Светлана Терентьева
Конспект занятия «Эксперименты с водой»
▼ Скачать
ЭКСПЕРЕМЕНТЫ С ВОДОЙ.
Цель: познакомить детей с некоторыми свойствами предметов, объяснить явления природы, развивать умение проводить несложные опыты с использованием подручных средств и предметов; умение рассуждать, анализировать, делать выводы и объяснять «чудеса» с научной точки зрения; учить договариваться между собой; дать детям почувствовать радость открытий, развивать любознательность, пытливость ума, познавательный интерес.
Публикация «Конспект занятия „Эксперименты с водой“» размещена в разделах
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Перед началом экспериментирования необходимо провести инструктаж по технике безопасности; необходимо привлечь к проведению опытов и экспериментов как можно большее количество детей. Необходимо стараться добиваться от детей самостоятельных ответов, давая подсказки и задавая наводящие вопросы, важно не допускать длительных заминок.
Оборудование и материалы:
• фломастеры
• стакан с водой
• бутылка
• гуашь или пищевой краситель
• марля или бинт
• гель для мытья посуды
• подсолнечное масло
• спирт (не обязательно)
• свеча
• спички
• воздушный шарик (наполненный воздухом)
• воздушный шарик, наполненный водой
• бумажное полотенце
Ход занятия:
В группе оборудована минилаборатория.
Входят дети (на них одноразовые шапочки, фартуки).
-Ребята, а вы знаете, что такое вода? И где она встречается? А знаете, что воду очень интересно изучать, и делать мы это будем в нашей лаборатории!
-Знаете, что такое лаборатория? (Дети отвечают)
-Какие вы умные ребятки, да, лаборатория это специальное место, где проводят опыты и эксперименты. А, вы любите экспериментировать? (Дети отвечают)
-Ребята, а хотите мы с вами поиграем в игру, где вы станете сотрудниками научно-исследовательской лаборатории? И как настоящие учёные вместе попытаемся провести интересные исследования?
-Разрешите мне быть ведущим научным сотрудником лаборатории (я буду руководить лабораторией, контролировать работу лаборантов, проводить самые сложные опыты).
-А вы будете моими заместителями - лаборантами.
Отправляемся в научную лабораторию, на наши рабочие места.
Только для начала запомним правила безопасности:
БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ ЗАПРЕЩАЕТСЯ
• вставать с места.
• трогать оборудование и приборы до моей команды.
• засовывать что-либо в нос, рот, уши.
• приближаться к открытому огню
-Скажите, дети, для чего ученые проводят опыты и эксперименты? (Дети отвечают)
Конечно, ученые хотят разгадать загадки природы.
1. "ОГНЕУПОРНЫЙ ШАРИК"
И для вас у меня первая загадка: как вы думаете, что будет, если мы надуем воздушный шарик и поднесем его к огню? (дети отвечают).
А давайте проверим, правильно вы догадались или нет.
Сейчас для того, чтобы проверить это, я вызываю своего первого заместителя. Каждый из Вас я приглашу делать эксперимент, по очереди. (Если в группе не много детей. Если много, то вызываем по несколько ребятишек на каждый эксперимент. Слева направо, например. Чтоб никому не было обидно. Ну а если дети уже сами смогут справиться с опытом, пусть его сделает каждый ребенок).
Надуваем шарик. Зажигаем свечу и подносим шарик к свече. Он мгновенно лопается.
- Что произошло с шариком? (дети отвечают). А как думаете, почему он лопнул? (дети отвечают).
Делаем вывод: огонь свечи очень горячий и прожигает резину, из которой сделан шарик.
-Ребята, а как вы думаете, что будет, если наполнить шарик водой и опять попробовать поднести к свече? (ребята отвечают).
Берем новый шарик, идем к крану, надеваем шарик на кран и набираем немного воды. Надуваем и завязываем. Подносим к свече - шарик и не думает лопаться. Спрашиваем детей, почему шарик с водой не лопнул.
- Ребята, благодаря воде наш шарик стал огнеупорным!
А все потому, что вода начинает забирать большую часть тепла и не дает стенкам шарика расплавиться. Конечно, это будет длиться до тех пор, пока вода сама не нагреется. Свойство, которое демонстрирует этот опыт, называется «теплопроводностью».
Теплопроводность - это свойство передавать тепло.
Молодцы, ребята! Мы познакомились с интересным свойством воды - теплопроводностью. А как вы думаете, на что еще способна вода? (дети отвечают). Вода умеет течь! Согласны? А как вы думаете, может ли быть такое, что вода течет вверх? (дети отвечают). Давайте проверим, правильно вы догадались, или нет! Для этого я вызываю на помощь заместителя!
2."ОСМОС"
Возьмем 2 куска бумажного полотенца и фломастеры разных цветов. Нанесем фломастерами небольшие полоски на бумажном полотенце. Покажите на своем листке как это сделать и предложите своему заместителю повторить.
Затем опустим в стакан с водой наши бумажные полотенца с цветными полосками. Давайте смотреть что происходит (полоски «бегут вверх»).
Проникновение воды в бумагу произошло из-за еще одного свойства воды - впитывания.
ФИЗКУЛЬМИНУТКА
- Ребята, а вы знаете, где скапливатся много-много воды? (дети отвечают, и скорее всего вспомнят реки). А давайте представим, что мы идем на речку:
К речке быстрой мы спустились, (шагаем на месте)
Наклонились и умылись.
(наклоны вперед, руки на поясе)
Раз, два, три, четыре, (хлопаем в ладоши)
Вот как славно освежились. (встряхиваем руками)
Делать так руками нужно:
Вместе – раз, это брасс. (круги двумя руками вперед)
Одной, другой – это кроль.
(круги руками вперед поочередно)
Все, как один, плывем как дельфин.
(прыжки на месте)
Вышли на берег крутой (шагаем на месте)
3. "ДЫРЯВАЯ КРЫШКА"
Ребята, мы немножко подвигались, а как вы думаете, вода может двигаться? (дети отвечают). Конечно же да! А кто знает, что придумали, чтобы вода не вытекала из бутылок? (дети отвечают).
Конечно, на бутылках есть крышка, которая удерживает воду внутри. А как Вы думаете, сможет ли дырявая крышка удержать воду? (дети отвечают) Давайте проверим!
- И мне снова понадобится помощь ассистента! (Подходит ассистент/ы)
Возьмем кусок марли или широкого бинта (сложите пополам). Натянем на пустую бутылку. Возьмем воду и нальем ее через марлю в бутылку.
- Ребята, вода проходит через марлю? (дети отвечают - «да»).
- Ну а теперь перевернем бутылку (лучше это делать над миской). Вода не проливается. Как вы думаете, почему? (дети отвечают)
- А происходит это благодаря такому свойству воды, как поверхностное натяжение, молекулы воды хотят все время находиться вместе и их не так просто разлучить (вот такие они замечательные подружки). И если размер отверстий небольшой (как в нашем случае, то пленка не рвется даже под тяжестью воды!
4. «ДЫРЯВАЯ БУТЫЛКА»
- Кстати, вы знаете, что ученые - очень любят смех и шутки? Вот сейчас я вам покажу одну научную шутку. (Достаем заранее приготовленную бутылку с маленькими дырочками, заполненную водой. Понадобится пластиковая бутылка. Сделайте в ней несколько маленьких дырочек ниже середины. Дальше нужно заполнить бутылку водой и закрыть крышкой. Вода через отверстия не должна выливаться).
- Ребята, посмотрите на бутылку! В ней находится вода и не выливается из нее. Как думаете, можно ли вылить из нее воду? (дети отвечают, предлагают открыть крышку и вылить воду, но Вы предлагаете ее просто слегка открутить).
- Давайте посмотрим, что же сейчас будет. Приглашаю помощника! Ставим поднос или таз и просим ребенка подставить руку под бутылку. Приоткрываем крышку и из бутылки льется фонтанчик!
-Дети, как думаете, почему так произошло, что из дырявой бутылки не выливалась вода, пока мы не приоткрыли крышку?
Дело в науке физике! И в воздухе! Хоть мы и не видим его, он давит на воду в бутылке, когда попадает внутрь. И выдавливает из бутылки воду через дырочки. А когда крышка закрыта, воздух не проникает в бутылку и не может давить на воду, поэтому вода не вытекает.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Дети становятся по кругу, воспитатель задает вопросы, а дети отвечают- если «Да»-то хлопают в ладоши, если «НЕТ»- то хлопают ладошами по коленям.
Игра "Бывает - не бывает".
• Вода бывает твердая? (Бывает).
• Вода бывает быстрая? (Бывает)
• Вода бывает грустная? (Не бывает).
• Вода бывает холодная? (Бывает)
• Вода бывает острая? (Не бывает)
• Вода бывает соленая? (Бывает)
• Вода бывает сухая? (Не бывает)
Заключительная часть.
- Друзья, мы с Вами сегодня побывали настоящими учеными, провели интересные эксперименты и узнали много нового! И теперь Вы по праву награждаетесь за успехи в науке медалями!