигры для детей старшего дошкольного возраста Мастер-класс «Нейроигры» для детей старшего дошкольного возраста. Калашникова Наталия Геннадиевна. Мастер-класс «Нейроигры» для детей старшего.

Музыкальный КВН для детей старшего дошкольного возрастаМузыкальный КВН для детей старшего дошкольного возраста Цель – порадовать детей встречей с музыкой; Задачи – стимулировать у детей творческие проявления; воспитывать у детей музыкально – художественный.

Проект «Журналисты» для детей старшего дошкольного возраста на тему «Здоровье и безопасность детей дошкольного возраста» Цель: Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Задачи: Закреплять умение соблюдать правила пребывания в детском.

Стихи для детей старшего дошкольного возрастаСтихи для детей старшего дошкольного возраста В продолжение темы радостных дней Когда в прошлый раз я открыла эту тему, совсем не предполагала, что будет продолжение. И вот, совершенно.

Теренкур для детей старшего дошкольного возраста Понедельник. Маршрут 1. Остановка 1. «Птичья столовая». Игра «Покормим птиц» Цель : прививать детям любовь к птицам, учить заботиться о.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Энциклопедия письменности для детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 7 апреля 2022 в 09:26
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Энциклопедия письменности для детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Алла С (УИ 2958126) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД