Ольга Еремеева
Экспедиция по жизни и творчеству кузбасского поэта В. Д. Федорова для учащихся 6–7 классов
▼ Скачать + Заказать документы
Экспедиция
по жизни и творчеству В. Д. Федорова
Методическая разработка включает в себя мероприятие, посвященное людям Земли Кузнецкой.
Пояснительная записка
В век информационной революции, современных технологий и технического прогресса, очень трудно привлечь детей к чтению литературы. Уже не достаточно рассказать о том, как интересна книга, творчество её автора, необходимы новые формы и методы работы. Особенно важно ознакомить детей с творчеством писателей земляков, чьи произведения близки и понятны по духу, эмоциональным переживаниям, эстетическому восприятию. Поэтому свое мероприятие, я построила как экспедицию по жизни и творчеству кузбасского поэта В. Д. Федорова. Данная форма мероприятия позволяет не только знакомить с биографией поэта, но и учит школьников самостоятельно анализировать произведения, соотнося их с основными этапами жизни поэта. Мероприятие очень актуально на современном этапе жизни, так как помогает учащимся узнавать историю своего края, знакомиться с людьми, прославляющими свою Родину. Экспедиция по жизни и творчеству В. Д. Федорова входит в серию мероприятий, посвященных людям Земли Кузнецкой, что способствует воспитанию патриотизма, активной гражданской позиции учащихся.
Публикация «Экспедиция по жизни и творчеству кузбасского поэта В, Д, Федорова для учащихся 6–7 классов» размещена в разделах
- Кемеровская область. Кузбасс
- Средняя школа, 6 класс
- Средняя школа, 7 класс
- Средняя школа. 5-9 классы
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2016
Цели:
формирование интереса к литературным произведениям писателей Кузнецкого края, через изучение жизни и творчества В. Д. Федорова.
Задачи:
расширять знания учащихся о творчестве В. Д. Федорова;
знакомить учащихся с биографией поэта;
работать над выразительностью чтения;
развивать память, внимание, логическое мышление, умение работать в группе.
Оформление:
портрет В. Д. Федорова;
выставка произведений;
карта Кемеровской области;
календарь знаменательных дат из жизни В. Д. Федорова.
Оборудование:
аудиомагнитофон;
литературно-музыкальная композиция на стихи В. Д. Федорова «По главной сути»
Подготовительный этап:
За две недели до проведения мероприятия двум микрогруппам из 6 - 7 классов, в составе 3-5 учащихся дается задание :
Подробней познакомиться с жизнью и творчеством В. Д. Федорова;
Сделать подборку стихотворений к различным этапам жизни поэта.
Ход мероприятия:
Тишина, чуть слышно звучит музыка, и …
Ведущий:
Рожь тихонько качалась, и весь я
Замер, будто бы кто пригрозил,
В непонятном тогда равновесье
Молодых, неизведанных сил.
В непроглядную мглу пеленая,
Летний зной осенял деревца,
Вдруг явился, откуда – не знаю,
Тонкий облик родного лица.
Лоб сплетенные косы венчали,
А в глазах, где не видно ни зги,
Было столько суровой печали
И какой-то нездешней тоски.
Ведущий:
- Не правда ли прекрасное стихотворение, как картинка из сказки, таинственная и
волшебная, а написал его наш земляк – Василий Дмитриевич Федоров.
И сегодня мы с вами отправляемся в экспедицию по жизни и творчеству Василия
Федорова. А поможет нам в этом календарь знаменательных дат жизни поэта. И я
знаю, что вы тоже пришли не с пустыми руками, а хорошо подготовились к нашей
экспедиции.
педагог обращает внимание детей на календарь знаменательных дат
Ведущий:
- Год 1918…
Только что отгремела Октябрьская Социалистическая Революция. Тревожные, голодные годы, хаос, разруха…
В семье каменщика Дмитрия Федорова, рождается 9 ребенок Василий Дмитриевич Федоров.
Федоров родился в городе Кемерово, вырос в деревне Марьевка. Кемерово… Яйский район… Марьевка…
Педагог обращает внимание детей на карту Кемеровской области
Ведущий:
- В то тяжелое время почти ни чего не строили, как было каменщику, Д. Федорову прокормить свою многодетную семью? Надо перебираться в деревню к земле – кормилице, к родным…
- И так они переезжают в марьевку…
Медленно встает ученица …
- Марьевка стоит «на высоком берегу дневного русла. Под нею озеро, окаймленное зарослями черемухи и калины, за озером – заливные луга, устланные цветами, за лугами – быстрая пескаревая река с белесой гладью, с береговыми скулами выгибов, за рекой зеленый лес с темными пиками кедров и далекий туман…»
Ведущий:
- Ребята, ведь нам знакома – эта картина, красота природы нашего края. (Небольшая дискуссия о природе родного края)
Ведущий:
- Да, вы правы, все, что нас окружает, откладывает отпечаток на нашу жизнь.
Так и случилось с Василием Федоровым. Самые яркие впечатления, первые чувства – радостные и горькие. Чудо жизни. Красота. Все это открылось взору и душе ребенка здесь, в Марьевке, и определило его жизненное дело.
- Подумайте, какое Стихотворение подходит к этому периоду.
Ученица:
Как прекрасен
Над лесом
Зари окоем,
Как любезны в песках берега,
Как прекрасны
В наряде венчальном своём
По весне заливные луга.
И стою я
Притихший,
Смиряя свой нрав
Песнопением марьевских птиц,
И глядят на меня
Из некошеных трав
Голубые глаза медуниц.
Здравствуй, милый,
Кедрово – березовый край,
С этих лугов, где ноша легка.
Если есть в небесах
Хоть какой – нибудь рай,
В нем должны быть
Такие луга.
Ведущий:
- Хорошо, правильно…
Библиотекарь переворачивает календарь знаменательных дат.
Ведущий:
- Год 1923
- Какие события произошли в жизни Федоровых в этом году?
Ученик:
- Когда Васе было 5 лет, умер его отец. В последствии он сказал такие слова: «Отец… Хорошо помню… Лет пять уже было. да, лет пять. Отец идет рядом с лошадью, запряженной в телегу, - поднимается в гору… уходит от меня… больше я его никогда не видел.»
Ведущий:
- Да, для Федоровых наступили тяжелые времена, но семья выстояла. Дружно справлялись они со всеми проблемами, вместе работали и отдыхали. Мама, Ульяна Наумавна, хорошо знала народное творчество, песни, частушки. Она любила рассказывать свои сны, истолковывая их, предугадывая будущие события. Не здесь ли истоки «Снов поэта» - классически прекрасных новелл.
- Мы с вами готовы поговорить о сне «Хромовые сапожки», и так…
(Диалог о произведении, 2-3 минуты)
Ведущий:
- Молодцы, я с вами полностью согласна, в том что «сны поэта», воспринимаешь как реальнейшую реальность.
Педагог переворачивает календарь знаменательных дат.
Год 1933…
Ведущий:
- Василию Федорову 15 лет. А сколько всего уже было. Начинал он работать пастухом, был водовозом, пахарем, учетчиком фермы, младшим счетоводом, кассиром колхоза. А кем он стал в 15 лет?
- Правильно, помощником бригадира. А дальше, учеба в Новосибирском авиационном техникуме, а затем работа на Иркутском авиационном заводе.
И все это время В. Федоров писал стихи, в которых отражались его чувства, юношеская любовь, эпоха того времени.
Давайте подумаем, какое произведение больше всего подходит к этому периоду жизни поэта.
Ученица:
Люблю я день после дождя,
Слезами божьими умытый,
За кроткий взгляд, как у дитя,
И простодушный и открытый,
Люблю я день после дождя.
В такое время мир мне мил,
Как жизнь сама, как откровение,
Когда среди враждебных сил
Царит любовь и примирение.
В такое время мир мне мил.
Такое время длит мой срок,
Судьбой подаренной не слепо,
За что с пригорка свой цветок
Земля протягивает небу.
Такое время длит мой срок.
Люблю я день после дождя,
Поля, успевшие омыться,
Земля смеется, как дитя,
Когда ей сон о детстве снится.
Люблю я день после дождя.
Ведущий:
- Да, лирическое, замечательное произведение. Ведь молодость прекрасна.
Педагог переворачивает календарь знаменательных дат.
Год 1940…
Ведущий:
- Ребята, какое знаменательное событие произошло в жизни Федорова в этот год?
Ответы детей:…. (первая публикация стихотворения «К матери…»)
Ведущий:
Говорила о юность,
Вспоминала без радости
Свою юность отцветшую
Моя старая мать.
Говорил ей; не юность ли?
Повторял ей, не радость ли,
Если песню веселую
Можно вновь запевать.
Не уйдешь недолюбленной,
Не уйдешь недоласканной,
И о прожитом станешь ли
Горевать и рыдать?
Говорю ей, не радость ли?
Повторяю ей, не радость ли?
Если нам твои горести
Не пришлось повторять?
Скорби сердца не выбиться
Криком чайки подстреленной.
Счастью яркими перьями
В темноту не влететь.
Что ни, то красивое,
С каждым днем всё уверенней
По дороге намеченной
Мы идем молодеть.
Не вздыхай по ушедшему-
По истоптанной юности.
Радость в домик наш просится,
Принимай ее, мать!
Ведущий:
- Василий Федоров, становится знаменитым. Он к этому не стремился, ему помог друг. А как?
(Вспоминает биографию Федорова в этот период)
Педагог переворачивает календарь знаменательных дат.
Год 1941-1945…
Ведущий:
- Великая Отечественная война. Война, какое страшное слово. Сколько горя в этом слове. И эта беда наложила свой отпечаток на творчество В. Федорова.
Медленно встает ученица и под музыку произносит такие слова:
Цветы стыдливости полны,
Порой они лишь слабо брезжут,
В дни горя, бедствий и войны
Они нам на глаза не лезут.
Уйдет разлучница – беда,
Цветы приходят с доброй вестью
Есть торжество цветов, когда
Цветы и люди снова вместе.
Ведущий:
- Но все проходит, проходит и война, и наступает долгожданный мир. К этому событию есть замечательное стихотворение :
Мир
Как многозначно слово «Мир».
И небеса с их чудесами
И всё, что есть под небесами,
Мы называем словом «Мир».
Как многослойно слово «Мир»
У всех существ, у всех растений.
Их жизнь в любой её ступени
Мы называем словом «Мир»
Как многолико слово «Мир»
Все вещи, названные нами
Пленительными именами,
Мы называем словом «Мир»
Как разнятся его черты
В дистанции такой огромной:
Душевный мир и мир загробный,
Мир ужаса и красоты.
О, как желанно слово «Мир»!
Когда уже мильоны сгубят
И ужасы войны отступят,
Приходит долгожданный Мир.
Мир- мера чести и добру.
При неудаче и удаче
Стоять перед народом - значит
Стоять всё так же – на миру.
Педагог переворачивает календарь знаменательных дат.
Год 1947…
Ведущий:
- Ребята, какое знаменательное событие произошло в жизни Федорова в этот год?
Ведущий:
- Да, правильно, встреча с любимой женщиной.
(слушаем литературно – музыкальную композицию «Любовь»)
Ведущий:
- А какие события произошли на этом отрезке жизни Федорова.
(Обсуждение биографии)
Ведущий:
- Наиболее подходящие произведение, какое?
Читает ученик:
Три года живу я в столице,
Люблю я столицу… и вот,-
Когда она вся озарится,
То чем - то напомнит завод.
Припомнится город мне близкий,
И тут же представится мне:
Летят автогенные брызги,
Скользят по кирпичной стене.
И вдруг с ничего затоскую,
Да так, что сдержаться нет сил,
Я вспоминал тогда мастерскую
И цех, где я мастером был.
Представляю на миг лишь единый
Пролеты больших корпусов,
Бульдозеров гнутые спины
И вздохи чугунных прессов.
Рабочих - за именем имя
Проходят минутой такой,
И вот я представляю, что с ними
Работает мастер другой.
И может быть, так, между прочим,
Хорошую память храня,
Какой – нибудь старый рабочий
Ему говорит про меня:
- Москва, мол, кому не приснится,
И он- де, упрямый такой,
Уехал за песней в столицу,
А песня живет в мастерской.
И скажет еще, что теперь я
Решил поучиться и сам,
Охотно уйду в подмастерья
К московским большим мастером
Тогда неуемным желаньем
И верой наполнится грудь,
Что я свое прежнее званье
Сумею обратно вернуть.
Ведущий:
- Молодцы, хорошо знаете биографию поэта. Действительно, именно на этот период приходится творческий расцвет, жизнь поэта в Москве.
Педагог переворачивает календарь знаменательных дат.
Год 1970…
Ведущий:
- Но несмотря на успех, признание, поэт каждый год возвращается на свою малую Родину – Марьевку. У поэта – была особая вера в эту землю.
«Вот попью водицы из родника, поем черемши – и все болезни как рукой снимет.
А ведь вы же знаете, что Василий Федоров был болен. У него был тяжелое заболевание сердца.
(дискуссия с ребятами об этом периоде жизни Федорова)
Педагог переворачивает календарь знаменательных дат.
Год 1984…
Ведущий:
- «Я уже не с вами, я уже не тут, я в садах, где птицы райские поют»
А через три дня поэта не стало, не стало удивительного человека, который любил природу, свою Родину, который нес людям свет, доброту своими прекрасными произведениями.
- Сегодня звучало много стихов Василия Федорова, и у нас с вами получился
замечательный разговор о жизни и творчестве поэта. Пусть эти свечи горит в
память о великом поэте, художнике слова - Василии Дмитриевиче Федорове. А
для нас из глубины времени, прозвучит голос поэта со стихотворением «Прощай,
село, я сын твоих полей»
(Перед прослушиванием зажечь свечи).
Заканчивается экспедиция литературно – музыкальной композицией «По главной сути» в исполнении Марины Аристовой и Юрия Адаменко на стихи В. Д. Федорова
Спасибо!
Литература
1. Жил по совести поэт [текст] : научно – популярное издание/составитель Т. И. Малахова- Кемерово, 1990.- 148с.
2. Воспоминания о поэте Василии Федорове [текст] : сборник/ составитель Т. И. Малахова – Кемерово, 1987.- 288с.
3. Федоров, В. Д. Сны поэта [текст] : книга/ Советский писатель, 1988.- 272с.