Лора Кротова
Эмоциональное развитие детей
▼ Скачать + Заказать документы
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ Д ЕТЕЙ
Физическому и речевому развитию ребенка способствуют и изменения в эмоциональной сфере. Меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими. Способность ребенка сознавать и контролировать свои эмоции возрастает, как и понимание поведения, что такое «хорошо» и «плохо». Взрослым надо хорошо представлять себе, чего следует ожидать от детей, иначе появятся неверные оценки, не учитывающие возрастные особенности ребенка. Идеальное отношение взрослого к малышу – это постепенное подстраивание под эмоциональное развитие и становление личности ребенка. Взрослому чрезвычайно важно убедиться, что он знает, как расширяются внутренний мир и сфера познания детей. Это позволит оценивать ситуацию с точки зрения ребенка.
Публикация «Эмоциональное развитие детей» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
ЛИЧНОСТЬ РЕБЕНКА Ребенок – это такая же личность, как и взрослый. Различия между детьми можно обнаружить с самых первых дней жизни. Поскольку личность ребенка возникает и развивается с самого раннего возраста, зависимость между поведением взрослых и детей играет важную роль в том, чтобы жизнь и тех и других была легче и приятнее. При разладе жизнь может осложниться. Например, если в обращении взрослого с малышом много шуточной возни и игр, это очень хорошо для детей, любящих движения и развлечения. Однако если ребенок очень чувствительный и нервный, такое обращение может раздражать его. Некоторые взрослые считают, что ребенок должен большей частью тихо сидеть, и это будет правильно в отношении флегматичного и сонливого малыша, но кому-то может и не нравиться такая слабая реакция ребенка на окружающий мир. Дети разные, как и взрослые, поэтому взрослым надо побольше знать о детях.
УРАВНОВЕШИВАНИЕ ПОТРЕБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ Забота о детях – дело хлопотное и трудное. Даже у тех, кто любит детей, случаются дни, когда терпение и понимание иссякают. Подчеркивать значение чуткости взрослых к малышу – это не значит отказываться от своих чувств и желаний, но часто бывает, что у большинства взрослых их желания и точка зрения перевешивают. Однако уход за ребенком более приятен и менее труден, если уважать его потребности и настроения. Многие взрослые, например, считают, что дети должны терпеть и даже быть благосклонными к внезапному вниманию совершенно незнакомых людей. Если же к вам подойдет незнакомый взрослый очень близко, улыбнется и попытается коснуться, то вашей реакцией будет скорее всего уклониться. Так и дети часто выходят из равновесия из-за неправильного обращения с ними. Очень часто потребности взрослых и детей совпадают. Это – время радости.
В остальных же случаях напряженности удается избежать, если взрослый станет помнить о том, что у ребенка могут быть свои потребности. На какой-то период взрослому придется мириться с тем, что потребности ребенка не оставят много времени для его взрослых дел, но не следует думать, что ребенок непоседа или испорчен. Малыш научится проводить время, радуясь своим занятиям, если мы поселим в нем уверенность, что наши внимание, помощь и одобрение будут отдаваться ему при необходимости. Поведение маленьких детей часто меняется от одной крайности к другой. При трудностях и стрессах он будет льнуть к близкому или знакомому человеку, ища поддержки. В другое время малыш упрямится и сердится на взрослого, когда хочет что-то сделать сам или же когда ему что-то запрещают. Такие внезапные перемены в поведении ребенка вносят большой разлад в его отношения со взрослым, особенно если взрослый не знает, что подобное непостоянство – нормальное явление для малыша.
СПОСОБНОСТЬ ИГРАТЬ «ПРАВИЛЬНО» Детское поведение в игре точно также характеризует личность малыша. Дети разнятся в своих желаниях играть в одиночку или же в группе. Малыши могут питать большой интерес к старшим детям: смотреть на них, вызывая тем самым их раздражение или утаскивать игрушки. В раннем возрасте дети, например, не могут уяснить, что когда строителе сверлят стены, это нормально, но во всех остальных случаях неприемлемо, (ковырять, стучать по стенам детям нельзя, или что при ремонте можно красить стены, но детям нельзя рисовать на них. Способность к подражанию еще опережает способность понимать, что «это можно, если….».
ПОНИМАНИЕ ОПАСНОСТИ Дети могут очень любопытными, физические возможности детей могут завести их в беду с ужасающей быстротой. Дети часто не понимают, что запрещенные занятия могут принести вред им самим или кому-то еще. Малышам просто в голову не приходит, что они могут физически пострадать в результате своих действий, то есть пока ребенок лазает, прыгает и т. д. успешно, ему незнаком страх падения. Детей младших возрастов – до пяти, а тем более до трех лет, надо оберегать от свойственного им ограниченного понимания возможных опасных последствий их собственных действий. Взрослым бесполезно сердиться за это на детей – ребенок просто не понимает, что «можно упасть и ушибиться», поскольку «можно» значитдля него не более, чем «опасность». Реакции взрослого вроде «А что я говорил? (говорила)» одинаково бесполезны и неразумны, так как эмоции малыша в тот момент отданы испугу и боли. Ему нужно утешение, а не критика. Взрослые помогут ребенку развить внимание к себе, постепенно воспитывая навыки поведения в опасных ситуациях: обучая, как правильно переходить дорогу, пользоваться острым ножом, быть
осторожным с огнем и т. д. тут не должно быть прямого скачка от «Нет, нельзя» к «Думаю, что я позволю тебе сделать это самому».
ПОНИМАНИЕ БОЛИ И ОГОРЧЕНИЯ ДРУГИХ Другим аспектом понимания опасности является риск причинить кому-то вред своими действиями. Дети усваивают, что нельзя махать палкой или швырять камни до того, как поймут, что это ведет к синякам и травмам. Малышам свойственно также ограниченное понимание физических и эмоциональных ощущений других людей. Ребенок часто причиняет физическую боль окружающим, потому что не понимает, что шлепнуть, стукнуть или толкнуть другого – это так же больно, если это сделают с ним. Очень важно научить малышей не драться и не кусаться. Однако они так плохо понимают, что другим больно, что выглядят озадаченными, когда их просят подумать о ком-то. Но малыш усваивает, что взрослым не нравятся драки и что после такого инцидента их внимание и утешения достаются пострадавшему. Понимание постепенно развивается и к четырем – пяти годам ребенок часто утешает и защищает пострадавших или заболевших.
ПОНИМАНИЕ ТОГО, КАК ДЕЛИТЬСЯ С ДРУГИМИ Малыши живут в основном в настоящем времени. В раннем возрасте проявляются признаки запоминания, а значит обучения на опыте прошлого. Ребенок помнит, где лежит игрушка, печенье, и т. д. Часто сиюминутное желание может взять верх над тем, что ребенок усвоил раньше. Большого труда стоит исполнение просьбы взрослого «подождать немного». С точки зрения ребенка, если хочется, то «вынь да положь!». Но если взрослые терпеливы, можно убедить ребенка подождать или удовлетворить его потребность какой-то заменой. Однако замена вряд ли заставит его ждать спокойно, пока взрослый закончит свое дело, а другой ребенок наиграется с желанной игрушкой. Дети обычно проявляют терпение, если взрослые помогают им дождаться, пообещав, например, «Возьмешь самокат, когда он покатается», - и проследив, чтобы обещание было выполнено. Если ребенок понимает «подождать» как «не получить», то у него не появляется стимула сдерживать свои сиюминутные желания, и ребенок пытается отнять понравившуюся игрушку. Дети раннего возраста не могут делиться искренне. Ребенок может отдать игрушку взрослому по его просьбе, а тот передаст ее другому малышу, однако первый взаимодействует со взрослым, а не делится со вторым ребенком. При наличии соответствующего опыта, ребенок может научиться делиться в возрасте около трех лет. Ему нужно узнать разницу между своим и чужим имуществом, усвоить, что его вещи возвращаются ему, а чужие нет, но он может играть с ними, как и другие дети. Только эти игрушки ему не принадлежат. Однако понимание того, как делиться с другими, не возникает, как и многое другое, автоматически, само по себе. Если опыт ребенка говорит, что «поделиться» с другими означает, что его игрушку не вернут, или вернут сломанной, то он станет противиться просьбам взрослых. Поэтому взрослым надо внимательно относиться к тому, что они требуют от ребенка. Мы просим детей «поделиться своими игрушками с товарищами, с братьями и сестрами. Правила тут таковы, что игрушки возвращаются, значит мы говорим об одолжении. в группах детского сада мы просим «поделиться» игрушками, которые никому лично не принадлежат, – это означает соблюдать очередность. А когда мы говорим: «поделись конфетой», тут конфеты сугубо личное владение ребенка, и он не получит их назад, поэтому мы просим просто отдать. Эти типы поведения ребенку трудно усвоить. Взрослые могут помочь ребенку, оценивая свои различные просьбы и избегая эмоционального давления вроде : «Тебе надо научиться делиться с другими!» или «Не жадничай, поделись!»
ПРЕДЕЛЫ «ХОРОШЕГО ПОВЕДЕНИЯ РЕБЕНКА К трем годам эмоциональное развитие ребенка достигает такого уровня, что он может вести себя образцово. Они более способны играть вместе в игрушки и фантазийные игры, чем дети помладше. Они также более способны сотрудничать между собой, помогать взрослым и в какой-то мере быть чуткими к чувствам других. Однако дети на всегда ведут себя таким образом. Как и взрослые, они порою не хотят сотрудничать или заботиться о других. У малышей нередки проявления недовольства в виде слез, истерик и крика. Хотя для более старших истерики не так характерны, как для младших, у них сильны самоощущение и желание независимости. Если четырехлетний в споре аргументирует с помощью речи, ему незачем впадать в истерику. Но если взрослый не ответит малышу на его вопрос: «А почему я должен?» - то может случиться и срыв. Если четырехлетний ребенок очень устал или перенес полный напряжения день, его поведение скорее напомнит поведение ребенка более младшего возраста. Это сигнал взрослому, что в данный момент на ребенка навалилось слишком много, чтобы он мог вытерпеть. Ему вероятно нужны утешение, ласка и возможность некоторое время вести себя так, если бы он был младше. Дети очень разные в поведении друг с другом. Четырехлетний может играть с другими детьми в коллективные и фантазийные игры. Он способен усвоить правило очередности – с любимой игрушкой или в настольной игре, где нужно делать ходы. Дети могут проявлять заботу о младших или животных и сочувствие к обиженным. Но у всех детей разные личности, и их опыт определяет восприятие мира и людей (одни дети более отзывчивы, чем другие). И пока жизнь ребенка, его окружение, поведение других детей и взрослых оказывают существенное влияние на его поведение. Главная цель воспитания и обучения ребенка в первые годы жизни – это выработка поведения, которое будет приемлемо в семье и за ее пределами. А это зависит от того, как взрослые и другие дети относятся к ребенку и как взрослые справляются с неприятными аспектами развития детей в период до пяти лет.