Приложение МААМ

Элементарные опыты и игры-экспериментирования «Измерения» в старшей группе

Николаичева Ирина
Элементарные опыты и игры-экспериментирования «Измерения» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы

Организация опытно – экспериментальной деятельности детей.

Элементарные опыты и игры – экспериментирования на тему

«Измерения»

в старшей группе.

Воспитатель Николаичева И. А.

Базовая образовательная область: познавательное развитие.

Цель. Развитие сенсорных способностей ребенка в плане измерения характеристик предметов окружающего мира и исследовательских навыков.

Задачи.

Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.

Публикация «Элементарные опыты и игры-экспериментирования „Измерения“ в старшей группе» размещена в разделах

Развивать умения обследовать предметы с разных сторон.

Формировать представления детей о мерке как способе измерения длины, объема, веса.

Формировать понимание принципов взвешивания, расширить представления о тяжелом и легком весе.

Познакомить детей с простейшими измерительными приборами (линейкой, сантиметровой лентой, различными видами весов, объемными мерками с делениями).

Научить способам использования измерительных приборов.

Развивать умения выдвигать гипотезы, делать выводы.

Воспитывать интерес к познанию, любознательность.

Развивать речь, активизировать словарь, обогатить словарный запас новыми словами, обозначающими приборы и единицы измерения.

Развивать умение договариваться друг с другом для решения общей задачи.

Виды детской деятельности: познавательно – исследовательская, коммуникативная, игровая.

Форма работы: экспериментирование.

Планируемые результаты. Интересуется новым в окружающем мире; задает вопросы; принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе; имеет разнообразные впечатления о предметах окружающего мира; умеет поддержать беседу, высказывает свою точку зрения, проявляет любознательность, интерес к исследовательской деятельности, экспериментированию, активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и другими детьми.

Материалы и оборудование.

Мультимедийные средства обучения, фигурки персонажей книги Г. Остера «38 попугаев» для обозначения зон деятельности, линейка, измерительная лента, детские баланс весы с двумя чашами, безмен, напольные весы предметы для взвешивания, бананы, два кувшина разной формы, стакан (условная мерка объема, мерный кувшин, тазики для воды, три тарелки с крупой (не больше пяти ложек в каждой, три пустые тарелки, столовые ложки как условная мерка сыпучих веществ, мелкие игрушки для счета, палочки.

Организация образовательного пространства.

В группе организуются четыре зоны для исследовательской деятельности: зона измерения длины, массы, объема жидкости, объема сыпучих веществ. Каждая зона отмечена фигуркой персонажа книги Г. Остера «38 попугаев».

Зона 1: располагается в центре группы (на ковре, включает фигуру Удава, линейку, измерительную ленту.

Зона 2: организуется на столе, включает фигуру Слоненка, детские баланс весы с двумя чашами, безмен, напольные весы, предметы для взвешивания.

Зона 3: организуется на столе, включает фигуру Мартышки, мерный сосуд, кувшины разной формы.

Содержание организованной деятельности детей.

Создание проблемной ситуации

Воспитатель.

В одном африканском лесу жили-были удав, мартышка, слоненок и попугай.

Вот и наши герои.

Я думаю, вы с ними хорошо знакомы. Узнали?

Книгу о них написал Григорий Остер. А несколько самых знаменитых сказочных историй про слонёнка, попугая, удава и мартышку стали мультфильмами. Помните, каждое утро они встречались и затевали новую игру. Поэтому им никогда не было скучно. Этим утром у каждого из них появилась своя проблема и я боюсь, что сегодня без нашей помощи они не обойдутся.

Давайте попробуем им помочь. Для этого я предлагаю вам прямо сейчас отправиться в научно-исследовательскую лабораторию измерений.

Экспериментирование в ЗОНЕ 1.

Измерение длины.

Постановка исследовательской задачи.

Воспитатель рассказывает, что Удав захотел измерить свой рост.

Как это было в мультфильме вы помните? (ответы детей).

Сначала стал измерять длину Удава своими шагами Попугай, потом Слоненок и Мартышка.

Давайте попробуем измерить нашего Удава в Машах, Сашах, Димах….и посмотрим, что получится у нас.

Выполнение эксперимента.

Воспитатель рассказывает, что длины часто измеряют тем, что всегда при себе: шагами, ладонями, ступнями, локтями, саженями, пядями и т. д. показывает, как можно измерить длину. Затем дети самостоятельно измеряют длину Удава на полу.

Когда мы что-то измеряем, мы сравниваем это с какой-то постоянной величиной, с метром. Эта постоянная величина называется единицей измерения. Вот такой длины один метр.

На этом столе в лаборатории находятся предметы для измерения длины. Какие из этих предметов вам знакомы и что ими можно измерять? (сантиметровая лента, рулетка, линейка). Воспитатель вместе с детьми измеряет длину Удава рулеткой.

Фиксирование результатов эксперимента.

Вывод 1. Величины рук, ладоней и ступней у разных людей существенно отличается, поэтому единица, основанная на пропорциях тела какого-либо одного человека (условная мерка, будет отличаться от такой же единицы, основанной на пропорциях другого человека.

Вывод 2. Единая система мер позволяет не только определить длину чего-либо, но и сравнивать полученные результаты измерения.

Зависимость результата измерения от величины мерки.

Воспитатель измеряет шагами какое-нибудь расстояние. Затем-то же расстояние измеряют своими шагами дети. Получаются разные результаты. Как это объяснить: расстояние одно и то же, а результаты измерения — разные?

Дети должны догадаться, что разные результаты получаются из-за того, что у воспитателя шаги большие, а у них — маленькие. Чем больше шаг, тем меньше их получается.

Рулеткой можно измерить не только рост, но и все, что попадется на глаза. Если ребенок уже знаком с числами, можно попросить его измерить длину комнаты, ширину дивана, высоту стола. Если же еще не знаком, то можно пользоваться характеристиками длинный — короткий, высокий — низкий и т. п.

Экспериментирование в ЗОНЕ 2.

Выставка весов.

Постановка исследовательской задачи.

Что же за измерительные приборы находятся на этом столе в лаборатории? (весы). Весы – это прибор для измерения веса. Вес измеряется в граммах и килограммах.

- Где вы можете встретить такие весы? (ответы детей).

- У каждой хозяйки имеются особенные весы – безмен (взвешиваем сумку с яблоками)

- А если мы захотим измерить массу нашего тела, с помощью каких весов мы сможем это сделать? (находят электронные напольные). Предлагаю всем по очереди встать на весы, взвеситься.

А теперь давайте выясним, какой же вопрос возник у нашего Слоненка, и как мы можем ему помочь.

Слоненок принес три банана для своих друзей, но очень боится, что на него обидятся, если кому-то достанется больше, а кому-то меньше.

Ну конечно, ему трудно определить вес, ведь у него же нет весов. А у нас есть! Как мы поступим?

Выполнение эксперимента.

Какой прибор поможет нам сравнить предметы по массе? (Весы.)

Воспитатель вместе с детьми проводят взвешивание на баланс весах.

Фиксирование результатов эксперимента.

Вывод 1. Когда мы говорим «легче» или «тяжелее», имеем в виду свойство предметов, которое называется - масса. Весы - прибор, который помогает нам сравнить предметы по массе.

Вывод 2. Система определения веса предметов очень удобна, она позволяет сравнивать результаты. Уравнять вес на весах можно добавляя или убирая предметы.

Дети должны предложить два варианта решения:

1. Положить два банана на чашки весов, сравнить вес и уравнять количество, уменьшая больший вес.

2. Взвесить каждый банан при помощи разновесов.

Экспериментирование в ЗОНЕ 3.

Объем воды.

Постановка исследовательской задачи.

Идёмте дальше по лаборатории. Что же случилось у нашей Мартышки? Она собралась на речку за водой и не знает, какой кувшин ей взять, в каком она принесет больше воды.

Подходим к столу с сосудами. Воспитатель заполняет до краёв оба кувшина подкрашенной водой, переливая её из большой посуды.

- Чем отличаются кувшины? (один – узкий, другой – широкий).

В какой кувшин вошло больше воды?

Не знаем. - А что нужно сделать, чтобы узнать?

Надо измерить.

Выполнение эксперимента.

- Чем измерить? (мерным стаканом).

Объём жидкости измеряют стаканом (условной меркой). Дети наливают воду из кувшина в стакан и считают число стаканов, потом сравнивают результаты.

А как еще можно справиться с заданием?

Можно воспользоваться мерной посудой. Мерной называют посуду, применяемую для измерения объема жидкости. Чтобы отмерить нужный объем жидкости, ее наливают в мерный цилиндр до тех пор, пока нижний мениск не достигнет уровня нужного деления.

Фиксирование результатов эксперимента.

Вывод: хотя кувшины разные по форме, воды в них оказалось поровну, одинаково. И узнали мы об этом, когда измерили воду мерным стаканом и при помощи условной мерки.

Дети должны предложить два варианта решения:

1. Измерение объема жидкости при помощи условной мерки (стакана) последовательным отливанием воды.

2. Измерение объема жидкости при помощи мерной посуды.

Экспериментирование в ЗОНЕ 4

Объём сыпучих веществ.

Постановка исследовательской задачи.

А как дела у нашего Попугая. Я вижу он приготовил крупу, чтобы покормить птиц. Он хочет знать, сколько птиц он может пригласить к каждой тарелке, если каждая съедает 1столовую ложку крупы?

Выполнение эксперимента.

- Как вы думаете, что для этого надо сделать? (измерить крупу).

- Чем мы будем измерять? (столовой ложкой)

(демонстрация приемов измерения крупы условной меркой)

- В качестве измерения мы будем использовать столовую ложку. Столовая ложка – это условная мерка.

- Каждый раз, когда отмерили полную мерку, надо выставлять фишку, чтобы не сбиться со счета.

(Практическое задание – самостоятельное применение детьми приемов измерения)

- Сейчас вы будите самостоятельно измерять крупу у вас в посуде. Не забывайте правило измерения. Приступаем к работе.

Фиксирование результатов эксперимента.

Вывод: Объём сыпучих веществ можно измерить с помощью мерной ложки.

Прежде чем приступить к измерению количества крупы, надо запомнить правило измерения (Показ).

- Мерка должна быть полной, вровень с краями, без горки, но и не меньше края мерки. Если вы набрали крупу с горкой, аккуратно ссыпьте ее палочкой обратно. Если меньше – еще раз наберите. Запомните! Результат измерения зависит от правильного, точного заполнения мерки.

Самостоятельное экспериментирование.

Вывод: Мы сегодня с вами убедились, что измерительные приборы помогают нам точно выполнить измерения, и помогли своим друзьям из мультфильма.

Дети самостоятельно экспериментируют в любой зоне. Кроме предложенных вариантов детям предлагается взвесить и сравнить, что им хочется.

Публикации по теме:

Эксперименты и опыты с водой и воздухом в старшей группеЭксперименты и опыты с водой и воздухом в старшей группе «Эксперименты и опыты с водой и воздухом». Экспериментирование в старшей группе, как и во всех других, должно быть организовано в качестве.

Центр природы и экспериментирования в старшей группеЦентр природы и экспериментирования в старшей группе Как известно, экспериментирование в ДОУ является важной частью образовательного процесса, особенно у старших дошкольников. Поэтому данному.

Игры-экспериментирования для детей старшей группы Игры - экспериментирования для детей старшей группы КАРТОТЕКА ИГР-ЭКСПЕРИМЕНТОВ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ Подводная лодка из винограда Возьмите.

Конспект игры-экспериментирования во второй младшей группе «Путешествие капельки» Конспект игры - экспериментирования во второй младшей группе по теме «Путешествие капельки» Автор конспекта: Лобачева Наталья Александровна,.

Конспект образовательной деятельности в старшей группе на тему «Измерения с помощью условной мерки»Конспект образовательной деятельности в старшей группе на тему «Измерения с помощью условной мерки» Задачи: Способствовать развитию умения измерять величину с помощью условной мерки, находить способы решения поставленной задачи – как.

Конспект сюжетно-дидактической игры с элементами экспериментирования в подготовительной группе «Типография Снегирек» Тема: «Типография Снегирек». Цель: способствовать формированию дружеских отношений, познавательного интереса и речевой активности детей.

Конспект занятия по ФЭМП в средней группе «Знакомство с единицей измерения «Метр» Старшая группа. Программное содержание Образовательные задачи: Познакомить с единицей измерения длины «метр» Учить измерять длину предметов.

Консультация для родителей «Игры-опыты с песком» Консультация для родителей. Игры с песком. Опыты, знакомящие детей с природой Опыт – это наблюдение за явлениями природы, которое производится.

Опыты и эксперименты в старшей группе Почему все падает на землю? Цель: Понять, что Земля обладает силой притяжения. Игровой материал: Предметы из разных материалов (дерево,.

Экспериментирование и опыты в старшей группеЭкспериментирование и опыты в старшей группе Федеральный государственный образовательный стандарт направлен на решение многих задач. Одной из них является «создание благоприятных условий.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Элементарные опыты и игры-экспериментирования «Измерения» в старшей группе
Опубликовано: 14 октября 2018 в 12:16
+39Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Элементарные опыты и игры-экспериментирования «Измерения» в старшей группе» (включая файлы) размещена пользователем Николаичева Ирина (УИ 1685067) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Календарь
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД