широбокова ольга
Эмоциональные особенности поведения детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Маленький ребенок способен выражать множество эмоций : удивление, радость, страх, восторг, и др. Эмоциональное поведение малыша имеет ряд особенностей, отличающих его от детей старшего возраста и тем более от взрослых.
1. Эмоции у маленьких детей очень неустойчивы (улыбка моментально может смениться слезами,ребенок еще не умеет их скрывать и контролировать; эмоции возникают спонтанно, и, соответственно,ребенок ведет себя импульсивно.
2. Малыш эмоционально живет в настоящем, немедленно реагируя на текущие события.
Публикация «Эмоциональные особенности поведения детей раннего возраста» размещена в разделах
- Младшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2020
3. Эмоции ребенка привязаны к ситуациям. Он сильно переживает по поводу ухода мамы, но потом может легко заинтересоваться новой игрушкой.
4. Ребенку пока очень сложно обозначать словами переживания.
5. Эмоции маленького ребенка ярки и часто противоречивы. Особенно отчетливо это проявляется в ситуации выбора: из двух предложенных игрушек после некоторых колебаний он выбирает одну и через 1-2 минуты уже жаждет играть с другой. Сделать выбор ребенку в этом возрасте еще чрезвычайно трудно.
6. Наиболее яркие эмоциональные переживания случаются у ребенка по поводу удовлетворения непосредственных желаний. Чем больше трудностей при их выполнении, тем сильнее эмоциональная вспышка, особенно если малыш хотел выполнить что-либо самостоятельно. В этот момент ему нужна поддержка взрослого. Ребенку необходимо дать возможность выразить свои отрицательные эмоции, это важная часть его развития и взросления. Не следует пытаться сразу же гасить отрицательные переживания и тем более эмоционально реагировать на аффективные вспышки малыша, случившиеся не к месту и не вовремя. Типичный пример: мама с ребенком входят в метро, тот, видя, что все места заняты, начинает капризничать требовать себе отдельное место. Мать спокойно говорит, что, поскольку свободных мест нет, можно сесть на пол. Ребенок от неожиданности резко прекращает «показательные выступления».
7. Особый источник как положительных, так и отрицательных эмоций – общение со сверстниками. В 2 года ребенок еще насторожен при приближении сверстников, а в 3 года дети могут заражаться эмоциями друг друга : прыгать, визжать, хохотать и пр. Также ребенок может стремиться к общению со сверстниками и в то же время испытывать неуверенность при непосредственном контакте с ними.
8. Маленькому ребенку в этом возрасте еще очень трудно адекватно реагировать на эмоции других людей. Общаясь с детьми, ребенок руководствуется только своими желаниями, не учитывая желания другого. Он может еще проявлять сопереживание и сочувствие. Этому могут научить только взрослые. Например, ребенок бросает куклу, привлекая внимание мамы своим поведением. «Ей плохо,она плачет»,- мать берет на руки растрепанную игрушку, качает, баюкает ее. И ребенок переживает те эмоции, которые демонстрирует ему мать (с помощью мимики и интонаций).
9. Ребенок учится эмоционально реагировать на различные ситуации на примере родителей. Если при малейшей неприятности мать впадает в панику, начинает излишне эмоционировать, то ребенок в аналогичных ситуациях будет поступать так же.
10. Ранний возраст- это время формирования первых привязанностей, симпатий и антипатий. С одним человеком ребенок будет скован и боязлив, с другим – весел и подвижен.
11. Эмоции в раннем возрасте – показатель не только физического, но и психического здоровья. Депрессивный, печальный либо слишком агрессивный ребенок – тревожный признак для родителей.
12. Уже в раннем возрасте дети сильно отличаются друг от друга по эмоциональной впечатлительности. Одни более чувствительны к ситуации, другие могут проявлять «эмоциональную тупость». Одни легко выражают свои отрицательные, так и положительные эмоции в поведении, другие испытывают напряжение, сдерживают свои порывы. Эти индивидуальные особенности связаны с темпераментом ребенка.