Светлана Попова
Экспериментирование — как средство когнитивной визуализации познавательного материала.
Термин «визуализация» происходит от латинского visualis – воспринимаемый зрительно, наглядный.
Использование в дошкольном образовании методик, опирающихся на различные виды обобщений, тогда как абстрактное мышление еще не сформировано по чисто возрастным причинам, ослабило связь между возможностями образного мышления дошкольника и восприятием ряда предметов.
Визуализация учебной информации позволяет решить целый ряд педагогических задач: обеспечение интенсификации обучения, активизации познавательной деятельности, формирование и развитие визуального мышления, зрительного восприятия, образного представления знаний и учебных действий, передачи знаний и распознавания образов, повышения визуальной грамотности и визуальной культуры.
Публикация «Экспериментирование — как средство когнитивной визуализации познавательного материала,» размещена в разделах
Продуктом когнитивной визуализации является сформированный сознанием мыслеобраз, определяющий неизвестный, непознанный объект (явление) и репрезентируемый во внешнем плане учебной деятельности.
Одной из фундаментальных потребностей, лежащих в основе как познавательного, так и общего психического развития детей дошкольного возраста, является потребность в новых впечатлениях, новых знаниях.
Отсюда вытекает важность постоянной актуализации прежнего опыта ребенка для овладения новыми знаниями. Процесс изучения нового материала можно представить как восприятие и обработку новой информации путем ее соотнесения с понятиями и способами действий, известными обучающемуся, посредством использования освоенных им интеллектуальных операций.
Проблема развития учебных способностей дошкольников всегда являлась одной из наиболее актуальных. Известно, что темп человеческого развития замедляется с годами, и упущения в раннем возрасте невосполнимы на последующих этапах возрастного становления. И чем полнее будут реализованы потенциальные возможности дошкольника, тем больших успехов личность сможет добиться в жизни.
Для реализации у ребенка способностей к экспериментированию надо создать условия, и тогда он сохранит первые впечатления. Следует учесть наличие специального оборудования. Ни в коем случае не использовать столовые предметы (ложки, чашки и др.) надо показать, что исследование – это научный подход изучения того или иного предмета. Поэтому, чтобы получить точный результат. Надо работать строго со специальным оборудованием (пробки, колбы, микроскопы, держатели, спиртовки и др.)
Например, знакомство детей с понятием «время». Как правило, обучение сводится к изучению циферблата, временем суток и стрелками. Но если познакомить детей с самой суть часами, как измеритель хода времени, дети гораздо быстрее усваивают материал.
Время — это одна из важных составляющих реальности, в которой мы существуем. Все явления окружающего мира протекают во времени. Оно организует и регулирует нашу жизнь и деятельность, мы подчинены его течению, хотя порой не замечаем этого. Ориентировка во времени жизненно необходима ребенку как будущему члену общества, служит базисом его личностной культуры. Умение ориентироваться во времени дает детям возможность успешно развиваться, овладевать различными видами деятельности, познавать окружающий мир и, таким образом, готовиться к школе. Но время невозможно увидеть или потрогать. Поэтому знакомство с этим понятием мы начали со знакомства с солнечной системой.
СЛАЙД 1 с моделью солнечной системы.
Солнце – это звезда, а Земля – третья планета от Солнца. Земля имеет свой спутник – Луну. Мы рассказываем детям о том, что если бы не было солнца, то на Земле всегда была бы ночь, росли и жили только те растения и животные, которым не нужен свет. Но Земля находиться на таком расстоянии от Солнца, что хватает света и тепла для всех живущих на Земле. Земля вращается вокруг своей оси, и происходит смена дня и ночи, а так же вращается вокруг Солнца и происходит смена времен года.
СЛАЙД 2 с глобусом.
Затем знакомим детей с глобусом – моделью Земли. Рассказываем, что люди всего мира договорились о том, что условно поделить землю на часовые пояса – это условные линии, которые есть только на глобусе, а по- настоящему их нет.
Часовые пояса определяют зоны Земли, где в одно и то же время наступает день или ночь.
СЛАЙД 3 с огненными часами.
Людям всегда было необходимо знать время. Первыми часами были петухи. Но они обозначали лишь начало дня. Затем появились огненные часы. Для этого использовались свечи, размеченные черно-белыми полосами. Каждая полоска – это час. Но огненные часы повсюду с собой не возьмешь.
СЛАЙД 4 с цветами на клумбе.
Давным-давно люди заметили, что одни цветки раскрываются утром, а днем закрываются, другие раскрываются под вечер, а третьи – только ночью, а днем всегда закрыты. Открываются цветы не когда им вздумается, а в «свое собственное» время. Утром на солнечной полянке, где растут одуванчики, можно и без наручных часов узнать время. Одуванчики дружно раскрываются в пять часов утра, а к двум-трем часам дня они гасят свои золотые фонарики и засыпают. Одуванчики — это часы луговые. А вот кувшинки — часы речные. Недаром их называют "часами туристов". В семь часов утра они открывают навстречу солнечным лучам свои белоснежные лепестки и в течение всего дня поворачиваются за солнцем.
Так появились цветочные часы. Их изобрел шведский ученый Карл Линней. Он много лет наблюдал за растениями и выяснил, когда раскрываются и закрываются цветки разных растений. Карл Линней посадил в своем саду цветочные часы. На круглой клумбе росли цикорий и шиповник, одуванчик и картофель, ноготки и многие другие. Карл Линней мог определить время, увидев, какие цветки раскрыты. Но ходят такие часы только в солнечную погоду. В пасмурную погоду цветы закрыты. Проводили опыт с детьми, закрывая одуванчики от солнца, прятали их под ведро, но цветы знали свое время, когда им открываться, а когда спать ложиться.
СЛАЙД 5 с часами на песке.
Самыми первыми часами, изготовленные человеком – были солнечные часы.
Как-то раз человек обратил внимание на тень, что падала на землю от дерева. Присмотрелся он и заметил, что тень не стоит на месте, а движется вслед за солнцем. Посмотрел человек как тень по кругу бегает и придумал часы: вкопал в землю столб, а вокруг столба начертил круг, разделил его на части. Каждая часть равнялась одному часу. Взошло солнце и тень от столба медленно двинулась по кругу, отмечая час за часом. Назывались они солнечными. Родина солнечных часов - Вавилон. Более усовершенствованные солнечные часы имели стержень и шкалу, похожую на циферблат часов. По мере того как солнце изменяло свое положение, от стержня падала тень на так называемый циферблат. Передвигаясь от стержня по шкале времени тень показывала который час. Мы научили детей пользоваться солнечными часами.
СЛАЙД 6 с солнечными часами
Позднее такие часы стали изготавливать из дерева или камня и устанавливали на стенах зданий. Еще позже изготовили карманные солнечные часы, но так как карманов у древних людей не было, часы носили на шнурке или цепочке. Недостатком солнечных часов было то, что они не работали в темное время суток, то есть ночью.
Стали люди думать, как бы придумать часы получше, чтобы они одинаково точно показывали время и днем и ночью, и зимой, и летом, и в любую погоду. И придумали. Сделаны они из стекла. Два стеклянных пузырька соединены вместе. Внутри песок. Когда часы работают, песок из верхнего пузырька сыплется в нижний. Высыпался песок – значит прошло определенное количество времени. Часы переворачивают, и счет времени продолжается. Эти часы назвали песочными.
СЛАЙД 7 с песочными часами.
В одном мгновении видеть вечность,
Огромный шар – в зерне песка;
В единой горсти – бесконечность,
И небо – в чашечке цветка
С помощью песочных часов можно дать ребенку почувствовать, сколько тянется тот или иной временной интервал – минута, две, пять, десять… Не бойтесь экспериментировать, попробуйте дать ребенку задание – выполнить какое-то дело и засечь время необходимое для этого, или наоборот, придумать какое-либо простое действие и посмотреть, что ребенок успеет сделать за определенный период времени.
Мы с детьми сами изготовили песочные часы и попробовали целый день жить по ним. Это оказалось трудно.
СЛАЙД 8 с механическими часами.
Человек еще немного подумал и придумал часы, которыми мы пользуемся до сих пор. Это часы с механизмом. Внутрь их поставил пружину, закрутил ее, а чтобы она не раскручивалась, прикрепил к ней зубчатое колесико. Оно цепляется за другое колесико, и вертит его. Второе же колесико вертит стрелки, а стрелки показывают часы и минуты. Это механические часы.
СЛАЙД 8 с электронными часами.
На этом человек не остановился и придумал часы без стрелок. В таких часах на циферблатах только светящиеся цифры, которые меняются с каждой прошедшей минутой. Эти часы называются электронными и работают от электрической сети и на батарейках.
СЛАЙД 9 часы с батарейками из картофеля.
Картошка, как известно, продукт хоть и иноземного происхождения, но уже ставший практически национальным и универсальным у нас, в России… Так почему не найти ему другое, не менее достойное применение, чем поглощение миллионами желудками россиян? Действительно сделать батарейку из картошки не так уж сложно и затратно. Зато весьма оригинально и нестандартно. Конечно, батарейка из картошки – это не ядерный синтез энергии, но, тем не менее, запитать простые электронные часы весьма возможно. Согласно исследователям, цинковый, медный электроды, и кусок картошки — вот все, что нужно для изготовления работающей батарейки. Вареная картошка более предпочтительна. Исследователи открыли, что вареная картошка вырабатывает в 10 раз больше энергии, чем сырая. Такая батарейка может работать неделями. Мы изготовили с детьми такую батарейку, от которой работают небольшие электронные часы. К слову сказать, проработала такая батарейка неделю. Так как картошка в данном случае играет роль электролита, то можно использовать и другие продукты: лимоны, бананы, апельсины…
СЛАЙД 9 изготовления батареек для часов из лимона.
Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, самостоятельными, творческими личностями, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы. Превращение ребенка в творческую личность зависит во многом от нас, педагогов, от технологии педагогического процесса, в связи с этим, одна из основных задач ДОУ поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.
В заключение моего выступления хотелось бы продемонстрировать слайды с другими опытами, которые мы проводили с детьми.
Слайд-шоу с опытами. (СЛАЙД 10-20)
В конце своего выступления хотелось бы порекомендовать вам коллеги литературу, которая очень помогла нам в работе над темой по визуализации учебного материала.
СЛАЙД 21