Миронова Светлана
Экспериментирование как средство познавательно-исследовательской деятельности дошкольников
▼ Скачать
В процесс экологического воспитания вошел такой вид деятельности, как экспериментирование, практическая познавательная деятельность с объектами природы, сопровождающаяся наблюдениями, высказываниями. В результате экспериментирования дети получают информацию о природе. У них закладывается в сознании реалистическое представление о предметах природы и её явлениях.
Публикация «Экспериментирование как средство познавательно-исследовательской деятельности дошкольников» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Темочки
Н. Н. Поддьяков отметил, что Дети старшего дошкольного возраста обладают определённым уровнем интеллектуальных процессов и познавательной активностью. А именно, они умеют выделять существенные признаки (особенности, свойства, качества) в воспринимаемом предмете или явлении. Сравнивать этот предмет, явление с другими, находить в них отличительные и сходные признаки. Правильно определять причины и делать выводы. Детское экспериментирование содействует развитию интеллектуальных способностей ребёнка и положительно влияет на уровень экологической воспитанности. А так же, достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения. Нельзя не отметить положительного влияния экспериментов на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности. Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года — практически единственным способом познания мира. Своими корнями экспериментирование уходит в манипулирование предметами, о чем неоднократно говорил Л. С. Выготский.
Организуя работу по внедрению экспериментирования мы начали с создания предметно-развивающей среды, которая позволяет обеспечить каждому ребёнку развитие его способностей, смоделировать функциональное развитие деятельности ребёнка. Использование представленного материала для организации опытов в предметно-развивающей среде позволяет развивать у детей мыслительную деятельность, и интеллект, развить самостоятельность.
В предметное окружение мы внесли технические средства, оборудование и приборы, необходимые для постановки опытов. Это микроскопы, комнатный термометр, увеличительные стёкла, колбочки. Коллекции семян овощей и другого посадочного материала, разная тара для хранения предметов природы (песок, земля, камешки) деревянные, пластмассовые предметы, игрушки, органические удобрения (толчёная скорлупа из яиц и др.). Всё названное оборудование безопасно для здоровья и жизни ребёнка. Так же, помещен в предметное окружение художественный материал: иллюстрированные сказки, репродукции картин, поделки из природного материала (герои сказок на огороде и др.). Мы постарались создать такую предметную среду, которая могла бы обеспечить каждому ребёнку развитие его способностей (конструкторских, художественных, интеллектуальных и пр.). Каждый компонент развивающей среды отвечает принципу функционального комфорта. Всем детям должно быть уютно, удобно, интересно. Предметная среда доступна для самостоятельной деятельности детей (игр с водой, песком, камешками; для опытнических операций). Детям доступен инструментарий, которым они могут воспользоваться в любой момент, который отвечает санитарно-гигиеническим нормам и условиям по охране жизни и здоровья детей.
Педагог принимает меры для создания здоровых и безопасных условий проведения экспериментов. Обеспечивает безопасное состояние предметной обстановки, оборудования, приборов, инструментов и санитарное состояние помещения. Не допускается проведение опытов, сопряжённых с опасностью для здоровья и жизни. В учреждении недопустимы ядовитые и колючие растения, химические удобрения. Педагог проводит инструктаж по технике безопасности с детьми по случаю пользования оборудованием, материалами во время демонстрации опытов. Закрепляет правила поведения при демонстрации опытов через следующие формы и методы обучения: практикумы, беседы, деловые, дидактические игры, решение ситуационных задач, использование фотоиллюстративного материала и пр.
Соблюдение структуры организации опыта.
1. Началом подготовки детей к опытнической работе является предшествующая работа. В неё входит знакомство с объектами, телами неживой природы, их свойствами, качествами, значением для живых организмов.
2. Выбор объекта, оборудования, материалов для эксперимента.
3. Создание мотивации к участию детей в экспериментировании. Наилучшими являются словесные и действенные приёмы, которые помогут сконцентрировать внимание детей. Ласковый тон, интригующая интонация, загадка-описание, или загадка-действие о предмете наблюдения. – Дети, мне нужно у вас спросить что-то интересное. (Интригующая пауза). Мы каждый день видим воду. Пьём её, купаемся в воде. Видим воду в лужах, озёрах, реках. Но что мы знаем о ней? Откуда она берётся? (Выслушать ответы детей). Оказывается, мы не всё знаем! (Затем педагог ставит цель нового наблюдения, опыта).
4. Постановка цели, задач; что будут делать, чего добиваться. Опыт используется как способ решения познавательной задачи. Задача может выдвигаться педагогом совместно с детьми. Задача должна быть чётко сформулирована
5. Анализ состояния объекта. Определение проблемы.
6. Обсуждение вероятности прогноза.
7. Выработка групповых норм и правил поведения. Инструктаж по технике безопасности.
8. Организация опыта (эксперимента). В этой части организации опыта идёт процесс объяснения и показа хода опыта (эксперимента, процесс сенсорного обследования, последовательного рассматривания опытнического материала (воды, земли, песка, растений и их плодов, и семян и пр., самостоятельного получения сенсорной информации. Педагог показывает и обращает внимание на то, что все условия должны быть уравнены, и лишь одно из них, которое влияет на результат опыта, должно быть выделено. Он обучает детей оперировать простейшими формулировками, способам проведения опыта (эксперимента). Приёмы, которыми пользуется педагог в этот момент, должны быть яркими, необычными, чтобы само рассматривание не показалось скучным.
9. При длительно протекающем опыте (экспериментировании) желательно распределить обязанности между детьми по службам: деятельностной (выполнение практической функции, аналитической (наблюдательная функция, диагностической (фиксация результатов опыта).
10. Слежение за результатами длительного протекания опыта. Обсуждение способов фиксации опытов по определённым отрезкам времени. Опыты следует фиксировать через рисунки, схемы, таблицы, диаграммы. Фиксация наблюдений развивает наблюдательность детей и делает их наблюдения полнее, точнее. Фиксация помогает детям сформулировать выводы, запомнить содержание и последовательность протекания опыта.
11. Завершение опыта (эксперимента). Обсуждение полученных результатов. Дети находят ответ на поставленный вопрос, устанавливают причину наблюдаемого явления. Постигают закономерности в жизни растений и осознанно понимают причины многих явлений (от чего идёт дождь, снег) и пр. Выводы, заключения. Подведение итогов, оценка деятельности детей.
12. Оформление диагностических материалов (схем, таблиц, диаграмм, графиков, рисунков).
13. Устройство выставки с наглядными материалами, сопровождающими опытническую деятельность.
14. Проведение досуга, праздника.
Как показали результаты работы, дети с большим энтузиазмом, увлечённостью и серьёзностью относятся к экспериментальной деятельности. У них вырабатываются прочные технологические навыки в организации и проведении опытов, экспериментов, в прослеживании результатов и фиксации их с помощью наглядных средств : эталонов, символов, условных знаков, моделей, схем. Старшие дети успешно овладевают методом простой диагностики.