Дарья Кашуба
Экспериментирование в экологическом воспитании дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Экологическое воспитание – актуальная проблема настоящего времени. Правильное экологическое мировоззрение и экологическая культура нынешних детей могут вывести планету и человечество из того состояния, в котором оно находится сейчас. Формировать у детей бережное отношения к природе – сложный и длительный процесс. Я думаю, что целью экологического воспитания дошкольников должно стать формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способным осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в гармонии с природой.
Публикация «Экспериментирование в экологическом воспитании дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: прием пищи, игру, занятия, прогулку, сон. Дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности, беспрерывно изучая и исследуя окружающий мир. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связи между живыми и неживыми объектами в природе. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность (Почему? Зачем? Как? Что будет, если). При этом взрослый – не учитель-наставник, а равноправный партнер, соучастник деятельности. Экспериментирование является наиболее продуктивным методом зарождения и развития осознанно правильного отношения к природе у ребёнка дошкольного возраста. Проведение экспериментов, занимательных опытов из доступного материала,
коллекционирование развивает наблюдательность, расширяют кругозор детей, углубляет знания, приучает к усидчивости и аккуратности, всё это даёт навыки исследовательской деятельности. Главной целью по данному направлению работы является формирование начал исследовательской деятельности у дошкольников путём активизации познавательного
процесса, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению в процессе опытно - экспериментальной деятельности.
Для достижения поставленной цели я определила ряд задач:
1 Формирование у детей познавательной инициативы, умения находить сходства и различия между явлениями; устанавливать простые связи и отношения между ними, то есть упорядочивать свои представления о мире.
2 Развитие у детей умственных и мыслительных способностей: анализ, классификация, сравнение, обобщение; формирование способов познания путём сенсорного анализа.
3 Социально-личностное развитие каждого ребё нка: развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих
действий
. 4 Развитие у детей умений пользоваться приборами - помощниками при проведении игр- экспериментов. Детское экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности. Связь детского экспериментирования с изобразительной деятельностью двусторонняя. Чем сильнее будут развиты изобразительные способности ребёнка, тем точнее будет зарегистрирован результат природоведческого эксперимента. Не требует особого доказательства связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опыта постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры. Исследовательская деятельность развивает речевую активность дошкольников. Дети научились составлять вопросительные и восклицательные предложения, отвечать на вопросы, передавать свои чувства и мысли, понимать и использовать в связной речи различные грамматические категории, обозначающие названия, действия, качества и помогающие анализировать предмет и явление со всех сторон.
Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой поисковой деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. Аналогичные взаимоотношения возникают между экспериментом и трудом. Труд может и не быть связанным с экспериментированием, но экспериментов без выполнения трудовых действий не бывает. Экспериментирование связано и с другими видами деятельности — чтением художественной литературы, с музыкальным и физическим воспитанием. Познавательно-исследовательская деятельность пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую деятельность. Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество. Мотивом к началу экспериментирования может послужить удивление,
любопытство, выдвинутая кем-то проблема или просьба. Я часто предлагаю задания детям, в которых проблемные ситуации моделируются от имени сказочного героя-куклы, например, «Сентябринка» или «Декабринка» (в таком случае также прослеживается взаимосвязь с между явлениями; устанавливать простые связи и отношения между ними, то есть
упорядочивать свои представления о мире.
2 Развитие у детей умственных и мыслительных способностей: анализ, классификация, сравнение, обобщение; формирование способов познания путём сенсорного анализа.
3 Социально-личностное развитие каждого ребё нка: развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.
4 Развитие у детей умений пользоваться приборами - помощниками при проведении игр- экспериментов.
Детское экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности. Связь детского экспериментирования с изобразительной деятельностью двусторонняя. Чем сильнее будут развиты изобразительные способности ребёнка, тем точнее будет зарегистрирован результат природоведческого эксперимента. Не требует особого доказательства связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опыта постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры. Исследовательская деятельность развивает речевую активность дошкольников. Дети научились составлять вопросительные и восклицательные предложения, отвечать на вопросы,
передавать свои чувства и мысли, понимать и использовать в связной речи различные грамматические категории, обозначающие названия, действия, качества и помогающие анализировать предмет и явление со всех сторон.
Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой поисковой деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации
получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Аналогичные взаимоотношения возникают между экспериментом и трудом. Труд может и не быть связанным с экспериментированием, но экспериментов без выполнения трудовых действий не бывает. Экспериментирование связано и с другими видами деятельности — чтением художественной литературы, с музыкальным и физическим воспитанием.
Познавательно-исследовательская деятельность пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую деятельность. Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество. Мотивом к началу экспериментирования может послужить удивление, любопытство, выдвинутая кем-то проблема или просьба. Я часто предлагаю задания детям, в
которых проблемные ситуации моделируются от имени сказочного героя