Людмила Мезенцева
Экспозиция о быте ненцев, приуроченная к 85-летнему юбилею Ненецкого автономного округа
▼ Скачать + Заказать документы
15 июля 2014 года - знаменательная дата для нашего региона. 85 лет назад был образован Ненецкий автономный округ. Мероприятия, посвященные этому событию, проводятся в течение всего года на территории округа. Наш детский сад также принял участие в этом праздничном марафоне. В частности, в своей группе я организовала экспозицию, посвященную жизни и быту коренного населения округа - ненцев. Поселение ненецких оленеводов – стойбище – состояло из нескольких чумов, которые принадлежали родственным семьям. Остов чума состоит из 25-40 (иногда до 50) еловых шестов, которые устанавливаются в форме конуса. Чем больше шестов, тем вместительнее чум и богаче семья. Зимнее покрытие для чума – нюк – шилось из оленьих шкур с подрезанной шерстью, летнее из специально выделанной бересты (снятую бересту варили в течение суток в котлах, после чего складывали в два-три слоя и сшивали в большие полотнища). В настоящее время в качестве летнего покрытия используется брезент.
Публикация «Экспозиция о быте ненцев, приуроченная к 85-летнему юбилею Ненецкого автономного округа» размещена в разделах
По данным статистики численность ненцев составляет порядка 18%,это чуть больше 7, 5 тысяч человек. Основным занятием тундровых ненцев (часть живет в городе) с давних времен было оленеводство. Они ведут кочевой образ жизни, весной переезжая с оленьими стадами в северные тундры, где олени меньше страдают от гнуса, а осенью – на юг, в лесотундру, северную тайгу, где стада укрыты от холодных ветров и без труда добывают корм из-под рыхлого снега. Передвигаются по тундре на оленьих упряжках (верховая езда тундровыми ненцами не практиковалась). Применяют легковые и грузовые нарты.
В комплект традиционной мужской одежды входит малица с капюшоном и пришитыми рукавицами (глухая просторная рубаха из оленьих шкур мехом внутрь, штаны, сапоги (пимы) из камуса мехом наружу и чулки (либт) мехом внутрь. К ремню на цепочке прикрепляют нож в ножнах, точильный камень, а сзади зуб медведя. В холодную погоду поверх малицы надевают совик – одежду с капюшоном, по крою схожую с малицей, но сшитую мехом наружу. Женская одежда, в отличие от мужской, распашная. В старину ее делали из шкурок лесных зверей с опушкой по подолу из собачьего меха. Характерной особенностью этой одежды было отсутствие конструктивных вертикальных швов. Позднее стали шить из оленьих шкур, с воротниками из меха песца или рыжей лисицы. Полы одежды не запахивают, а завязывают ремешками из замши или тесемками и украшают орнаментированными вставками белого и темного меха.
Шаманство тесно связано с древними религиозными представлениями ненцев. Обычно звание шамана передавалось мужчине или женщине по наследству. Камлание происходило в чуме шамана. У каждого шамана был особый набор культовых предметов: изображения духов–помощников и ездовых животных, а также бубен с рукоятью на внутренней стороне и колотушкой. Свои атрибуты он хранил на специальных священных нартах.
Сегодня очень популярны ненецкие украшения. Чаще их приобретают в качестве экзотических сувениров. Кулоны, панно, куклы-обереги - все это ручная работа ненецких мастериц.
Олень - самый мудрый герой ненецких сказок. Это необычайно умное животное, статное и грациозное. Ему посвящают стихи, песни. В ненецкой культуре существует множество поверий, связанных с оленем.
Стоит заметить, что экспозиция была дополнена фотоальбомами, посвященные жизни ненцев, сборниками ненецких сказок, учебниками ненецкого языка для малышей, а также энциклопедиями и словарями, посвященными Ненецкому автономному округу.
Подготовила Мезенцева Л. А.