Марина Владимировна Кузнецова
Экспериментирование, как средство интеллектуально-речевого развития детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс для педагогов
«Экспериментирование, как средство
интеллектуально-речевого развития детей
дошкольного возраста.
В мастерской у папы Карло»
Цель мастер-класса: Распространение и передача педагогического опыта, обучение техники окрашивания опилок разными растворами.
Задачи мастер-класса:
1. Повысить профессиональное мастерство педагогов.
Публикация «Экспериментирование, как средство интеллектуально-речевого развития детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
2. Познакомить педагогов с техникой окрашивания и рисования цветными опилками.
Оборудование: нарисованный очаг папы Карло, кукла Буратино, костюм папы Карло, несколько поленьев, ящик с инструментами, нарисованные инструменты на стене для декора мастерской, рубанок, клеенки на столы, пластиковые маленькие ложечки в стаканчиках (4 шт., влажные салфетки (4 упаковки, 20 пластиковых стаканов с растворами для окрашивания, 4 контейнера с просеянными опилками, две бутылочки с водой пульверизатором, сухой пищевой краситель, колер, гуашь для приготовления растворов, молоко. Детские работы в рамочках. Презентация.
Ход мастер-класса
Зал оформлен как «Мастерская папы Карло» за занавесом.
Педагог: Сегодня на нашу электронную почту пришло послание. Догадайтесь, от кого оно (имя ребенка). прочитай послание (на слайде).
Кто, скажите, смастерил
И детишкам подарил
Деревянного мальчишку,
Озорного шалунишку? (папа Карло, Буратино)
Педагог: Папа Карло и Буратино приглашают вас в свою мастерскую. Проходите пожалуйста.
Открывается занавес, сидит папа Карло и держит Буратино-игрушку, делая вид, что строгает его. Встает и подходит к гостям.
Папа Карло: Здравствуйте, гости дорогие! Я рад приветствовать вас в своей мастерской. Присаживайтесь и чувствуйте себя как дома.
- А вы знаете, что обозначает слово «мастерская»? (место, где что-то мастерят).
Папа Карло: А что я изготавливаю в своей мастерской? (предметы и игрушки из дерева). Обратите внимание на мою выставку, какие поделки я сделал из дерева (на столике представлены несколько предметов из дерева).
Папа Карло: Уважаемые гости, Буратино задали домашнее задание: что можно получить из дерева? (предложения детей).
- Тогда давайте будем работать дружно, отвечать полным ответом, никого не перебивая.
- Внимание на экран. Что делает человек, изображенный на картинке? (на слайде человек, который колет дрова).
- Что после этого происходит с деревом? (дерево растрескивается и разлетается на большие осколки – поленья. На слайде появляется картинка с дровами).
Папа Карло показывает полено.
- Вот именно из такого полена я изготавливаю свои поделки и игрушки.
- Как можно использовать дрова? (топить печь, чтобы согреться и приготовить еду. На слайде дрова в печке).
- Можно ли детям самостоятельно разжигать дровами печь? Почему?
- Как вы думаете, что получается после того, как сгорят дрова? (древесный уголь).
На слайде изображение древесного угля.
- А какой уголь вы еще знаете? (каменный уголь. На слайде появляется картинка с каменным углем).
Папа Карло: А если опустить древесный и каменный уголь в воду, что произойдет?
- Какой вывод можем сделать?
Вывод: Древесный уголь не тонет в воде, а плавает на поверхности, как и дерево. А каменный уголь тяжелый, поэтому он тонет в воде.
На слайде «древесный уголь не тонет в воде».
- Рассмотрите следующую картинку, что на ней изображено? (Человек пилит дрова).
- Что получается во время пиления пилой? (опилки).
- Опилки могут быть крупными и мелкими. В зависимости от того, каким инструментом работают.
- Обратите внимание, какого цвета опилки? (варианты ответов).
- Давайте представим, что мы опустили опилки в воду, что с ними произойдет? (будут плавать на поверхности).
- Какой вывод из этого можем сделать?
Вывод: Опилки не утонули, потому что они деревянные.
На слайде «деревянные опилки не тонут в воде».
- Посмотрите внимательно на следующую картинку, что делает человек? (на слайде человек строгает деревянную доску).
- Каким инструментом работает человек? (рубанком).
Словарная работа со словом «рубанок».
- Что получается после этого с деревом? (стружки).
Рассмотрите стружки поближе.
Папа Карло показывает в контейнере стружки.
Словарная работа со словом «стружки».
- Как вы думаете, можно ли детям выполнять такие действия? Почему? (Предметы, с помощью которых мастер выполняет такую работу, имеют острые и колющие края, поэтому их использовать может только взрослый).
- Как безопасно и самостоятельно мы можем получить деревянную стружку? (использовать карандаш и точилку для карандашей).
- Если мы опустим стружки в воду, что произойдет со стружками (не утонут).
- Какой вывод можем сделать?
Вывод: Стружки не утонули, потому что они деревянные.
На слайде «деревянные стружки не тонут в воде».
- Сейчас мы поиграем в игру «Чудесный мешочек». Попробуйте определить, в каком мешочке опилки, а в каком стружки.
Папа Карло подходит к педагогам и предлагает пощупать материал внутри мешочка, все должны отгадать, что внутри (опилки или стружки).
Папа Карло: Спасибо, вы помогли Буратино узнать, что можно получить из дерева. Давайте расскажем Буратино, какими свойствами обладает дерево?
• Дерево можно распилить – получаются опилки. Опилки не тонут в воде.
• Дерево можно строгать – получаются стружки. Стружки не тонут в воде.
• Дерево можно расколоть – получаются дрова.
• Дерево горит в огне – получается древесный уголь. Уголь не тонет в воде, потому что он из дерева.
- Какой общий вывод можно сделать из всего этого?
Вывод: Дерево и все материалы из него не тонут в воде.
Папа Карло: А где можно использовать опилки? (делают мебель, в сельском хозяйстве, в декорировании, в изготовлении бумаги, в рисовании).
- Молодцы, все правильно сказали, опилки - материал очень простой и совершенно экологичен, его можно использовать в рисовании, опилки разных размеров можно приобрести в магазине и легко приготовить самостоятельно в любом количестве. Опилки можно окрасить в любой цвет и, в зависимости от их размера, получить разную текстуру – от мелко-бархатной до крупно-лохматой.
- И сам материал необыкновенно приятен. Он притягивает не только детей, но и взрослых. Сейчас вы сами попробуете окрасить опилки (вынести необходимый материал для опытов на подносах).
- Сейчас я вам расскажу, как подготовить цветные опилки.
- Необходимо подготовить опилки нужного «размера». Чем мельче, тем выразительнее и эстетичнее получится работа. При необходимости, опилки можно просто просеять через сито или дуршлаг. У вас на столах уже просеянные опилки. Для вас постарались дети подготовительной группы. Процесс просеивания опилок вы можете увидеть на слайде. Это1 шаг.
2 шаг. В миску поместить гуашь или пищевой краситель нужного цвета и немного развести водой до достаточно яркой концентрации.
3 шаг. Добавить раствор в опилки, перемешать до полной пропитки.
4 шаг. Выложить на бумагу или поднос и поставить сушиться в сухое место.
5 шаг. После окончательного высыхания, поместить творческий материал в прозрачные баночки или контейнеры.
Материал для творчества готов!
- Итак, мы переходим к окрашиванию опилок. У вас на столах стоят готовые растворы для окрашивания. Нам необходимо выяснить, все ли растворы окрасят опилки. У всех на столах разные растворы. Попробуйте отгадать с помощью загадок, с какими растворами вы будете работать.
Познакомимся: я - краска,
В круглой баночке сижу.
Вам раскрашу я раскраску,
А еще - картинки к сказке
Нарисую малышу.
Ярче я, чем карандаш,
Очень сочная. (гуашь)
Белые, цветные бывают,
В банках разных проживают,
Чтобы их наносить,
Водицей нужно разводить! (колер)
Белая водица
Всем нам пригодится.
Из водицы белой
Все, что хочешь, делай:
Сливки, простоквашу,
Масло в кашу нашу,
Творожок на пирожок,
Кушай, Ванюшка, дружок! (молоко)
- Можете приступать к работе. Возьмите немного опилок с помощью ложечки и поместите в свою тарелку. Добавьте раствор и перемешайте до полной пропитки.
- Расскажите, что у вас получилось. Окрасились опилки?
Папа Карло спрашивает по очереди педагогов за каждым столом.
- Какой вывод из вашего опыта можно сделать?
- Какой общий вывод можно сделать? (не все жидкости могут окрасить опилки).
- После того, как вы окрасили опилки, им необходимо просохнуть. Вашему вниманию я предлагаю уже готовые окрашенные опилки после просушки. Такими опилками можно рисовать. Работы можно оформить в рамочки и сделать выставку творческих работ.
- Пройдите и посмотрите на творческие работы наших детей, выполненные в технике «рисование цветными опилками».
- Попробуйте отгадать, какую сказку изобразили дети? («Под грибом» В. Сутеева)
- Если у вас есть вопросы, смело их задавайте.
- Спасибо за внимание!