Ирина Юшманова
Экспериментальная музыкальная деятельность «Шумовые инструменты»
▼ Скачать + Заказать документы
Экспериментальная музыкальная деятельность «Шумовые инструменты»
музыкальный руководитель : Юшманова Ирина Мартемьяновна
Цель: Создать условия для развития у детей познавательного интереса, наблюдательности, способности к самостоятельному экспериментированию.
Задачи:
- расширять кругозор детей через знакомство с шумовыми и музыкальными инструментами;
Публикация «Экспериментальная музыкальная деятельность „Шумовые инструменты“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Работа музыкального руководителя
- Самодельные музыкальные инструменты. Шумовой оркестр
- Темочки
- развивать образное мышление, чувство ритма в процессе познавательно-исследовательской деятельности;
- поддерживать инициативу и стремление детей к импровизации при игре на самодельных игрушках-инструментах;
- воспитывать любознательность, интерес к музыкальной деятельности,
умение взаимодействовать в коллективе.
Форма организации: групповая, подгрупповая.
Формы реализации детских видов деятельности : слушание, муз. -ритмические движения, игра на ДМИ, импровизация.
Оборудование: муз. записи, фортепиано, музыкальные инструменты (металлофоны, треугольник, колокольчики, бубенчики, барабан, целлофановым пакетом, бутылочки.)
1. Вводная часть (мотивация)
Муз. рук. : Здравствуйте, ребята. Давайте мы с вами поздороваемся под веселую музыку.
Музыкальное приветствие с движениями.
Дети заходят в зал и встают около стульчиков.
С добрым утром, глазки – моргают
С добрым утром, щёчки – массируют щёчки
С добрым утром, ушки – массируют ушки
С добрым утром, ручки – гладят ручки
С добрым утром, ножки – гладят ножки
Бежим мы по дорожке – бег на месте
Мы проснулись, мы проснулись,
Тра-ля-ля-ля - пружинка
И друг другу улыбнулись - улыбаются друг другу.
Муз. рук. А сейчас послушайте стихотворение
Стихотворение:
Все на свете дети знают, звуки разные бывают.
Журавлей прощальный клёкот, самолёта громкий ропот,
Гул машины во дворе, лай собаки в конуре,
Стук колёс и шум станка, тихий шелест ветерка.
Это звуки шумовые. Только есть ещё другие:
Не шуршания, не стука - музыкальные есть звуки.
2. Основная часть.
М. р. : Ребята, кто догадался, о чём сегодня мы с вами будем говорить на нашем занятии?
(Следуют ответы детей).
М. р. : Верно, речь пойдёт о шумовых инструментах.
М р: А в домике у меня живут волшебные инструменты, которые окружают нас повсюду. Мы с вами проведем эксперимент. Чем же отличается шумовой звук от музыкального? Все звуки делятся на шумовые и музыкальные.
1 Эксперимент : «Музыка или шум»
Оборудование (металлофоны, треугольник, колокольчики, бубенчики, барабан, целлофановым пакетом, бутылочки)
М. р. У шумовых звуков нет точной высоты на слух звуковую высоту шума мы точно определить не сможем. Шум он и есть шум. Воспроизвести в точности, как шумит дерево на ветру, ни голосом, ни с помощью музыкального инструмента невозможно. В музыке, естественно, основное значение имеют музыкальные звуки, хотя нередко используются и шумовые их создают многие ударные инструменты. (например)
У музыкального звука имеется своя высота, она то и позволяет отличить один звук от другого, повторить услышанный звук голосом или на музыкальном инструменте допустим, нажав на клавишу или тронув струну. (например)
Сейчас я вам предлагаю по очереди зайти в волшебный домик и извлечь звуки из предметов. Остальные должны угадать название музыкального инструмента или звучащего предмета.
М. р. : Ребята я предлагаю вам самим побыть настоящими музыкантами.
Дети исполняют песню «Веселый музыкант» А. Филиппенко
2 Эксперимент : «Поющий бокал».
(Перед детьми стоят несколько стеклянных стаканов с водой в равных количествах)
- Веселая тучка помогла нам наполнить стаканчики водой.
- Что надо сделать, чтобы стаканчики издали звук? (ответы детей, постучать по ним) - Но надо помнить, что стаканчики из стекла, поэтому стучать по ним мы будем осторожно. (М. р. стучит)
- Но звук вов всех стаканчиках какой-то одинаковый. Попробуем его изменить. (М. р. наливает в стаканчики разное количество воды)
(Взять тонкостенный бокал, поставить на стол, левой рукой держать за ножку, а правой, слегка помочив пальцы водой, средним или указательным пальцем водить по краю бокала. Появляется мелодичный звук.)
- Что вы услышали? - А как я это сделала? (Ответы детей)
- Попробуйте и вы сделать так, чтобы бокал запел. (Дети экспериментируют с бокалом)
- Почему бокал запел? (Ответы детей)
Вывод: Когда мы проводим пальцем по краю бокала, стекло бокала и вода в нем дрожит, образует звук.
Как вы думаете, стаканчики будут звучать одинаково или по-разному? (ответы детей)
- Ребята, давайте это проверим и послушаем? (стучит)
- Одинаковые ли звуки мы слышим?
- Почему стаканчики звучат по-разному? Что влияет на звон?
Вывод: На звук влияет количество воды, звуки получаются разные. Чем меньше воды в стаканчике, тем звук звонче.
Муз рук. : Мы с вами настоящие музыкознайки и узнали о том, что любой инструмент может зазвучать. У меня есть предложение. Давайте попробуем что-нибудь смастерить. Я хочу вам предложить можно ли сделать вот из этой простой трубочки музыкальный инструмент?
3 Эксперемент «Музыкальный свисток»
Музыкальный руководитель : Какие замечательные у вас получились музыкальные инструменты! Давайте мы поиграем с ними в оркестре.
Оркестр под р. н м. «Калинка –малинка».
Музыкальный руководитель : Вот такой у нас получился шумовой оркестр! Молодцы.
3. Рефлексия.
Итак, ребята, давайте вспомним, о чем мы занимались сегодня на занятии.
Муз. рук. : А что вам сегодня было особенно интересно?
Муз. рук. : А что вызвало затруднения?
А сейчас я предлагаю вам оценить свою работу на этом занятии. Если вы считаете, что хорошо работали, сыграйте на своих дудочках.
Молодцы, ребята теперь вы можете и дома смастерить такие замечательные «шумелки» и устроить настоящий концерт вместе с родителями.
Спасибо.