Ольга Гребенникова
Эмпатия
▼ Скачать + Заказать документы
Эмпатия – способность сопереживать. В литературе можно встретить такое утверждение, что эмпатия – это «осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека без потери ощущения внешнего происхождения этого переживания». Соответственно, эмпат - это человек с развитой способностью к эмпатии.
Насчет «осознанного сопереживания» утверждать не правильно. На данном уровне исследований учеными установлено, что в голове у человека есть группа нейронов, названных «зеркальными» за их особенные свойства к запоминанию. Они эмитируют возбуждение, когда человек воспринимает органами чувств действия других субъектов.
Темочки:
Эта способность воспринимать извне важно особенно важна на раннем этапе развития человека. Таким образом маленький ребенок обучается. Правда, обучается как хорошему, так и плохому. Пример «плохого» обучения: если по дороге с ребенком мама пугается большой собаке, то и ребенок в будущем станет испытывать страх при виде собаки.
Человек социальное существо. И здесь эмпатия играет определенную роль. Мы непроизвольно начинает подражать кумирам и также доля негативщины, если человек надолго в нее погружается, также может дать о себе знать. В частности, не все люди из мест заключения продолжают жизнь на воле, как раньше.
Почему же, кто в большей, кто в меньшей степени эмпат? Уровень развития эмпатии у людей разный, но практически каждый человек обладает способностью сопереживать от лёгкого эмоционального отклика, до полного погружения в мир чувств партнёра по общению.
Вспомнить об этом меня побудил случай в театре.
Так уж повелось, после третьего звонка, всегда появляется запоздалый зритель и начинает пробираться на свое последнее место через весь заполненный людьми ряд. Так случилось и в тот день. Когда молодая пара протискивалась по узкому проходу, пожилая женщина сделала замечание парню, который оказался моим соседом, заняв кресло зрителя рядом со мной. Его девушка поинтересовалась, что произошло. Прилично одетый юноша, пожаловался ей в раздраженно обидчивой манере:
- Какая-то старушка отчитала меня, обозвав бескультурным, что я не так прохожу. Оказывается надо идти передом к людям. Я хожу в театры, считаю себя культурным человеком, а тут меня оскорбили. -
Мне стало искренне жалко парня, разгоряченного негативными эмоциями, и за минуту до открытия занавеси я попыталась его успокоить дипломатическим образом, в свойственной мне манере психолога-консультанта. Попросила, не обижаться на наше поколение, ведь нам раньше со школы прививали азы культурного поведения в отличие от современной образовательной системы. То, что для нас само собой разумеющее, приводит к конфликту во взаимопонимании с молодежью. Просто не все возрастные люди понимают, что причина «отцов и детей» кроется еще и в системе образования.
Напряжение у парня спало, и он уже спокойным тоном заверил меня:
- Да, я не обижаюсь. Спасибо за понимание. Просто зацепило, - бросил он на меня благодарный взгляд за поддержку.
В антракте молодой человек уже проходил вдоль ряда, как и положено по этикету.
По дороге домой, я думала:
- Вот решила отдохнуть в театре, а пришлось и здесь поймать себя на мысли, что я психолог, которому всегда приходится смягчать острые углы в отношениях и лечить душу. Накладывает ли профессия отпечаток на образ мышления и на отношение к окружающим? Может мы выбираем свое профессиональное направление, исходя из своего предназначения или генетического набора зеркальных нейронов в головном мозге? -