Кузнецова Вероника
Экспериментирование в старшей дошкольной группе «Почему предметы движутся?»
Задачи: познакомить детей с физическими понятиями «сила», «трение»; показать пользу трения.
Материалы: машины, пластмассовый шарик, стул, книга, неваляшка, мыло, стекло, лист бумаги, карандаш, лупы.
Описание: В гости к нам пришел Петрушка. Он чем-то озадачен, рассказал, что уже несколько дней ему не дает покоя вопрос, почему предметы движутся? Вот, например, машина сейчас стоит, но может и двигаться. Что же заставляет ее двигаться.
Воспитатель предлагает помочь Петрушке в этом разобраться: «Наши машины стоят, давайте заставим машины двигаться».
Дети толкают машины.
Публикация «Экспериментирование в старшей дошкольной группе „Почему предметы движутся?“» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2024
Что заставило машину начать движение? (Мы толкнули). Как заставить двигаться шарик? Дети толкают шарик, наблюдают за движением.
Игрушка-неваляшка стоит неподвижно. Как она умеет двигаться? (Толкнуть и она будет качаться). Что заставило двигаться все эти игрушки? (Мы толкали).
Ничего на свете не движется само по себе. Предметы могут передвигаться лишь в том случае, когда их тянут или толкают. То, что тянет или толкает их, называется силой.
Кто заставлял сейчас двигаться машину, неваляшку, шарик? (Мы). Мы с помощью своей силы заставили двигаться предметы, толкая их.
Петрушка благодарит детей, говорит, что он понял: сила – это то, что заставляет двигаться предметы. Тогда почему, когда мы хотим заставить двигаться предметы, у которых нет колес, например стул, он сопротивляется и царапает пол?
Попробуем слегка толкнуть стул. Что наблюдаем? (Тяжело двигается). Попробуем подвинуть, не поднимая, любую игрушку. Почему тяжело перемещается? Попытайтесь легонько подвинуть книгу по столу. Почему она вначале не двинулась с места?
Стол и пол, стул и пол, игрушка и стол, книга и стол, когда мы их толкаем, трутся друг о друга. Возникает другая сила – сила сопротивления. Она называется «трение». Царапины на полу от стула возникают из-за трения. Никакая поверхность не бывает идеально ровной.
Петрушка говорит, что поверхности мыла, стекла ровные, гладкие.
Воспитатель: Это надо проверить. Что нам может помочь рассмотреть поверхность мыла и стекла? (Лупа). Посмотрите на поверхность мыла и стекла.
Петрушка: Вы меня убедили, что никакая поверхность не бывает идеально ровной. Почему на листе бумаги хорошо видны следы от карандаша, а на стекле – почти нет никаких следов?
Попробуем нарисовать на стекле карандашом, а потом на бумаге. Где лучше виден след от карандаша? Почему? (Трение на шероховатой поверхности сильнее, чем на гладкой. Трение на стекле слабее, поэтому карандаш не оставляет на стекле почти никаких следов). Как вы думаете, трение может быть полезным? И в чем его польза? (Резиновая подошва обуви альпинистов позволяет им двигаться по скалам, не соскальзывая вниз; дороги и шины автомобилей имеют шероховатую поверхность – это препятствует заносам автомобилей).
Дети рассматривают картинки о пользе силы трения. Если дети затрудняются ответить, можно задать вопрос: «Что бы было, если бы не было силы трения?»
Петрушка благодарит ребят за то, что узнал от ребят много нового. Понял, что сила заставляет двигаться предметы, что между предметами возникает трение. И прощается.
Спасибо за внимание!