Алёна Артёмовна Шенкнехт
Элементы логопедической ритмики на музыкальных занятиях как средство развития общей моторики
▼ Скачать + Заказать документы
Музыка – одно из ярких и эмоциональных видов искусства, наиболее эффективное и действенное средство воспитания детей. Она помогает полнее раскрыть способности ребенка, развить слух и чувство ритма, научить его правильно воспринимать язык музыкальных образов.
Публикация «Элементы логопедической ритмики на музыкальных занятиях как средство развития общей моторики» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Логоритмика. Логоритмические занятия
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Ритмика и ритмопластика
- Хореография, ритмика. Конспекты занятий
- Темочки
Приобщение малышей к музыке идет различным путем. В сфере музыкально-ритмической деятельности оно происходит посредством доступных и интересных упражнений, музыкальных игр, танцев, хороводов, помогающих ребенку лучше почувствовать и полюбить музыку, проникнуться ее настроением, осознать характер произведения, понять его форму, выразительные средства.
В свою очередь движения помогают ребенку полнее воспринимать музыкальный образ произведения. Музыка способствует выразительности движений. В этом взаимодействии музыка занимает ведущее положение, движения же становятся своеобразным средством выражения художественных образов.
В последнее время увеличился процент воспитанников детских садов, имеющих отклонения в речевом развитии. У современных дошкольников, чаще всего, наблюдается комплексное недоразвитие речевых компонентов, нежели нарушение отдельного структурного компонента речи.
У многих детей нарушения звукопроизношения осложняются дизартрией, которая проявляется как вялость, малоподвижность артикуляционного аппарата, повышение или понижение мышечного тонуса и т. д.
Поэтому проблемы оказания коррекционной помощи детям дошкольного возраста особенно актуальны. В настоящее время в дошкольной образовательной организации (далее – ДОО) имеются группы комбинированной направленности, работа в которых требует от специалистов умения организовать общеразвивающую и коррекционную работу, как с детьми нормы, так и с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Цель: развитие общей моторики дошкольников на музыкальных занятиях посредством логопедической ритмики.
Задачи:
Обогащать музыкальные впечатления детей, создавать радостное настроение;
Учить детей ритмично двигаться, совершенствовать координацию движений в соответствии с различным характером музыки, ориентироваться в пространстве;
Улучшать качество выполнения основных движений, повышать их четкость, выразительность;
Развивать у детей функциональные системы, познавательные психические процессы: слуховое и зрительное внимание, слуховую и зрительную память, произвольное внимание в целом, процессы запоминания и воспроизведение речевого и двигательного материала;
Воспитывать положительные качества личности: доброжелательность, отзывчивость, способствовать развитию творческих способностей.
Таким образом, музыкально-ритмическая деятельность направлена на воспитание у каждого ребенка эстетических, физических, нравственных и умственных качеств. Все это возможно только при правильной организации этого процесса, умелом планировании и целесообразном подборе художественного, доступного (для каждого возраста) и педагогически оправданного репертуара.
Основоположник «Метода ритмической гимнастики» - швейцарский педагог и музыкант Эмиль Жак-Далькроз (1865 – 1950). Регулятором движения Э. Жак-Далькроз сделал музыку. Ученики должны упражняться в координации своих движений под музыку, поскольку именно в музыке имеется идеальный образец организованного движения. Музыка регулирует движение и дает четкое представление в соотношении между временем, пространством и движением. При помощи сочетания ритма, музыки и движения Далькоз решил задачу «воспитания ритма при помощи ритма», а затем, используя специально подобранные упражнения, развивал у детей, начиная с дошкольного возраста, музыкальный слух, память, внимание, ритмичность, пластическую выразительность движений. Ритмика по системе Э. Жак-Далькроза, основанная на принципе доступности, есть одно из средств борьбы с аритмией, разрушающим образом действующей на психофизическую и общественную жизнь человека.
Логопедическая ритмика для профилактики заикания у детей в России начала применяться в 1950-1970 гг. В последствии логопедическая ритмика приобрела более широкое применение, охватив все виды детей с ОВЗ.
В настоящий момент логопедическая ритмика является одним из разделов логопедии и коррекционной педагогики.
Занятия логоритмикой способствуют физическому развитию детей : совершенствуется координация движений, улучшается осанка, повышается жизненный тонус, что создает у ребенка бодрое, радостное настроение и благоприятно сказывается на состоянии организма в целом.