Наталья Хаванева
Экспериментальное изучение творческого воображения дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация: Данная статья раскрывает опыт работы воспитателя по выявлению и развитию творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.
Ключевые слова: Эксперимент, уровень развития, творческое воображение.
Творческие процессы обнаруживаются уже в раннем детстве. Один из важных вопросов детской психологии и педагогики – это вопрос о творчестве у детей, о его развитии и о значении творческой работы для общего развития и созревания ребенка.
Публикация «Экспериментальное изучение творческого воображения дошкольников» размещена в разделах
О развитии детского воображения в дошкольном возрасте судят не только по представлениям и ролям, которые дети берут на себя в играх, но и на основе анализа материальных продуктов их творчества, в частности поделок и рисунков.
Приступая к практической работе, взяла за основу высказывание известного психолога Л. С. Выготского, который говорил о необходимости интенсивного развития творческого воображения в дошкольном детстве, ибо «воображение ребенка развивается постепенно, по мере приобретения им определенного опыта». Наиболее чувствительный, «сензитивный» возраст для развития воображения, как отмечал Выготский, - это дошкольное детство. В своей исследовательской деятельности использовала 3 вида педагогического эксперимента : констатирующий, формирующий и контрольный.
Целью констатирующего эксперимента было : выявить уровень творческого воображения у детей в начале эксперимента. В своей работе использовала методику «Придумывание истории к сказке», для диагностирования творческого воображения. Детям показала заранее приготовленные картинки с персонажами различных сказок. С их помощью дети должны были придумать новую сказку, на придумывание дали 1 минуту, на пересказ – 2 минуты.
Оценка результатов проводилась по следующим параметрам:
1. По скорости придумывания сказки:
0 баллов – если за 1 мин ребенок так и не смог ничего придумать;
1 балл – если справился с заданием за 1 минуту;
2 балла – если справился до 1 минуты.
2. Необычность, оригинальность сюжета сказки:
0 баллов – если ребенок использовал сюжет уже знакомой детям сказки;
1 балл – если привнес в знакомую сказку что – то новое от себя;
2 балла – если сказка полностью придумана ребенком.
3. Проработанность, детализация образов в сказке:
0 баллов – если персонажи (события, вещи) только называются ребенком и никак дополнительно не характеризуются;
1 балл – если кроме названия указываются еще и признаки;
2 балла – если объекты характеризуются 3 или более признаками.
4. Впечатлительность и эмоциональность образов в сказке:
0 баллов – если образы не производят никакого впечатления на слушателей и не сопровождаются никакими эмоциями со стороны рассказчика;
1 балл – если эмоции у рассказчика едва выражены и слушатели немного реагируют на сказку;
2 балла – если и сама сказка, его передача выразительны и эмоциональны.
Уровни развития творческого воображения :
8 б. – очень высокий; 6-7 б. – высокий; 4-5 б. – средний; 2-3 б. – низкий; 0-1 б. – очень низкий.
Проведя данный эксперимент, сделала вывод, что данная методика слишком сложна, так как уровень воображения детей слишком низок, в виду того, что требуемая работа по созданию творческого воображения с детьми данной группы не проводилась и это задание для них ново, незнакомо и поэтому сложно.
С помощью множества упражнений и методик решила повысить общий уровень детей, и с этой целью приступила к проведению формирующего эксперимента. Провела с детьми игры: «На что это похоже?», которая направлена на развитие у детей способности создавать в воображении образы предметов на основе геометрических фигур, схематических изображений; «Фоторобот», направленная на создание произвольного образа (фантастического животного) по заданному условию, используя схематические изображения. Результаты оценивались по 2-х бальной системе и по 3-м категориям: соответствие изображения заданию фоторобота, оригинальность, выбор выразительных средств. Также в своей работе использовала элементы ТРИЗ. Сначала давала более простое задание: найти общее между деревом и цветком, луной и солнцем, затем задачу немного усложнила, предложила найти выход из незавидного положения: «Вас поймала баба – яга и хочет съесть. Что делать?». В следующем задании перед детьми была поставлена еще более сложная задача: «В далеком море – океане, за тридевять земель от родного леса на скалистом берегу необитаемого острова зверюшки решили построить конфетную фабрику. Все свободное от скал место заняло здание фабрики, склад и гостиница. Заказов было очень много, но негде хранить на фабрике джем, мед и другое сырье. Все склады заняты молочной начинкой. Что делать? Стали звери гадать, думать, где найти место, чтобы хранить бочки с медом, банки с джемом и другие начинки. Попытайтесь им помочь». Неожиданно для нас дети дали десяток оригинальных, необычных и при этом экологически «чистых» решений. Использовались не только водные ресурсы, пещеры, пустоты, но и дошло до воздушного ресурса.
Систематическое использование элементов ТРИЗ помогает постепенному развитию творческого воображения. Если до обучения творческую задачу дети решали способом, мало отличающимся от старых вариантов, методом проб и ошибок, то после обучения ответы детей стали намного оригинальнее, интереснее, дети научились творчески разрешать возникшую проблему.
Кроме выше перечисленных методик использовала следующее упражнение: предложила нарисовать рисунок с незаконченными изображениями, что-нибудь интересное, а потом рассказать по рисунку необычную, оригинальную историю; провела игру «Раздумье о словах», где нужно было назвать, что бывает быстрым, холодным, сильным. В начале игры дети при ответе затруднялись, допускали ошибки, но постепенно дети стали активнее, давали больше правильных ответов. Данные упражнения формирующего эксперимента, их результаты, еще полностью не доказывают эффективность проделанной работы. Следует провести контрольный эксперимент.
В контрольном эксперименте использовала сложную методику «Придумай игру». В данном задании выделялось 10 минут на придумывание игры. После пройденного времени дети рассказывали о ней, отвечая на следующие вопросы:
1. Как называется игра?
2. В чем она состоит?
3. Сколько человек необходимо для игры?
4. Какие роли получают участники в игре?
5. Как будет проходить игра?
6. Каковы правила игры?
7. Чем должна будет закончена игра?
8. Как оцениваться результаты игры и успехи отдельных участников?
По каждому из критериев: оригинальность и новизна, продуманность условий, наличие в игре различных ролей для участников, наличие определенных правил, точность критериев оценки успешного проведения игры, выставляла следующие баллы:
0 баллов – если полностью отсутствовал в игре любой из пяти признаков;
1 балл – наличие, но слабая выраженность в игре данного признака;
2 балла – присутствие и отчетливая выраженность в игре соответствующего признака.
Выводы об уровне развития: 10 б. – очень высокий, 8-9 б. – высокий, 6-7 б. – средний, 4-5 б. низкий, 0-3 б. – очень низкий.
Проведя работу по выбранным методикам, удалось повысить уровень развития творческого воображения у выбранных детей и доказать предположение Л. С. Выготского, что воображение ребенка развивается постепенно, по мере приобретения им определенного опыта. Различные виды упражнений, интеллектуально-развивающие игры, изобразительная деятельность, а также конструирование, с/ролевые игры, кукольный театр, которые проводились, но не описывались, способствуют эффективному развитию творческого воображения. Упражнения, проведенные нами, были детям интересны, увлекательны, предлагались в разнообразной форме и поэтому не утомляли детей. Данные выше упражнения дали положительный результат, повысили эмоциональное состояние детей. Проделанная работа эффективна, оригинальна и в то же время реальна для использования в работе любого дошкольного учреждения.
Таким образом, каждый ребенок имеет свои, только ему присущие черты, которые могут быть распознаны достаточно рано. Долг родителей и воспитателей заметить и развить скрытые способности и задатки.
ЛИТЕРАТУРА
1. Боринская, С. А. Свой мир создаем сами: (О роли игры в развитии творческой способности ребенка) // Семья и школа. – 1995. – №2. – С. 12-13.
2. Драгунова, О. В., Парфенова, О. В. Произведения искусства и развитие творческих способностей детей / Нач. школа – 1993 – №6. – С. 40–44.
3. Дьяченко, О. М. Воображение дошкольника – М. : Знание, 1986 – 96 с.