Шушаник Саарян
Экзистенциализм как педагогическая концепция
▼ Скачать + Заказать документы
Экзистенциализм – философско-психологическое течение, которое легло в основу одноименной педагогической концепции. Согласно экзистенциальному психологу и психотерапевту Р. Мэю, экзистенциализм - не просто философское направление, а скорее культурное движение, запечатлевающее глубокое эмоциональное и духовное измерение современного человека, изображающее психологическую ситуацию, в которой он находится, выражение уникальных психологических трудностей, с которыми он сталкивается.
Публикация «Экзистенциализм как педагогическая концепция» размещена в разделах
В педагогике экзистенциализма центром воспитательного воздействия считают подсознание: настроения, чувства, импульсы, интуиция человека — это главное, а сознание, интеллект, логика имеют второстепенное значение.
Педагогика экзистенциализма отличается пестротой направлений. Объединяет их общее недоверие к педагогической теории, к целям и возможностям воспитания. Воспитание мало чем помогает: человек есть то, что он сам из себя делает. Отсюда курс на крайний индивидуализм, на то, чтобы уберечь уникальность личности от разрушения внешними силами. (К. Гоулд, З. Брейзах (США, У. Баррет (Великобритания, А. Фаллико (Италия, М. Марсель (Франция, Т. Морита (Япония) и др.).
Они считают, что программы, методы и приемы воспитания и обучения не нужны, так как разрушают детскую личность. Единственной альтернативой является так называемый ситуативный подход.
Одним из серьезных положений, которые отличают экзистенциализм как педагогическую концепцию от других, является представление о том, что самобытности личности особенно вредит коллектив, так как в нем дети учатся «уподоблять себя» друг другу.
ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ ПОДХОД К ПЕДАГОГИКЕ М. И. РОЖКОВА
Основной идеей экзистенциального подхода к социально-педагогическому сопровождению детей является выделение в качестве идеальной цели формирование человека, умеющего реализовать себя в системе социальных отношений на основе сделанного им экзистенциального выбора, осознающего смысл своего существования и реализующего себя в соответствии с этим выбором.
Этот подход предполагает:
• самостоятельный выбор цели жизни и адекватный этой цели социальный выбор;
• понимание смысла своего существования и своих поступков;
• создание проекта своей жизни и определение в этом проекте перспектив личностного роста;
• реализацию своей индивидуальности в рамках созданного проекта.
Главное отличие педагогического воздействия, определяющегося требованиями экзистенциального подхода в том, что, во-первых, любое педагогическое воздействие должно учитывать событийный ряд, который произошел с молодым человеком до факта этого воздействия. Во-вторых, необходимо понимать, что само взаимодействие педагога и воспитанника является определенным событием и вызывает у ребенка положительные или отрицательные эмоции. В-третьих, любое действие педагога, если оно не будет событием для воспитанника, не даст никаких результатов в рамках решения педагогической задачи.
Необходимо выделить две группы задач, решаемых в процессе социально-педагогического сопровождения.
• Первая группа - целевые задачи, отражающие содержание педагогических задач, решаемых субъектами социально-педагогического сопровождения.
• Вторая группа – инструментальные задачи, отражающие технологию социально-педагогического сопровождения.
Несомненно, что в совокупности все целевые задачи социально-педагогического сопровождения реализуют цель развития личности и индивидуальности человека. Поэтому первой и важнейшей является задача социального развития, реализация которой предполагает оказание целенаправленного влияния на этот процесс. Субъекты социально-педагогического сопровождения, реализуя цели данного процесса, призваны заботиться, прежде всего, о развитии личности и индивидуальности.
Реализацией развивающей функции является создание педагогами ситуаций развития, которые способствуют появлению новообразований в его личностных качествах и раскрытию его потенциалов, отражающих его индивидуальность.
Важнейшей задачей социально-педагогического сопровождения является педагогическая поддержка, предметом которой является процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем).
Реализация педагогической поддержки пересекается с задачей социально-педагогической помощи.
Помощь может быть предложена (именно предложена, а не навязана) в различных формах: консультации, привлечения определенных лиц для оказания помощи детям, совместной деятельности с ребенком.
Следующей задачей социально-педагогического сопровождения является фасилитация (облегчение) адаптации ребенка к новым для него жизненным ситуациям в учреждении дополнительного образования.
Также необходимо говорить о реализации коррекционной задачи социально-педагогического сопровождения. Ее реализация предполагает направленность педагогических действий на определенные изменения в ценностях ребенка, существенно влияющих на его поступки и поведение.
Прежде всего, речь идет о детях, склонных к девиантному и делинквентному поведению. В этом случае педагоги призваны на основе реализации всех вышеназванных функций скорректировать отношение ребенка к окружающему миру, изменить стереотипные для него нормы поведения, сделать его поступки более осмысленными и самостоятельными.
Все перечисленные задачи социально-педагогического сопровождения взаимосвязаны, их реализация комплексно и целостно воздействует на ребенка, способствует его адекватному развитию.
Вторая группа задач - инструментальные. К инструментальным задачам следует отнести диагностическую, коммуникативную, прогностическую и организаторскую.
Реализация диагностической задачи социально-педагогического сопровождения предполагает прохождение ряда этапов:
1) изучение практического запроса;
2) формулировка проблемы;
3) выдвижение гипотез о причинах наблюдаемых явлений;
4) выбор метода исследования;
5) использование метода;
6) формулировка социально-педагогического диагноза;
7) поиск средств организации развивающей работы с молодыми людьми.
Рассматривая реализацию коммуникативной задачи социально-педагогического сопровождения, педагоги должны четко представлять, что протяженность, форма, глубина общения с ребенком определяются, прежде всего, необходимостью и достаточностью для разрешения затруднений консультируемого.
Для достижения целей социально-педагогического сопровождения большое значение имеет реализация прогностической задачи. Это обоснование определенного прогноза изменений, которые могут произойти с конкретными детьми в социуме, базирующегося на достоверных данных. На основе этого прогноза создается проект взаимодействия с ребенком.
Реализация организаторской задачи предполагает использование организуемых педагогом ситуаций, мероприятий для решения возникших проблем. Такие ситуации имеют большое значение для социально-педагогического сопровождения, если они эмоционально значимы для ребенка и осознаются им как событие своей жизни.
Процесс социально-педагогического сопровождения цикличен и включает в себя следующие этапы.
Первым является этап проблематизации. На этом этапе выявляется суть, причины возникновения, обнаруживаются противоречия, формулируется проблема.
На втором, поисково-вариативном этапе, осуществляется поиск вариантов решения проблемы и определяется степень участия взрослого в этом процессе, а также средства сопровождения.
На третьем, практически действенном этапе, совершаются совместно с детьми реальные или виртуальные (в случае имитации ситуации) действия, которые приводят ребенка к решению проблемы.
На четвертом, аналитическом этапе, взрослые и дети анализируют происходящее, прогнозируют возможность появления новых трудностей и путей их преодоления.
Важной функцией педагогического сопровождения является обеспечение включенности в жизнедеятельность сообщества. Это обеспечивается социально-педагогическим сопровождением развития детского самоуправления. Самоуправление в детском объединении возникает только тогда, когда имеется какая-то общая цель в группе детей. И эта цель значима не только для этой группы, но и имеет более или менее выраженную социальную направленность.
В формировании группового мотива решающую роль играет перевод внешних требований во внутренние.
Групповые мотивы отражают отношения группы не только к целям деятельности, но и к ее содержанию и процедуре организации. При этом в различных коллективах доминирующим может быть любой из названных мотивов.
Цель, поставленная педагогом, органами самоуправления, превращается в мотив группового действия, когда учащиеся видят, что удовлетворение их потребностей зависит от достижения этой цели.
Также функцией социально-педагогического сопровождения является стимулирование саморазвития на основе рефлексии.
Социально-педагогическое сопровождение, рассматриваемое в рамках парадигмы экзистенциальной педагогики, должно быть персонифицировано. При этом поиск педагогических средств должен все более и более уходить от унификации к вариативности, предоставляя возможность сделать каждому человеку свой выбор способов самовоспитания.