Лучший педагог года Итоги 2024

Экспериментальная деятельность для детей 6–7 лет «Исследуем мир через науку и игру»

Елена Чувашева
Экспериментальная деятельность для детей 6–7 лет «Исследуем мир через науку и игру»
▼ Скачать + Заказать документы

В возрасте 6–7 лет дети превращаются в настоящих «почемучек». Их интересует всё: почему дует ветер, как растут растения, почему одни предметы тонут, а другие плавают. Экспериментальная деятельность — это идеальный способ удовлетворить детское любопытство, развить критическое мышление и заложить основы научного мировоззрения. Как организовать такие занятия, какие опыты подойдут дошкольникам и чем они полезны.

Зачем экспериментировать с детьми 6–7 лет?

1. Развитие познавательной активности

Дети учатся задавать вопросы, выдвигать гипотезы и проверять их на практике. Это формирует навыки самостоятельного поиска информации.

2. Подготовка к школе

Опыты учат анализировать, сравнивать, делать выводы — ключевые умения для успешного обучения.

3. Стимуляция творческого мышления

Нестандартные эксперименты (например, рисование на молоке) развивают воображение и креативность.

4. Социализация

Совместные опыты в группе учат детей работать в команде, делиться идеями и уважать мнение других.

___

Как организовать эксперименты: 5 правил для педагогов и родителей

1. Безопасность — прежде всего

Используйте нетоксичные материалы (сода, лимонная кислота, растительное масло). Исключите стекло, огонь, острые предметы.

2. Простота и наглядность

Опыт должен занимать не более 10–15 минут, а результат — быть очевидным. Например, «вулкан» из соды и уксуса мгновенно вызывает восторг.

3. Связь с жизнью

Выбирайте темы, которые дети видят вокруг: погода, свойства воды, магниты, рост растений.

4. Активное участие ребенка

Пусть дети сами наливают воду, смешивают ингредиенты, наблюдают и делают выводы.

5. Игровой формат

Добавьте сюжет: «Мы — учёные-исследователи! Сегодня узнаем, как спасти бумажный кораблик от шторма».

___

Эксперименты для детей 6–7 лет

1. «Радуга в стакане»

Цель: Понять разную плотность жидкостей.

Материалы: Мёд, подкрашенная вода, растительное масло, стакан.

Ход:

1. Налейте в стакан слой мёда.

2. Аккуратно добавьте слой воды.

3. Добавьте слой масла.

Обсуждение: Почему жидкости не смешались? Какая из них тяжелее?

2. «Танцующая кукуруза»

Цель: Показать реакцию газа и жидкости.

Материалы: Газированная вода, зерна кукурузы, прозрачный стакан.

Ход:

1. Налейте в стакан газировку.

2. Бросьте несколько зерен кукурузы.

3. Наблюдайте, как пузырьки газа поднимают их на поверхность.

Обсуждение: Почему кукуруза «танцует»? Откуда берутся пузырьки?

3. «Невидимые чернила»

Цель: Познакомиться с окислением.

Материалы: Лимонный сок, ватная палочка, бумага, утюг.

Ход:

1. Напишите слово лимонным соком на бумаге.

2. Дайте высохнуть.

3. Прогладьте лист утюгом — надпись проявится.

Обсуждение: Почему сок стал видимым? Как ещё можно сделать невидимые чернила?

4. «Воздушный шарик, который надувает себя сам»

Цель: Изучить химическую реакцию.

Материалы: Пластиковая бутылка, уксус, сода, воздушный шарик.

Ход:

1. Налейте в бутылку уксус (1/4 объема).

2. Насыпьте в шарик 2 ч. л. соды.

3. Наденьте шарик на горлышко и вытряхните соду в уксус.

Обсуждение: Почему шарик надулся? Какой газ выделился?

5. «Цветы-хамелеоны»

Цель: Понять, как растения поглощают воду.

Материалы: Белые гвоздики, пищевые красители, стаканы с водой.

Ход:

1. Добавьте в воду разные красители.

2. Поставьте цветы в стаканы.

3. Через 12 часов лепестки окрасятся.

Обсуждение: Как вода попала в лепестки? Почему цветы меняют цвет?

___

Как интегрировать эксперименты в образовательный процесс: новые идеи

Экспериментальную деятельность можно гармонично вплести в обучение, сделав ее неотъемлемой частью программы. Вот свежие идеи, которые помогут разнообразить подходы и усилить интерес детей 6–7 лет:

___

1. Проектная деятельность

Суть: Дети участвуют в долгосрочных проектах, где эксперименты становятся этапами исследования.

Примеры:

• Проект «Как вырастить фасоль?»

Дети сажают семена, наблюдают за ростом, фиксируют изменения в дневнике, экспериментируют с условиями (свет, вода, тепло).

• Проект «Почему исчезают лужи?»

Изучают испарение воды, проводят опыты с нагреванием и замораживанием.

Плюсы: Учит планировать, анализировать, работать в команде.

___

2. Эксперименты + цифровые технологии

Суть: Сочетание реальных опытов с виртуальными симуляциями или приложениями.

Примеры:

• Перед экспериментом «Извержение вулкана» покажите детям короткий мультфильм о вулканах.

• Используйте приложения-симуляторы (например, «Научные опыты для детей», где можно «смешивать» вещества на экране.

Плюсы: Делает сложные процессы наглядными и безопасными.

___

3. Связь с литературой и сказками

Суть: Эксперименты как продолжение сюжетов книг или сказок.

Примеры:

• После чтения сказки «Заюшкина избушка» (ледяной дом) проведите опыт: как лёд тает в тепле, а вода замерзает на холоде.

• По мотивам «Цветика-семицветика» изучите оптические иллюзии с призмами и созданием радуги.

Плюсы: Развивает межпредметные связи и фантазию.

___

4. Научные квесты

Суть: Серия экспериментов, объединенных общей темой или сюжетом.

Пример:

• Квест «Спасение планеты от засухи»:

Дети выполняют задания:

1. Опыт с фильтрацией воды (как очистить грязную воду).

2. Эксперимент с испарением (как образуются облака).

3. Создание «дождя» из губки и воды.

Плюсы: Повышает мотивацию через игровую форму.

___

5. Экологическая лаборатория

Суть: Эксперименты, связанные с заботой о природе.

Примеры:

• Опыт «Как разлагается мусор?»: закопайте в землю бумагу, пластик, кожуру банана и наблюдайте за изменениями месяц.

• Эксперимент «Чистый воздух»: сравните воздух в помещении и на улице с помощью прозрачных стаканов и ватных дисков.

Плюсы: Формирует экологическое сознание.

___

6. «Научный театр»

Суть: Дети разыгрывают сценки, где герои решают проблемы через эксперименты.

Пример:

• Сценка «Почему растаял снеговик?»:

Дети играют роли снеговика, солнца и ветра, а затем проводят опыт с таянием льда под разными условиями.

Плюсы: Развивает эмоциональный интеллект и креативность.

___

7. Семейные научные дни

Суть: Привлечение родителей к экспериментам.

Примеры:

• Организуйте «День открытых дверей», где дети показывают родителям опыты.

• Раздайте семьям «набор юного химика» для домашних экспериментов (например, «вулкан» из соды и уксуса).

Плюсы: Укрепляет связь между семьей и детским садом/школой.

___

8. Эксперименты в режиме реального времени

Суть: Наблюдение за природными явлениями и их моделирование.

Примеры:

• Во время дождя поставьте стакан на улицу, чтобы измерить уровень осадков.

• Создайте «мини-торнадо» в банке с водой и блёстками.

Плюсы: Учит видеть науку в повседневной жизни.

___

Важно: Даже простые эксперименты можно превратить в увлекательный образовательный инструмент. Главное — поддерживать детское любопытство и показывать, что наука — это не скучно, а потрясающе интересно

___

Ошибки, которых стоит избегать

1. Слишком сложные объяснения

Не используйте термины вроде «химическая реакция» или «плотность». Говорите образно: «Пузырьки газа толкают кукурузу вверх».

2. Жесткие рамки

Если опыт «не сработал», обсудите с детьми, почему так вышло. Это тоже ценный опыт!

3. Игнорирование вопросов

Даже если вопрос кажется странным («А что, если добавить сок вместо воды?», предложите проверить это в следующем эксперименте.

___

Заключение

Эксперименты для детей 6–7 лет — это не просто развлечение, а первый шаг в мир науки. Они учат наблюдать, анализировать и не бояться ошибок. Главное — поддерживать интерес ребенка, поощрять его вопросы и давать возможность самому стать «главным исследователем». А чтобы занятия были ещё увлекательнее, дополняйте их сказками, загадками и тематическими играми. Например, после опыта с радугой можно прочитать легенду о том, как радуга появилась на небе.

Помните: сегодняшний маленький эксперимент может стать началом большого научного пути!

Публикации по теме:

«Театр через игру»«Театр через игру» Мир детства,внутренний мир ребенка-ключ ко многим волнующим проблемам нашей жизни. Раскрыть заветную дверь в мир детского сознания помогает.

Фотоотчет «Знакомство детей с профессией медика» через сюжетно-ролевую игруФотоотчет «Знакомство детей с профессией медика» через сюжетно-ролевую игру «Поликлиника» Задачи: Вызвать у детей интерес к профессии врача. Воспитывать чуткое, внимательное отношение к больному, доброту, отзывчивость,.

Фотоотчет «Закрепление артикуляционной гимнастики через игру»Фотоотчет «Закрепление артикуляционной гимнастики через игру» Ребята, вы любите сюрпризы, сегодня вам пришла посылка, а от кого вы узнаете если отгадаете загадку: С каждым днем все холоднее, Греет.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экспериментальная деятельность для детей 6–7 лет «Исследуем мир через науку и игру»
Опубликовано: 26 января 2025 в 15:33
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Экспериментальная деятельность для детей 6–7 лет «Исследуем мир через науку и игру»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Чувашева (УИ 336653) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
28 января 2025 вторник
День лего-конструирования!
Знакомимся с художником Куинджи
29 января 2025 среда
Слава русским первооткрывателям!
Торжественное открытие акции ко Дню Победы!
Материалы для подготовки празднования 9 мая

День открытия 2025 года - Года защитника Отечества!
Развиваемся, играя!
Изучаем транспорт и машины!
Знакомимся с писателем и его героями!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД