Наталья Буркова
Экспериментирование в средней группе «Свойства бумаги»
▼ Скачать + Заказать документы
Экспериментирование в средней группе «Свойства бумаги»
Буркова Наталья
Конспект
Непосредственной образовательной деятельности
по экспериментированию
На тему: «Свойства бумаги» для детей средней группы
Публикация «Экспериментирование в средней группе „Свойства бумаги“» размещена в разделах
- Бумага. Свойства бумаги
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Свойства материалов и веществ
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2017
Цель: Формирование представлений детей о бумаге и её свойствах.
Задачи:
Социально-коммуникативное развитие – воспитывать интерес к познанию окружающего мира.
Познавательное развитие – расширить представления детей о бумаге и её свойствах.
Речевое развитие – развивать связную речь, закреплять в речи детей новые слова, формировать умение детей делать выводы.
Художественное эстетическое развитие - развивать воображение и фантазию детей.
Физическое развитие – развивать координацию движений, мелкую моторику рук.
Предварительна работа: рассказ воспитателя о том, когда появилась первая бумага, как делают бумагу; беседа с детьми о том, что можно сделать из бумаги, дидактическая игра «Что из бумаги».
Материал и оборудование: бумага, картон, фломастеры, ножницы, клей, стаканчики, фигурка, вода, загадки о бумаге, веер, поднос.
Словарная работа: картон, бумага, тонкая, плотная, гладкая, шероховатая, рвется, намокает, мнется, гнётся, сгибать.
План
1. Вводная часть.
Воспитатель: Ребята, сегодня я хочу вас пригласить в волшебную лабораторию. Лаборатория-это помещение, где работают учёные, которые ставят опыты и эксперименты. Чтобы попасть в лабораторию нам необходимо вспомнить правило поведения: вести себя тихо, не вертеться, руками без разрешения ничего не трогать.
В. : Ну что все готовы?
Д. : Да!
В. : Тогда, вперед.
(Дети за воспитателем проходят в уголок экспериментирования)
2. Основная часть.
В. : Чтобы узнать, с чем мы будем экспериментировать и о чем говорить. Предлагаю вам отгадать загадку.
Я белая, как снег, дружу с карандашом.
Где он пройдет, там заметку кладет.
***
Чтоб читать и рисовать,
Есть букварь, и есть тетрадь.
Для нашего же блага
Придумана.
Д. : Бумага.
Воспитатель поднимает платок, а под ним на подносе лежат листы бумаги.
В. : Молодцы, отгадали. А что вы знаете о бумаге? Какая бумага бывает?
(воспитатель предлагает рассмотреть виды бумаги, расположенные на подносе)
Д. : Тонкая, плотная, белая, цветная, гладкая, шероховатая, блестящая и т. д.
В. : Что с ней можно делать?
Д. : На ней можно рисовать.
Физминутка
«Художники»
На бумаге белой-белой
Мы рисуем смело-смело – «рисуют» пальчиком в воздухе,
И деревья – руки вверху, делают наклоны влево - вправо,
И дома – поднимают руки над головой, «крыша»,
Поле – разводят руками от груди в стороны,
Дождик – стучат пальчиками по ладошке,
Мотылька – бегут на носочках, делая взмахи руками.
В. : мы с вами вспомнили еще одно свойство бумаги - на бумаге можно рисовать и писать.
В. : Давайте попробуем (на столах лежат листики и фломастеры). Давайте каждый нарисует на своём листе солнце (дети рисуют). Ну что получилось?
Д. : Да (дети показывают рисунки)
В. : Хорошо, значит, бумагу можно использовать для рисования. Что еще можно делать с бумагой?
Д. : Её можно порезать.
В. : Давайте проверим. Я вам дам ножницы, а вы попробуете, разрезается или нет. Разрежьте ваш листик пополам (дети разрезают лист бумаги). Ну что получилось?
Д. : Да (дети показывают)
После этого одному ребёнку воспитатель предлагает разрезать картон и рассказать другим детям также легко его резать, как и тонкую бумагу. Дети должны понять, что более плотную бумагу резать труднее.
В. : Давайте попробуем теперь склеить бумагу. Приклеим наши половинки друг к другу (дети склеивают бумагу). Получилось?
Д. : Да, бумагу можно склеивать.
В. : Давайте теперь сложим лист бумаги, чётко выделим линию сгиба. Получилось?
Д. : Да, значит, бумагу можно складывать.
В. : А теперь развернём бумагу и попробуем удалить линию сгиба. Получится ли это у нас? Получилось?Д. : Нет.
В. : Не получилось, потому что линия уже оставила отпечаток на бумаге.
Теперь давайте познакомимся с другим свойством бумаги – бумага мнётся. Давайте попробуем её помять. Мнётся?Д. : Да.
В. : Издаёт ли бумага при смятии звуки?Д. : Да.
В. : При смятии, трении бумага шуршит, скрипит, издаёт звуки. Теперь давайте попробуем разорвать бумагу на кусочки. Рвется?Д. : Да.
Одному из детей предлагается порвать плотный картон и рассказать детям также легко его рвать, как и тонкий лист бумаги.
В. : Давайте немножко отдохнём.
физминутка
Мы бумагу рвали, рвали
Мы бумагу мяли, мяли
Так, что пальчики устали
Мы немножко отдохнём
И опять её порвём.
В. : Ребята, а как вы думаете, может ли бумага летать? Сейчас узнаем. Давайте каждый оторвёт от своего листочка маленький кусочек. И сложим наши кусочки на поднос, возьмём веер и сделаем искусственный ветер. Что происходит с бумагой?
Д. : она разлетелась.
В. : кусочки бумаги легкие, поэтому, когда дует ветер, они разлетаются.
А сейчас я вам предлагаю поместить бумагу в воду. Что происходит?
(Кладем бумагу в ванночку с водой. Бумага тут же размокает и рвётся в руках детей.)
Д. : бумага боится воды. Все бумажные предметы портятся от встречи с водой – бумага материал не прочный.
В. : Теперь давайте проведём последний опыт и узнаем, насколько сильной может быть бумага. Берем две опоры, в нашем случае это два стакана с водой. Располагаем сверху лист бумаги, чтобы получился мостик, и посередине ставим какую-нибудь фигурку. Что происходит с фигуркой?
Д. : Она падает.
В. : Правильно, она падает между стаканами. Теперь берем бумагу и складываем ее гармошкой. Гармошку кладем на стаканы и сверху ставим фигурку. Теперь фигурка устойчиво стоит. Подобные конструкции, только в виде арок, использовались в строительстве еще с древних времен. Они позволяют перераспределять вес, и вся постройка становится значительно устойчивее и способна выдержать колоссальную нагрузку. Какой вывод сделаем?
Д. : Если бумага сложена гармошкой, то она сильнее.
В. : Дома поэкспериментируйте с родителями, какой вес может выдержать такая бумажная гармошка, а потом нам расскажете, какие предметы вы ставили и что получилось. Договорились?
Д. : Да.
3. Заключительная часть.
В. : Где мы с вами побывали?
Д. : В лаборатории.
В. : Я предлагаю вспомнить, что мы узнали с вами о бумаге.
Выводы исследований:
бумагу можно использовать для рисования.
бумага мнется, но более плотную бумагу тяжелее сминать.
картон толще, чем бумага.
бумага боится воды. Все бумажные предметы портятся от встречи с водой – бумага материал не прочный.
при смятии, трении – бумага издаёт звук.
бумажные предметы можно склеивать.
при сгибании на бумаге остается линия сгиба.
бумага легко рвётся.
сложенная гармошкой бумага сильнее.