Алла С
Энциклопедия письменности для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
ПИСЬМЕННОСТЬ
Профессор Кругосветов, как всегда, был занят делом. Его очки сползи на кончик носа, и грозили свалиться прямо на книгу, лежащую на столе перед профессором.
Вовка рядом с дедом пил чай, когда раздался звонок в дверь.
Мальчик открыл дверь. На пороге стояла Алиса и держала в руках цветные мелки.
— Привет! — поздоровалась Алиса с Вовкой. — Пойдём рисовать на асфальте?
— Пойдём! Только деда предупредить надо.
Дети прошли на кухню. Пластинка тут же кинулась к их ногам, чтобы её погладили.
Публикация «Энциклопедия письменности для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
— Здравствуйте, Иван Иванович! — поздоровалась Алиса. — Можно мы пойдём, порисуем на асфальте?
— Конечно. Только подождите, пожалуйста, меня. Я возьму книгу и буду читать во дворе.
— А о чем Ваша книга? — спросила Алиса.
— Об истории письменности, друзья мои.
— Вы нам расскажете об этом?
— С удовольствием, — ответил профессор, и друзья пошли во двор.
Тетрадь
Я торопился на урок,
Искал свою тетрадь.
Куда она без рук, без ног
Сумела убежать?
ДРЕВНЕЕ ПИСЬМО
Во дворе было уютно и зелено. Иван Иванович расположился на скамейке под тенью акации, а дети рядом с цветочной клумбой стали рисовать и слушать профессора.
Иван Иванович поправил очки.
— Вот вы знаете, что такое письмо? — обратился он к детям.
— Письмо моя мама бабушке в телефоне пишет, — ответила Алиса.
Профессор засмеялся.
— Ну, положим, в древние времена телефонов не было. И древние люди писали письма друг другу знаками. Письменность — очень важный этап в истории всего человечества. Для её появления было много причин. Люди хотели общаться, передавать друг другу важную информацию, записывать и запоминать важные моменты своей жизни.
Важная причина
Хотели люди посылать
Друг другу сообщения,
Чтоб друг о друге вспоминать
И звать на день рождения.
РИСУНКИ — ПИКТОГРАММЫ
Птички пели. Дети рисовали. А Иван Иванович продолжал свой рассказ.
— Один из древнейших способов письма — рисунчатый. Называется он пиктография.
— А на чём же писали древние люди? — спросил Вовка.
— Скорее они рисовали, а не писали. Вот как вы сейчас. Древние люди жили в пещерах и рисовали пиктограммы на её стенах.
На рисунках люди изображали сцены из повседневной жизни, и такое письмо называлось наскальной живописью. Такие послания можно встретить в разных уголках земного шара.
Там, где сохранились следы пребывания древнего человека, обязательно можно найти изображения животных и птиц, сцен охоты и сцен из повседневной жизни.
Письма-рисунки
Об охоте и отваге
На папирусной бумаге
Писали люди вместо букв
Костёр, змею, орлиный клюв.
УЗЕЛКИ
У Алисы кончился мелок и она спросила:
— А когда людям нечем было писать? Ну вдруг у них не было мела или карандаша?
— А когда не было ни мела, ни карандаша древние люди отправляли друг другу послания, завязывая узелки на верёвке.
— Как боцман на канате? — сказал Вовка, и дети засмеялись.
— Думаю, верёвочка поменьше была. Такая письменность называлась узелковой и считалась сигнальной. Между прочим, сигнальная система оповещения сохранилась до сих пор. Вот, как вы думаете, что люди делают, когда потеряются в лесу?
— Зовут на помощь?
— А, если помощь далеко?
— Не знаем!
Сигнал SOS
Матрос сигналит слово SOS.
Флажком сигналит SOS матрос.
Спасать корабль спешат друзья
И поднимают якоря.
СИГНАЛЫ. ФАЛЬШФАЕР И МОРЗЯНКА
Иван Иванович поднялся со скамейки и посмотрел на море.
— А, если помощь далеко, люди жгут костры.
— Точно! — сказал Вовка. — На кораблях тоже передают сигналы о бедствии! Только с помощью азбуки Морзе, флажков или фонаря. А рыбаки в непогоду используют ракетницы или фальшфаеры.
— Ничего себе. Откуда ты всё знаешь? И что такое фальшфаер? — спросила друга Алиса.
— Фальшфаер — это такой огонь, который горит даже в воде. Попали, например рыбаки в беду, зажгли фальшфаер, увидели их на большом судне и спасли.
— А почему он так называется?
— Фальшфаер переводится, как фальшивый огонь! — гордо ответил мальчик. — А знаю я это, потому что мне папа рассказывал, когда мы с ним макет парусника собирали.
Алиса посмотрела на друга с уважением.
— А что это за азбука М… Море. ?
— Не море, а Морзе! Эту азбуку придумал американский художник и изобретатель Самуэль Морзе. Это азбука, где буквы закодированы, то есть записаны, как точки и тире. Во время бедствия радист по радиостанции морзянкой подаёт сигнал SOS, и все спешат на помощь. SOS — это сигнал бедствия.
Рыбаки и шторм
Где волна размером с дом,
Рыбаки попали в шторм.
И зажечь спешат они
Все сигнальные огни.
ИЕРОГЛИФЫ
Профессор с любопытством рассматривал рисунки на асфальте.
— Долго люди рисовали друг другу письма? — обратилась к нему Алиса.
— До тех пор, пока не придумали иероглифы. Иероглифы обозначали, как отдельные звуки и слоги, так и целые слова и словосочетания.
— Я видел иероглифы!
— И я, и я видела!
— Где ж вам удалось увидеть древние иероглифы, друзья мои?
— В Египте! — хором ответили дети.
— Верно! Египетское древнее письмо сохранилось на храмах, и гробницах. А еще системой иероглифов пользовались в Китае. Китайские иероглифы записывались не рисунками, а символами.
В китайском письме один иероглиф означает одно слово.
Постепенно люди стали пользоваться более простой системой письма и придумали буквы.
Древнее письмо
Пиктограмма и иероглиф —
Странные словечки.
В пещерах люди рисовали
Зверей и человечков.
ПАПИРУС ИЛИ БУМАЖНЫЙ ТРОСТНИК
Алиса закончила картину, положила мел в коробочку и спросила:
— А люди так и писали письма на скалах и камнях?
— Нет, — ответил профессор. — Люди стали писать на дереве, коже, папирусе и глине.
— Какое слово смешное — папирус, — засмеялся Вовка.
— А вы знаете, что такое папирус?
Дети в ответ промолчали, с любопытством ожидая ответа.
— Папирус — это такое водно-болотное растение семейства осоковых. По-другому оно называется папирусная осока или бумажный тростник. Рос папирус по берегам главной египетской реки, Нила. И из него делали писчий материал — тоже папирус.
В Древние времена растение папирус было символом Египта.
Письмо сестре
Я напишу сестре письмо
Про море и песок.
И пусть письмо летит само
За тридевять дорог.
ПЕРВЫЙ АЛФАВИТ ФИНИКИЙЦЕВ
Профессор снял очки и протёр их носовым платком.
— Думаю, пора пообедать, друзья. А после обеда мы прогуляемся по набережной.
После обеда наши герои вышли на набережную и сели на скамейку, чтобы поесть мороженого. Чайки радостно кричали, приветствуя отдыхающих.
— Иван Иванович, вы так интересно рассказываете, что мне просто не терпится узнать про буквы. Не терпится!
— А тебе? — обратился профессор к внуку.
Вовка в ответ утвердительно покачал головой.
— Тогда слушайте историю про буквы. Первые буквы придумали финикийцы, жители древней страны Финикии, расположенной на берегу Средиземного моря. В современном мире эту территорию занимает государство Ливан. Но недостатком финикийского алфавита было то, что в нём были только согласные буквы, обозначающие один звук.
Дружба
Дружили буквы А и Б.
Не разольёт вода.
И Б играла на трубе,
Когда молчала А.
КАК ДРЕВНИЕ ГРЕКИ ИЗМЕНИЛИ АЛФАВИТ
Дети ели мороженое и внимательно слушали.
— Но древние греки добавили в алфавит гласные звуки и изменили направление письма.
— Как это изменили направление? — удивилась Алиса.
— Очень просто. До древних греков финикийцы и египтяне писали справа налево, что было не совсем удобно. А греки изменили направление письма и стали писать слева направо.
— А почему?
— А ты попробуй написать что-нибудь, к примеру, палочки, справа налево.
Алиса достала из кармана мелок и принялась за дело. Каждый раз, когда она выводила новую палочку, предыдущая размазывалась по асфальту ладонью.
— Да! Грязновато! Молодцы древние греки! Не придумай они писать по-другому, в тетрадках было бы, не очень чисто!
Девочка отряхнула руки и села на место.
Звуки и слова
Согласный звук и гласный звук.
Пишу слова из звуков двух.
Из звуков трёх пишу слова.
Вот слово МУ! Вот слова КВА!
ЧЕРЕЗ ТЕРНИИ К ЗВЁЗДАМ
Профессор немного помолчал, поднялся и предложил:
— Друзья мои, давайте пройдемся! Посмотрим неповторимый морской пейзаж, а я продолжу свой рассказ.
Дети послушно встали по обе стороны Кругосветова.
— Чуть позже с греческим письмом познакомились латины, и возникло латинское письмо.
— А где жили латины? — полюбопытствовал Вовка.
Профессор потрепал рукой его рыжие вихры.
— Латины, вернее сказать их племена, жили на территории современной Италии. Многие древние языки исчезли из обихода и стали мёртвыми, а латинским языком люди пользуются до сих пор.
— Ничего себе! А Вы знаете какие-нибудь слова? — Алиса ждала ответа.
Профессор остановился, скрести на груди руки и произнёс:
— Пэр а спэра ад а стра.
— Ух ты! А что это значит? — Вовка в нетерпении прыгал вокруг профессора.
— Через тернии к звёздам, друзья мои!
Латиница
Мне в аптеке написали
На латинице слова.
Ничего не понимаю.
Разболелась голова.
ЯЗЫК МЕДИЦИНЫ
Наши герои подошли к пляжу, и присели на прибрежный песок.
Солнышко покидало небосвод, плавно удаляясь к горизонту.
— А дальше что-то было? — спросила Алиса профессора.
— Безусловно. Безусловно, было. Было очень много интересного.
— Да, погодите вы про дальше, — сказал Вовка. — Мне интересно, кто и где разговаривает на таком красивом латинском языке.
Профессор улыбнулся.
— Я согласен. Латинский язык правда очень красив, несмотря на возраст.
Иван Иванович достал из нагрудного кармана рубашки бумажку и показал мальчику.
— Вот, Владимир, смотри! Тут написано на латинском языке.
Вовка недоверчиво пытался разглядеть непонятную надпись на листке.
— Что это?
— Это медицинский рецепт, написанный на понравившемся тебе языке. А все потому, что латинский язык признан международным языком медицины.
Азбука
Присела азбука на стул.
А из окошка ветер дул.
И вдруг сломалась ножка
У стула, где окошко.
СВЯТЫЕ БРАТЬЯ
Алиса снова задала свой вопрос:
— А дальше, что было дальше?
— Дальше для каждого языка стали формироваться свои алфавиты. Наши предки славяне создали славянскую письменность и алфавит. Первыми создателями старославянского алфавита стали братья Кирилл и Мефодий. Они составили его на основе византийского письма.
— Византийского?
— Византия — это древняя Римская империя, которая находилась на территории современной Италии. Так вот. За то, что Кирилл и Мефодий придумали алфавит, церковь их причислила к лику святых.
— Святых… — тихо повторила Алиса за профессором.
— За долгий срок многое в письменности изменилось, и сейчас мы пользуемся алфавитом, в котором сколько букв?
Дети молчали.
— Эх вы! — пожурил друзей профессор. Запомните! В современном алфавите 33 буквы. А теперь бегом домой! Завтра поговорим о флоре и фауне!
— О чём?
Как мы буквы учили
Мы стали буквы изучать.
Писали их в тетрадь.
Писали, чтобы никогда
Потом не забывать.