Родионова Нина
Экспериментирование в детском саду и дома
▼ Скачать
МОУ СОШ им. Героя России Сергея Рыбникова
СООБЩЕНИЕ НА ТЕМУ:
«ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ У МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ДЕТСКОМ
САДУ И ДОМА
(Из опыта работы)
Подготовила: Родионова Н. Н.
Воспитатель МОУ СОШ им. Героя России Сергея Рыбникова
Воскресенск 2022
Согласно Приказу Министерства образования и науки Российской Федерации (от 17 октября 2013 г. №1155) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» в содержание образовательной области «Познавательное развитие» включена экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста.
Публикация «Экспериментирование в детском саду и дома» размещена в разделах
Одной из современных педагогических технологий по формированию естественно- научных представлений дошкольников является познавательно – исследовательская деятельность которую можно осуществить с помощью экспериментирования. Детское экспериментирование как форма деятельности используется в практике недостаточно широко, хотя является эффективным средством развития важных качеств личности, как творческая активность, самостоятельность, самореализация, умение работать в коллективе.
Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод соответствует этим возрастным особенностям. И конечно детская любознательность, движущая сила, присущая малышам. В дошкольном возрасте она является ведущим, а первые три года практически естественным способом познания мира.
Ребенок растет, стремится к самостоятельности, интересуется окружающим миром, где ему хочется все потрогать и попробовать.
В младшем возрасте предлагаю начинать работу со 2-ой половине года, когда дети уже получили элементарные знания и навыки работы в уголке природы. Содержание знаний об объектах природы я брала в программе «Юный эколог» С. Н. Николаевой (Как второй парциальной программе).
Важно, чтобы каждый ребёнок проводил собственные опыты. Ребёнок должен всё делать сам, а не быть в роли наблюдателя. Какими бы не были интересными действия педагога, ребёнок быстро устаёт наблюдать за ними.
Поэтому наши отношения с детьми строятся на основе партнерства. Дети учатся на занятиях и в повседневной деятельности ставить цель, решать проблемы, выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем, делать выводы. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у них чувство удовлетворения от проделанной работы. Для младших дошкольников важны не столько игры, большую радость ребёнку приносят открытия. Дети часто стремятся найти ответы на вопросы самостоятельно. Поломал машинку, изучил, из чего она состоит, разлил воду на столе, наблюдал за ее текучестью, развел в песочнице грязь, экспериментировал с водой и песком, лизнул мыло, проверял вкус ароматного вещества. Примеров может быть множество. Эту особенность детей можно использовать нами для организации целенаправленной деятельности. Я выбрала путь совместного экспериментирования. Работу начала по внедрению педагогических проектов. Проектная деятельность дошкольников дает возможность развивать у детей любознательность, инициативность, возможность экспериментировать и синтезировать полученные знания, выявлять проблему и самостоятельно искать нужное решение. [2] Первый проект назывался «Волшебница – вода» [3], участниками которого стали мы - педагоги, родители и дети. Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом. Поэтому мы работаем в тесном сотрудничестве с родителями воспитанников.
Длительное наблюдение за ребенком в новой обстановке позволяет родителям иначе взглянуть на него и на воспитание в домашних условиях. В помощь родителям мы провели консультации об исследовательской деятельности, были разработаны советы родителям «Как помочь маленькому исследователю», «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»
После занятий по экспериментированию дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же и более сложные опыты дома, учатся ставить проблемы, выдвигать гипотезы и самостоятельно решать их. Многие из них занялись поиском интересных материалов для осуществления опытов. Экспериментирование в домашних условиях совместно с ребёнком стало увлекательным занятием для всей семьи.
Опыты с водой в детском саду и дома. Вода – самый прекрасный и самый загадочный материал на планете. Вода – это жидкое вещество, оно льется, течет. Вода не имеет цвета, запаха, вкуса, поэтому она принимает форму сосуда, в которую налита. Вода может быть чистой и грязной и т. д. Вода нужна всем для жизни. По теме: "Волшебница Вода" проводили опыты: «Вода прозрачная или нет» [5] "Снежинка на ладошке", "Превращение снега в воду», Всем известный и очень популярный опыт «Цветные льдинки» [6], «Как краски окрашивают воду», «Свойства снега» [7] др. В процессе проведения опытов старались задействовать каждого ребёнка. Такие опыты чем-то напоминают ребятам фокусы, они необычны, а главное - ребята всё проделывают сами. [8,9]
Второй долгосрочный проект был организован по теме «Воздух»[ 10] Изучая «Воздух» дети с помощью предметно-манипуляторной деятельности получают представления о том, что такое воздух, как его найти? При проведении дидактической игры «Поймаем воздух» я предложила «поймать» воздух в полиэтиленовые пакеты и убедиться в том, что воздух не виден, но он есть. В игре «Буря в стакане» [12] малыши дули через соломинку в стакан с водой, и наблюдали как вода вымещает воздух. Играя в игру «Мой веселый звонкий мяч» дети узнают, что мячик прыгает высоко, потому что в нём много воздуха. Для сравнения показала манипуляции со старым мячиком, в котором воздуха не было Из опыта «Лодочка плыви» [11] дети узнали. что предметы могут передвигаться при помощи воздуха. Опыт с мыльными пузырями вызвал восторг у детей. [13] Обычно на вопрос как можно увидеть и почувствовать воздух, дети затрудняются ответить. Для поиска ответов на этот вопрос мы провели еще ряд опытов:
- у нас есть вдох и выдох.
- можно ли поймать воздух (опыт с воздушным шариком»
- может ли воздух быть сильным?
- бывает ли воздуху холодно?
-как связаны воздух и запахи?
-Из опытов дети узнают, что воздух есть везде, он прозрачный, легкий, не заметный. Воздух нужен для дыхания всем живым
Помимо запланированных и случайных экспериментов, возможно проведение экспериментов, которые служат ответом на вопрос ребенка. К проведению таких опытов привлекается либо тот ребенок, который задал вопрос, либо его товарищи. Многие опыты не требуют специальной подготовки и для них не нужно сложного оборудования, поэтому экспериментирование является доступной формой деятельности.
Формируя представления о «Бумаге» вместе с детьми было сделано ряд исследований. [14]
Опыты со светом, с предметами, например (тонет – не тонет). [15]
При помощи опытов дети определяли, что бумага легкая: ее можно сдуть с ладони, и она не тонет в воде в отличие от камней; что бумага может быть тонкой и толстой и она может рваться: салфетку очень легко смять и порвать в отличие от плотного картона. Очень занимательно для малышей было исследование «Солнышко в гостях». Дети самостоятельно решали проблему, как определить пришло к нам в гости солнышко или нет (поиск солнечных зайчиков, ощупывание предметов (холодный, теплый, горячий).
Рассказывать об экспериментах и открытиях юных воспитанников можно бесконечно. Мы на практике убедились в том, что экспериментальная деятельность является, наряду с игровой, ведущей деятельностью ребенка-дошкольника. Главное, чтобы интерес к исследованиям, открытиям со временем не угас. Быть может, в недалеком будущем «на пыльных тропинках далеких планет» останутся следы наших ребят—любознаек и почемучек.
В дальнейшем я планирую расширить экспериментальную деятельность чередовать ее с поисково – исследовательской деятельность, так как эти формы работы неразрывно связаны между собой. Почва, растения, живой мир представляют для ребёнка не наименьший интерес. Нас ждут новые открытия!